Приложения к Уставу Лиги Наций
УСТАВ (СТАТУТ) ЛИГИ НАЦИЙ Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности необходимо взять на себя обязательства не прибегать к войне, поддерживать между государствами открытые, справедливые, преисполненные достоинства отношения, строго соблюдать нормы международного права, признаваемые отныне действующими правилами поведения для всех Правительств, соблюдать справедливость и добросовестно выполнять во взаимоотношениях между организованными народами все налагаемые договорами обязательства, принимают настоящий Устав Лиги Наций. Статья 1 Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из Подписавшихся, которые указаны в Приложении к настоящему Уставу, а также другие Государства, указанные в Приложении, которые подпишут настоящий Устав без каких-либо оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев после вступления Устава в силу, о чём остальные члены Лиги будут оповещены. Все государства, самоуправляющиеся доминионы или колонии, которые не указаны в Приложении, могут стать Членами Лиги, если за их приём в Лигу выскажется две трети Ассамблеи и при условиях, что они дадут действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать свои международные обязательства, а также согласятся с положениями, которые могут быть установлены Лигой в отношении их военных, морских и воздушных сил и вооружений. Любой Член Лиги может, после предварительного, сделанного за два года, предупреждения, выйти из Лиги при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.
Статья 2 Деятельность Лиги, в соответствии с настоящим Уставом, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат. Статья 3 Ассамблея состоит из Представителей Членов Лиги. Она собирается в установленное время и в любой другой момент, если того потребуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в другом таком месте, которое может быть назначено. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги или которые затрагивают всеобщий мир. Каждый Член Лиги может иметь на заседаниях Ассамблеи не более трёх Представителей и располагает только одним голосом.
Статья 4 Совет состоит из Представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав, а также из Представителей четырёх других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в установленные ею сроки. Впредь до первого назначения Ассамблеей членами Совета являются Представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным. Он может, также с одобрения большинства Ассамблеи, увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства и по меньшей мере один раз в год, в месте пребывания Лиги или в другом таком месте, которое может быть назначено. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу деятельности Лиги или затрагивающими всеобщий мир. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается направить для присутствия в нем своего Представителя, когда на рассмотрение Совета выносится вопрос, непосредственно затрагивающий его интересы. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает только одним голосом и имеет только одного Представителя.
Статья 5 Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора[1], решения Ассамблеи или Совета принимаются представленными в них Членами Лиги единогласно. Любые процедурные вопросы, возникающие на заседаниях Ассамблеи или Совета, включая назначение Комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, а решения выносятся большинством представленных в них Членов Лиги. Первое заседание Ассамблеи и первое заседание Совета будут созваны Президентом Соединённых Штатов Америки. Статья 6 Постоянный Секретариат располагается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального Секретаря, а также других секретарей и необходимый персонал. Имя первого Генерального Секретаря указано в приложении. Впоследствии Генеральный Секретарь будет назначаться Советом с одобрения большинства Ассамблеи. Секретари и персонал Секретариата назначаются Генеральным Секретарём с одобрения Совета. Генеральный Секретарь Лиги является по должности Генеральным Секретарём Ассамблеи и Совета. Расходы Секретариата несут Члены Лиги в пропорции, установленной для Международного Бюро Всемирного Почтового Союза. Статья 7 Местом пребывания Лиги устанавливается Женева. Совет может в любой момент перенести его в любое другое место. Все должности в Лиге или в состоящих при ней учреждениях, включая Секретариат, одинаково доступны как мужчинам, так и женщинам. Представители Членов Лиги и её официальные лица пользуются при исполнении своих обязанностей дипломатическими привилегиями и дипломатическим иммунитетом. Здания и земельные участки, занятые Лигой, её учреждениями или для её заседаний, неприкосновенны. Статья 8 Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и совместным исполнением ими международных обязательств. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготавливает планы этого ограничения с целью их рассмотрения и принятия решения национальными Правительствами.
Эти планы должны заново рассматриваться, а в случае необходимости — и пересматриваться по меньшей мере каждые десять лет. После их одобрения национальными Правительствами предел вооружений, устанавливаемый таким образом, не может быть превышен без согласия Совета. Принимая во внимание, что частное производство военных материалов и средств ведения войны вызывает серьёзные возражения, Члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, с учётом потребностей тех Членов Лиги, которые не могут сами изготавливать военные материалы и средства ведения войны, необходимые для их безопасности. Члены Лиги обязуются обмениваться самой полной и достоверной информацией, касающейся их военной, морской и воздушной программ и состояния тех отраслей их промышленности, которые могут быть использованы в военных целях. Статья 9 Создается Постоянная Комиссия, которая будет готовить для Совета заключения, касающиеся выполнения статей 1 и 8 Устава, а также в целом по военным, морским и воздушным вопросам. Статья 10 Члены Лиги обязуются уважать и защищать от внешней агрессии территориальную целостность и политическую независимость всех Членов Лиги. В случае агрессии или угрозы её совершения Совет определяет меры к обеспечению выполнения данного обязательства. Статья 11 Определённо объявляется, что любая война или угроза войны, которая прямо или косвенно затрагивает кого-либо из Членов Лиги, является предметом озабоченности Лиги в целом и что последняя должна принять меры, способные разумно и эффективно защитить всеобщий мир. В данном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает заседание Совета по требованию любого Члена Лиги. Кроме того, объявляется, что каждый Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на любое обстоятельство, влияющее на международные отношения, которое угрожает всеобщему миру и доброму согласию между нациями, от которого мир зависит.
Статья 12 Все Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они так- же соглашаются, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трёхмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета. Во всех случаях, предусмотренных этой статьёй, решение третейских судей должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение. Статья 13 Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, который, по их мнению, может быть разрешён третейским судом и который не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическими методами, то этот вопрос будет подвергнут третейскому разбирательству. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, подлежащих третейскому разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, к вопросам международного права, к наличию какого-либо факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объёму и способу возмещения, полагающемуся за такое нарушение. Третейским судом, в который передаётся дело, является Постоянная Палата Международного Суда, создаваемая в соответствии со статьёй 13 Устава, или же Суд, указанный самими Сторонами либо предусмотренный ранее заключёнными ими соглашениями. Члены Лиги обязуются выполнять добросовестно вынесенные третейскими судами решения и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет действовать в соответствии с ними. В случае невыполнения судебного решения Совет предлагает меры, которые должны обеспечить его осуществление. Статья 14 Совету поручается подготовить проект создания Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые Стороны сочтут нужным передать на её рассмотрение. Она также будет давать консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в неё Советом или Ассамблеей. Статья 15 Если между Членами Лиги возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому разбирательству, предусмотренному статьёй 13, то Члены Лиги соглашаются представить его на рассмотрение Совета. Для этого достаточно, чтобы один из участников спора указал на его существование Генеральному Секретарю, который предпримет соответствующие меры для его полного расследования и рассмотрения.
Участники спора должны в кратчайший срок изложить Генеральному Секретарю существо их дела, представив ему все необходимые факты и документы. Совет, со своей стороны, может распорядиться об их немедленном опубликовании. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если это ему удаётся, то он публикует в той форме, в какой сочтёт нужным, разъяснение существа дела, содержащее установленные факты и условия этого урегулирования. Если спор не может быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо большинством голосов, в котором излагаются обстоятельства спора, а также решения, предлагаемые им как наиболее справедливые и наиболее подходящие к данному случаю. Любой Член Лиги, представленный в Совете, также имеет право обнародовать факты, относящиеся к спору, и свои собственные выводы. Если доклад Совета принят единогласно, причём голоса Представителей Сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против любой Стороны, которая подчинится сделанным в докладе выводам. В том случае, если Совету не удаётся добиться принятия его доклада всеми его Членами, исключая Представителей Сторон в споре, Члены Лиги оставляют за собой право поступать как они считают нужным для сохранения права и правосудия. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признаёт, что спор касается вопроса, относимого международным правом исключительно к ведению данной Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая, однако, какого-либо решения по существу вопроса. Во всех случаях, предусмотренных настоящей статьёй, Совет может вынести спор на рассмотрение Ассамблеи. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение 14 дней начиная с момента, когда спор внесён в Совет. Во всяком деле, переданном на рассмотрение Ассамблеи, постановления настоящей статьи, как и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Устанавливается, что доклад, подготовленный Ассамблеей с одобрения Представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением Представителей Сторон, имеет ту же силу, что и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, за исключением представителей Сторон. Статья 16 Если Член Лиги прибегает к войне в нарушение обязательств, предусмотренных в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto[2] рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить любые отношения между своими гражданами и гражданами Государства, нарушившего Устав, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные отношения между гражданами этого Государства и гражданами всякого другого Государства вне зависимости от того, является ли оно Членом Лиги или нет. В этом случае Совет обязан предложить заинтересованным Правительствам численный состав военных, морских и воздушных сил, который Члены Лиги направят для участия в вооружённых силах, предназначенных для защиты обязательств Лиги. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную помощь в принятии экономических и финансовых мер, предусмотренных настоящей статьёй, чтобы сократить до минимума вытекающие из них потери и неудобства. Они также оказывают друг другу взаимную поддержку для противодействия любым направленным против них мерам, предпринимаемым Государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые меры для разрешения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в совместных действиях с целью защиты обязательств Лиги. Может быть исключён из Лиги всякий её Член, оказавшийся виновным в нарушении какого-либо обязательства, вытекающего из Устава. Решение об исключении выносится голосами всех остальных Членов Лиги, представленных в Совете. Статья 17 В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, Государство или Государства, не состоящие в Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, лежащим на её Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12—16 с соблюдением изменений, сочтённых Советом необходимыми. После направления такого приглашения Совет немедленно приступает к расследованию обстоятельств спора и предлагает такие действия, которые кажутся ему наилучшими и наиболее эффективными в сложившихся обстоятельствах. Если приглашённое Государство откажется принять на себя обязательства, налагаемые на Члена Лиги в целях урегулирования спора, и прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы положения статьи 16. Если обе приглашённых Стороны отказываются принять на себя обязательства, налагаемые на Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может предпринять любые необходимые меры и вынести любые рекомендации, способные предотвратить боевые действия и привести к урегулированию спора. Статья 18 Все международные договоры, заключаемые в будущем каждым Членом Лиги, и принимаемые им на себя международные обязательства должны быть немедленно зарегистрированы в Секретариате и опубликованы последним в возможно короткие сроки. Ни один из этих международных договоров и ни одно из обязательств не вступят в силу до тех пор, пока они не будут зарегистрированы. Статья 19 Ассамблея может время от времени предлагать Членам Лиги приступить к пересмотру договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир. Статья 20 Члены Лиги признают — постольку, поскольку это касается каждого из них, — что настоящий Устав отменяет все обязательства или договорённости inter se[3], несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются впредь таковых не заключать. Если до своего вступления в Лигу её Член взял на себя обязательства, несовместимые с положениями Устава, он должен предпринять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств. Статья 21 Такие международные обязательства, как договоры о третейском разбирательстве, а также соглашения регионального характера, обеспечивающие сохранение мира, в том числе доктрина Монро, не рассматриваются как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава. Статья 22 Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в результате войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими ранее, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в сложных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав. Наилучший метод осуществить этот принцип на практике — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые благодаря своим ресурсам, своему опыту или своему географическому положению наиболее подходят для того, чтобы взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять; они осуществляли бы опеку в качестве Мандатариев от имени Лиги. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географического положения территории, её экономических условий и других аналогичных обстоятельств. Некоторые области, принадлежавшие ранее Османской империи, достигли такой степени развития, на которой их существование в качестве независимых наций может быть временно признано на условиях предоставления им административной помощи и советов со стороны Мандатария впредь до того момента, когда они окажутся способными к полной самостоятельности. Пожелания этих областей должны быть в первую очередь приняты во внимание при выборе Мандатария. Степень развития, на которой находятся другие народы, особенно народы Центральной Африки, требует, чтобы Мандатарий взял на себя управление этими территориями на условиях, которые, запрещая такие злоупотребления, как работорговля, торговля оружием и торговля алкоголем, будут гарантировать свободу совести и религии без каких-либо ограничений, кроме тех, которые может налагать необходимость поддержания общественного порядка и добрых нравов, а также на условиях воспрещения строить укрепления либо военные или морские базы и давать военное обучение туземцам, если это не делается для полицейской службы и защиты территории. Эти условия должны также обеспечить на данных территориях равные условия для торговли и предпринимательства всем другим Членам Лиги. Наконец, есть территории, такие как Юго-Западная Африка и некоторые острова в южной части Тихого океана, которые вследствие малочисленности своего населения, своей небольшой территории, своей отдалённости от центров цивилизации, своей географической близости к территории Мандатария или других обстоятельств могли бы лучше всего управляться по законам Мандатария в качестве составной части его территории, с соблюдением, в интересах туземного населения, предусмотренных выше гарантий. Во всех случаях Мандатарий должен представлять в Совет ежегодный доклад относительно вверенных ему территорий. Если степень власти, контроля или управления, подлежащих осуществлению Мандатарием, не является предметом уже достигнутого ранее соглашения между Членами Лиги, то по этим пунктам последует определённое постановление Совета. Создаётся Постоянная Комиссия, которой поручается принимать и рассматривать ежегодные доклады Мандатариев и давать Совету своё заключение по любым вопросам, относящимся к выполнению мандатов. Статья 23 В соответствии с положениями международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, Члены Лиги: а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех странах, с которыми их связывают торговые и промышленные отношения. С этой целью они учредят и будут содержать соответствующие международные организации; b) обязуются обеспечить справедливое обращение с туземным c) поручают Лиге общий контроль над соглашениями, касающимися торговли женщинами и детьми, а также торговли опиумом d) поручают Лиге общий контроль над торговлей оружием и e) примут необходимые постановления, чтобы обеспечить сохранение свободы сообщения и транзита, а также справедливый режим f) приложат усилия для того, чтобы принять меры международного характера с целью предупреждения болезней и борьбы с ними. Статья 24 Все международные бюро, ранее учреждённые многосторонними договорами, будут, при условии согласия подписавших их Сторон, поставлены под руководство Лиги. Любые другие международные бюро и любые комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги. По всем вопросам международного значения, регулируемым общими соглашениями, но не подчинённым контролю со стороны международных комиссий или бюро, Секретариат Лиги должен будет, если Стороны того потребуют и Совет на то согласится, собирать и распространять всю необходимую информацию, а также оказывать любое другое необходимое или желательное содействие. Совет может включить в расходы Секретариата расходы любого бюро или комиссии, поставленных под руководство Лиги. Статья 25 Члены Лиги обязуются содействовать и поощрять учреждение и сотрудничество добровольных национальных организаций Красного Креста, надлежащим образом уполномоченных, имеющих задачей улучшение здравоохранения, профилактику болезней и уменьшение страданий в мире. Статья 26 Поправки к настоящему Уставу будут вступать в силу после их ратификации всеми Членами Лиги, Представители которых составляют Совет, и большинством всех Членов Лиги, Представители которых образуют Ассамблею. Любой Член Лиги вправе не принять поправок, внесённых в Устав, однако в таком случае он перестаёт входить в состав Лиги. Приложения к Уставу Лиги Наций 1. Первоначальные члены Лиги Наций (государства, воевавшие Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, её доминионы (Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия; Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сиам, Соединённые Штаты Америки (впоследствии Устав не ратифицировали), Уругвай, Франция, Хиджаз (впоследствии Устав не ратифицировал), Чехословакия, Эквадор (впоследствии Устав не ратифицировал), Япония. Нейтральные государства, приглашённые к подписанию Устава: Аргентина, Дания, Испания, Колумбия, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Сальвадор, Чили, Швейцария, Швеция. 2. Первый Генеральный Секретарь Лиги Наций — сэр Джеймс
[1] Имеется в виду Версальский мирный договор.
[2] Силой факта; ввиду самого события (лат.). [3] Взаимосвязанные (лат.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|