Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тексты рассказов В.Шукшина на практическом занятии ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Практическое занятие №1

Специфика «оттепельных» произведений.

Всем читать рассказ И.Грековой «Хозяева жизни».

Вопросы:

проблематика, тематика, авторский взгляд, творческая история (объяснить, по каким причинам рассказ долго не публиковался).

 

Индивидуальные сообщения:

 

1. Л.Чуковская. Софья Петровна (повесть): мир и маленький человек в условиях сталинских репрессий; как и по какой причине изменяется главная героиня.

Ф.И. студента:

 

2. Д.Гранин. Собственное мнение (рассказ): проблематика, система персонажей, использование деталей.

Ф.И. студента:

 

 

3. А.Яшин. Рычаги (рассказ): «оттепельные» признаки произведения.

Ф.И. студента:

Практическое занятие № 2-3

Тема: РОМАН БОРИСА ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

 

Вопросы:

 

1. История создания, публикации романа, присуждения Б.Пастернаку Нобелевской премии.

2. Лиризм романа. Факт эпохи и его лирическое восприятие в романе. Влияние лиризма на систему речевого стиля.

3. Символы в романе. Их содержательное и композиционное значение.

4. Образы Юрия Живаго, Лары, Стрельникова.

5. Роль стихов Юрия Живаго в романе.

 

Литература:

1. «Доктор Живаго» Б.Пастернака. Сборник статей. Серия «С разных точек зрения». М.,1990 (или переиздание). Законспектировать статьи А.Вознесенского, Д.Лихачева, Н.Ивановой.

2. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» \ Новый мир, 1988, №6, с.205.

3. Штейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. Гл.VIII. «Вечности заложник» (Борис Пастернак. «Доктор Живаго»). М., Высшая школа.1994. С.216 – 246.

4. Бондарчук Е.М. Сюжетная функция 17-й главы романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» \ Проблемы изучения литературного процесса Х1Х – ХХ веков. Самара, издательство «Самарский университет», 2000. С.109 – 121.

5. Лейдерман Н., Липовецкий М. Кристаллизация новой художественной стратегии: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака (1946 – 1955) // Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Книга 1. М., 2001. С.35 – 51.

6. Доктор Живаго. Пастернак, 1958. Италия. Антология статей (пер. с итальян.). К 50-летию выхода «Доктора Живаго». М., 2012.

 

Индивидуальное сообщение:

1. Мнение Варлама Шаламова о романе Б.Пастернака. См.: Шаламов В. Письма Б.Пастернаку \ Шаламов В. Собр.соч. Т.4.М.,1998. С.402-430.

 

Текст романа на занятии необходим!

Практическое занятие №4

«Молодежная» проза периода оттепели.

 

ВСЕМ: Василий Аксенов. Затоваренная бочкотара.

Вопросы:

1. Особенности композиции и стиля;

2. Специфика хронотопа;

3.Система персонажей.

 

 

Индивидуальные сообщения:

1. В.Аксенов. Звездный билет: отражение «оттепельных» настроений; особенности поэтики повести. Ф.И. студента:

 

2. В.Аксенов. Апельсины из Марокко: особенности организации повествования; тематика и проблематика повести. Ф.И. студента:

 

3. Анатолий Гладилин – один из первых «шестидесятников» (повесть «Хроника времен Виктора Подгурского». Ф.И. студента:

 

Практическое занятие №5 -6

Особенности «деревенской» прозы.

 

Василий Белов. Повесть «Привычное дело»,1966 г.

Вопросы:

1. Особенности композиции сюжета повести. Образ дороги, его многозначность.

2. Свойства хронотопа повести (замедление и убыстрение художественного времени, возвращение в прошлое, пространство «свое» и «чужое» и т.п.).

3. Неоднозначность характера Ивана Африкановича Дрынова, «сокровенного человека».

4. Значение образа Катерины в развертывании сюжета повести и для понимания характера Ивана Африкановича.

 

Литература:

Селезнев Ю. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М., 1983.

 

 

Валентин Распутин. Повесть «Живи и помни», 1974 год.

Вопросы:

1. Взаимодействие и нерасторжимость «военной» и «деревенской» тематики в повести.

2. Изменение характера Андрея Гуськова.

3. Трагизм образа Настены.

 

Литература:

Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990.

Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987.

 

 

Федор Абрамов. Повесть «Пелагея», 1969 год.

Вопросы:

1. Характер конфликта в повести. Соотношение фабулы и сюжета.

2. Отражение в судьбе Пелагеи судьбы страны, русской женщины.

3. Историческая обусловленность центральных образов повести.

 

Литература:

Золотусский И. Федор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. М., 1986.

Оклянский Ю. Дом на угоре: О Федоре Абрамове и его книгах. М., 1990.

 

Практическое занятие №7

(с элементами лекции)

Свойства поэтики рассказов В.Шукшина

 

Вопросы:

1. Малая проза В.Шукшина - «рассказы о характерах». Средства создания характеров (диалог, авторский комментарий, портрет и т.д.). Анализ рассказа «Ноль – ноль целых».

2. Особенность психологизма в рассказах В.Шукшина (на примере рассказа «Осенью»).

3. Роль подтекста в рассказа В.Шукшина. Анализ рассказов «Дядя Ермолай», «Думы», «Алеша Бесконвойный».

4. Проблема творческой эволюции писателя. Сравнение одного из первых рассказов – «Светлые души» – и последнего рассказа В.Шукшина «Кляуза» (проследить за изменением авторской интонации, за оценкой писателем нравственного состояния человека).

5. «Чудики» как тип шукшинского героя (рассказы «Чудик». «Раскас». «Миль пардон, мадам!», «Микроскоп»).

6. Место В.Шукшина в русской прозе 60 –70х годов (среди возможных вариантов: «деревенщик»; «промежуточный писатель»; мастер «рассказа – анекдота»; создатель образов «чудиков»; писатель, сумевший отразить русский национальный характер своего времени).

Индивидуальные задания:

1. Об интертекстуальности рассказа В.Шукшина «Даешь сердце!»: статья В.В.Десятова из «Шукшинского вестника», с.33-35.

2. Тема города в новеллистике Шукшина (ст. Н.Ковтун в том же сб.)

3. Тема войны в рассказах Шукшина (по ст. Т.Рыбальченко).

Литература:

1. Карпова В. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. М., 1986.С.44 – 118.

2. Варламов А. Платонов и Шукшин: Геополитические оси русской литературы // Москва.1998, №2. С.167 – 174.

3. Горн В. Растревоженная душа // Шукшинские чтения. Вып.2. Барнаул, 1989. С.59-66.

4. Лейдерман Н. Рассказ Василия Шукшина // Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60 –70е гг. Свердловск, 1982. С.49 – 65.

5. Ягункова Л.Д. Василий Шукшин. Земной праведник.

6. Ермолаева Л. О творчестве Василия Макаровича Шукшина // Литература в школе. 2006, №3. С.2 – 8.

7. Горячий брат наш… К 80-летию со дня рождения В.М.Шукшина // Роман-газета. 2009, №13.

8. Шукшинский вестник. Барнаул, 2011.

Тексты рассказов В.Шукшина на практическом занятии ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Практическое занятие № 8

«Лагерная проза» А.Солженицына и В.Шаламова (4 часа).

 

Вопросы:

1. «Матренин двор» А.Солженицына: документальность, автобиографизм. Особенности повествования. «Праведничество» Матрены.

2. «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына: особенности человеческого существования в условиях лагеря. Жанровые особенности, композиция «Одного дня…». Хронология дня, ее координаты в «Одном дне Ивана Денисовича» А.Солженицына. Относительность времени. Замкнутость художественного пространства.

3. Иван Денисович и Платон Каратаев: общее, различное.

4. Сравнение «Одного дня…» с рассказом В.Шаламова «Тишина».

5. Проблема «расчеловечивания» в рассказах В.Шаламова.

6. Особенности хронотопа и композиции рассказов В.Шаламова.

 

Индивидуальные задания:

1. Образ Варлама Шаламова в рассказе И.Полянской «Тихая комната»: Новый мир, 1995, №3 (20 страниц!) (можно вдвоем или втроем готовить)

2. Знакомство с шаламовским текстом «Что я видел и понял в лагере» (обзорно): что удивило, что поразило.

 

Литература:

1. Шаламов В. О прозе // Шаламов В. Собр.соч.в 4-х тт. Т.4. М., 1988. С.357-371.

2. Шаламов В. Что я видел и понял в лагере. На сайте ШАЛАМОВ.РУ

3. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. 1991. №3. С.182-192.

4. ФренкельВ. В круге последнем: В.Шаламов и А.Солженицын // Даугава.1990. №4. С.79-86.

5. Некрасова И. Время и пространство в рассказах В.Шаламова // Содержательность форм в художественной литературе. Самара, 1993. С.135 – 147.

6. Некрасова И. «У каждого – своя правда»: К вопросу о нравственных исканиях В.Шаламова // Финк Л.А. и др. Литература и общечеловеческие ценности. Сб. Самара, 1996. С.163 – 173.

7. Некрасова И. Судьба и творчество Варлама Шаламова: Монография. Самара, 2003.

8. Темпест Р. Геометрия ада: Поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» // Звезда. 1998. №12.

9. Мурин Д. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе. 1990. №5. С.103 – 109.

10. Максименков Л. Иван Денисович в Кремле // Огонек. 2012, №45. 12 ноября.

 

Тексты:

1. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.

2. Шаламов В. Из книги «Колымские рассказы»: «Ночью», «Сгущенное молоко», «Ягоды», «Детские картинки», «Апостол Павел», «Плотники», «Шерри-бренди» и др.; из сборника «Воскрешение лиственницы» - «Тишина». Чтение бОльшего количества рассказов приветствуется.

Практическое занятие № 9.

«Московские» повести Ю.В.Трифонова: особенности поэтики

 

Повесть «Дом на набережной»:

- организация сюжета (наложение двух сюжетов);

- система персонажей;

- основные субъекты речи;

- особенности художественного времени и его влияние на раскрытие образов персонажей.

 

Литература:

1. Иванова Н. Проза Ю.Трифонова (Любое издание). Глава о «московских» повестях.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. От «советского писателя» к писателю советской эпохи: Путь Юрия Трифонова. Екатеринбург, 2001.

3. Санджи- Гаряева З.С., Романенко А.П. Метапоэтика Юрия Трифонова ∕∕ Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: Художественный опыт XX - начала XXI веков. Вып.2. Сб. научных трудов. Саратов, 2008. С.244-253.

4. Шитов Л.П., Поликарпов В.Д. Судьба Юрия Трифонова: факты, документы, воспоминания. М., 2006.

Практическое занятие № 10

Специфика содержания и свойства поэтики

русской прозы 80х гг. ХХ в. (на примере романов «Пожар» В.Распутина,

«Печальный детектив» В.Астафьева, «Плаха» Ч.Айтматова)

 

По всем трем произведениям:

1. История создания.

2. Фабула.

3. Специфика системы персонажей,

4. Основные черты поэтики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...