Раздел 3. Указатели поворотов и включатель стоп-сигнала
Введение
Безопасная работа водителя на автомобиле невозможна без приборов освещения и световой сигнализации. В зависимости от скорости движения свет фар должен обеспечить просматриваемость дороги с тем, чтобы автомобиль можно было своевременно остановить при появившемся в пределах видимости препятствии. Необходимо также иметь габаритные фонари и другие световые приборы, обеспечивающие нормальные условия безопасной работы водителя и удобства для пассажиров в темное время суток в условиях ограниченной видимости. Основными приборами освещения на автомобиле являются: фары, подфарники, габаритное освещение, задние фонари, плафоны, подкапотная лампа, лампы освещения приборов и переносная лампа. Для включения приборов освещения служат центральный и ножной переключатели, включатели плафонов и других приборов освещения.
Раздел 1. Фары
В условиях движения в темное время суток или при плохой видимости необходимо освещать дорогу впереди автомобиля, а при большой скорости — на значительное расстояние. Для этой цели применяют фары. Фары устанавливают в передней части автомобиля. Состоит фара из корпуса, рефлектора, рассеивателя, патрона, лампы, прокладок, регулировочного устройства и ободка. Корпус штампуют из стали и внутри к нему крепят оптическую систему, состоящую из рефлектора, стекларассеивателя и лампы с патроном. Рефлектор служит для создания направленного пучка света и представляет собой вогнутое стальное зеркало, покрытое внутри слоем алюминия для хорошего отражения света. В центре рефлектора сделано отверстие для крепления патрона с двухнитевой лампой. Лампа крепится при помощи фланцевого цоколя в патроне так, чтобы нить дальнего света находилась в фокусе рефлектора. Патрон изготовляют в большинстве случаев из пластмассы и в нем имеются три контактных штыря с пружинами. Для соединения с источниками тока на патрон надевают контактную колодку с проводами.
Создаваемый рефлектором направленный пучок света не обеспечивает равномерного освещения дороги впереди автомобиля. Для равномерного распределения света на дороге перед автомобилем служит рассеиватель, закрывающий рефлектор снаружи. Ребра на рассеивателе преломляют лучи света и равномерно распределяют их по дороге. Крепится рассеиватель к рефлектору скобками, а чтобы на рефлектор не попала пыль и грязь, между рассеивателем и рефлектором уложена прокладка. Рефлектор со стеклом в сборе крепится ободком и винтами к корпусу оптической системы, который, в свою очередь, крепится к основному корпусу фары регулировочными винтами и пружинами.
Раздел 2. Подфарники и задний фонарь
Для обозначения габаритов автомобиля в ночное время при движении и на стоянке служат подфарники. Подфарники размещены на передних крыльях в гнездах, а на изучаемых автомобилях совмещены с передними указателями поворотов. Подфарники состоят из штампованного корпуса, стекла, ободка с прокладкой, патрона и лампы. Задние фонари применяют для обозначения габарита автомобиля и освещения номерного знака. Вместе с задними фонарями могут совмещаться стоп-сигнал и указатель поворотов. Фонари бокового повторителя указателя поворотов устанавливают на передних крыльях. Рассеиватель — оранжевого цвета. Задний фонарь грузовых автомобилей состоит из корпуса, ободка, заднего красного и бокового бесцветного стекол, патрона и двухнитиевой лампы. Одна нить лампы через боковое стекло освещает номерной знак и дает задний сигнальный свет, другая нить большей светосилы загорается при торможении. Задние указатели поворотов в изучаемых автомобилях совмещены со стоп-сигналами и габаритными фонарями. На крыше кабины автомобилей-тягачей установлено по три опознавательных фонаря автопоезда. Для освещения дороги при движении автомобиля задним ходом устанавливают два фонаря заднего хода, которые включаются датчиком.
Для освещения контрольно-измерительных приборов в ночное время на щитке установлены лампы небольшой светосилы. Кабину грузового автомобиля освещают плафоны, состоящие из корпуса, патрона с лампой, ободка н матового стекла. Двигатель при ремонте или осмотре в ночное время освещает подкапотная лампа. Переносная лампа состоит из корпуса с рефлектором, патрона, лампы, шнура и вилки. Для включения переносной лампы установлена штепсельная розетка.
Раздел 3. Указатели поворотов и включатель стоп-сигнала
Перемещение автомобиля из ряда в ряд, правые и левые повороты и ряд других маневров, связанных с изменением направления движения автомобиля, представляют собой значительную опасность, если их выполнять без предупреждения других' участников движения. Для предупреждения о предстоящем маневре автомобили оборудованы указателями поворотов, подающими сигнал мигающим светом. Обычно эти указатели совмещены с подфарниками и задними фонарями. Световой указатель поворотов состоит из переключателя и прерывателя (реле). Наибольшее применение на автомобилях имеют электромагнитно-тепловые прерыватели тока. Такой прерыватель состоит из сердечника с обмоткой, панели, двух якорьков, четырех серебряных контактов, нихромовой струны, бронзовой пластинки и резистора. Левый якорек и два контакта замыкают и размыкают цепь сигнальных ламп, а правый дополнительный якорек с контактами обеспечивает работу контрольной лампы. При замыкании переключателем цепи сигнальных ламп ток от источника поступает через обмотку, минуя контакты (они разомкнуты), на резистор, нихромовую струну, левый якорек, лампы и на «массу». Так как ток проходит через резистор и струну, накал нити лампы будет невелик, а струна под действием тока нагревается, удлиняется и дает возможность левому якорьку притянуться к сердечнику, а контактам замкнуться. При таком положении ток на лампы поступает через замкнутые контакты, минуя резистор, и они будут светиться ярким светом. Обесточенная струна, охлаждаясь, укоротится и опять разомкнет контакты, при этом накал нити лампы уменьшится. Замыкание и размыкание контактов, а следовательно, и мигание сигнальных ламп указателей поворотов, пока они включены, будет происходить 60—120 раз в минуту. При увеличении силы тока в обмотке сердечника, т. е. при замкнутых левых контактах, дополнительный якорек притягивается и замыкает контактами цепь контрольной лампы. После размыкания левых контактов сила тока в обмотке сердечника уменьшается и правые контакты разомкнутся.
Включение стоп-сигнала при торможении автомобиля рабочим тормозом осуществляется включателем. На изучаемых автомобилях применяют включатели с гидравлическим или пневматическим приводом. На автомобилях с гидравлическим приводом тормозов включатель установлен на главном тормозном цилиндре. Такой включатель состоит из корпуса, диафрагмы, крышки с контактами, штока, контактной пластины и пружины. При нажатии на педаль тормоза жидкость под давлением поступает под диафрагму и прогибает ее. Диафрагма через шток перемещает контактную пластину и замыкает контакты цепи стоп-сигнала — лампы загораются. При растормаживании, когда давление жидкости прекращается, пружина отжимает контактную гегсастину и цепь размыкается. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов включатель стоп-сигнала установлен на тормозном кране или после него. По своему устройству, этот включатель подобен гидравлическому, но в отличие от него на диафрагму оказывает давление не жидкость, а сжатый воздух.
Раздел 4. Предохранители
Провода, соединяющие источники тока с потребителями, рассчитаны на силу тока определенной величины, Если в результате порчи изоляции провод будет соприкасаться с массой до потребителей (произойдет короткое замыкание), то вследствие большой силы тока провода накалятся, изоляция сгорит и может произойти пожар, кроме того, аккумуляторная батарея, установленная на автомобиле, будет интенсивно разряжаться.
Чтобы предохранить провода от порчи, а аккумуляторную батарею от бесполезного разряда, применяют термобиметаллические предохранители, которые размыкают цепь в случае короткого замыкания. Такие предохранители состоят из корпуса с неподвижным контактом и биметаллической пластины с контактом, оба контакта прижаты друг к другу. При прохождении силы тока больше расчетной биметаллическая пластина, нагреваясь, выгибается и размыкает контакты. При охлаждении пластины контакты вновь замкнутся, при этом слышится характерное пощелкивание. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будет выключена цепь при помощи выключателя или не будет устранена неисправность (короткое замыкание). Термобиметаллические предохранители могут быть и однократного действия, в которых контакты после размыкания сомкнутся только при нажатии на кнопку. На автомобиле 3 термобиметаллических предохранителя: 1. биметаллический предохранитель многократного действия расположен на центральном переключателе света (он предохраняет цепь наружного освещения и ламп освещения щитка приборов); 2. предохранитель однократного действия на 20 А для цепей сигнала и штепсельной розетки переносной лампы, установленной слева за щитком приборов; 3. два предохранителя в цепи питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателя поворотов.
Заключение
В приборах освещения источником света служит электрическая лампа, которая состоит из стеклянного баллона, электродов, вольфрамовой спиральной нити и металлического цоколя. Из стеклянных баллонов воздух выкачивают и вместо него вводят инертный газ, после чего баллоны герметически запаивают. В некоторых осветительных приборах применяют лампы не с одной, а с двумя нитями. Поэтому лампы могут быть одноконтактными, имеющими одну нить и два электрода, один из которых выведен на изолированный торец цоколя, а другой — припаян к цоколю (массе), и двухконтактными, имеющими две нити и три электрода, один из которых присоединен к цоколю, а два выведены на изолированный торец цоколя двумя контактами. Кроме таких ламп, применяют двухнитиевые лампы с экраном, который обеспечивает смещение пучка света вправо или вниз, что уменьшает ослепляемость водителей встречных транспортных средств, а следовательно, повышает и безопасность движения. Список использованной литературы
1 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;
2 ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования»; 3 ГОСТ 8769-75 (CT СЭВ 4122-83) Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости; 4 Гуторов М. М. Основы светотехники и источники света: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Энергоатомиздат, 1983, с. 384; 5 Туревский И.С., Соколов В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей: учебное пособие. – М: ИД «ФОРУМ»: ИНФА –М, 2009. – 368с: ил.; 6 http://www.ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия «Википедия»; 7 http://www.zr.ru/ - Интернет сайт автомобильного журнала «За рулем!»; 8 http://www.drive.ru/ - Интернет сайт «Тест-драйв».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|