Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно – правовой статус Российской федерации как государства. Официальные символы РФ и порядок их использования.

Становление и развитие России как федеративного государства.

31.03.1992 подписан Федеративный договор, включающий договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ. Субъектами РФ наряду с республиками признаны края, области, автономные области и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Расширены права всех субъектов РФ, подробно разграничены предметы ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. 10.04.1992 Федеративный договор включен в качестве составной части в Конституцию РСФСР. На VI Съезде народных депутатов 21.04.1992 официальное наименование страны вместо РСФСР изменено на РФ – Россия.

КРФ, принятая 12.12.1993 в ст.1 провозгласила, что РФ – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны. В ст.65 КРФ установила, что в составе РФ находятся 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Особенности Российского федерализма:

  • 1. Россия была провозглашена федерацией в конституции
  • 2. Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной
  • 3. Россия создавалась как ассиметричная федерация
  • 4. Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам
  • 5. Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава
  • 6. Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

Конституционно – правовой статус Российской федерации как государства. Официальные символы РФ и порядок их использования.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

- территории ее субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Порядок использования каждого из государственных символов определяется соответствующими федеральным конституционным законом (порядок использования Государственного флага – законом о флаге; Государственного герба – законом о гербе; Государственного гимна – законом о гимне). Отступления от норм, установленных названными законами, возможны только в случае принятия установленным порядком поправок или дополнений к данным законам, а также, в части установления дополнительных допустимых или обязательных случаев использования государственных символов, по решению Президента Российской Федерации, оформленному Указом Президента Российской Федерации. Никто не обладает правом разрешить или предписывать использование какого-либо из государственных символов, если таковое использование не предусмотрено или запрещается соответствующим законом. В случаях, когда использование какого-либо из государственных символов предписано соответствующим законом или признано законом допустимым, для использования соответствующего государственного символа не требуется запрашивать или получать разрешение из какой-либо инстанции.

Государственные символы Российской Федерации являются символами российского государства, его суверенитета, единства и сплоченности его граждан. В этой связи, государственные символы должны употребляться адекватно своему значению, то есть:
- для маркировки государственного, того, что исходит от государства, является проявлением государственной власти и государственных полномочий, того, что равно обязательно для всех россиян, как граждан своей страны;
- для демонстрации единства и сплоченности граждан, общего значения для всей России того или иного действия, события;
- для представительства России на международной арене.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...