Глава 3. Путешествие души (духа) по небесам
Абу Хурайра передаёт такой хадис: «Когда выходит душа верующего, её встречают два ангела, которые поднимаются с ней». Хаммад, один из передатчиков хадиса, говорит: «И он упомянул о благоухании, исходящем от этой души, и упомянул о мускусе». Далее в хадисе говорится: «И обитатели небес говорят: "Благая душа пришла с земли. Да благословит Аллах тебя и то тело, в котором ты обитала". Потом они прибывают с ней к её Всевышнему Господу, и Он говорит: "Отправляйтесь с ней к крайнему пределу"». Пророк В хадисе, передаваемом аль-Бара' ибн 'Азибом, Посланник
5 Хаммад сказал, что Пророк 6 В комментариях к этому хадису говорится, что имеется в виду Лотос крайнего предела для души верующего и Сиджжин для души неверующего или же имеется в виду завершение земной жизни.
ГЛАВА 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ (ДУХА) ПО НЕБЕСАМ 39 и группы ангелов взывают к Милосердному у каждых врат, прося о том, чтобы душа эта не проходила через их врата. Душу эту умащают огненным бальзамом и заворачивают в саван из Огня. И от неё исходит зловоние, которое беспокоит ангелов Милосердного. Её поднимают на небеса, но небесные врата не открывают перед ней, и тогда душу эту сбрасывают с высоты. В хадисе, который передаёт аль-Бара' ибн 'Азиб, Посланник
А вот как описывает Посланник то, что происходит со скверной душой после того, как её с силой вырывают из тела неверующего или грешника: «И проклинает её каждый ангел между небом и землёй, и каждый ангел в небесах, и перед ней закрываются небесные врата, и у каждых врат ангелы взывают к Аллаху с мольбой о том, чтобы душа эта, поднимаясь, не проходила через их врата. И когда забирает её Ангел смерти, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они облачают её в грубую власяницу, и она начинает
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 40 источать зловоние, подобное самому отвратительному зловонию, исходящему от разлагающегося трупа на земле. Потом они поднимаются с ней, и все ангелы, которые им встречаются, вопрошают: "Что это за скверная душа?" Они отвечают: "Это такой-то, сын такого-то" перечисляя самые отвратительные из тех имён, которыми его называли в этом мире. Потом они прибывают вместе с ней к нижнему небу и просят для неё разрешения войти, но ей не отворяют». После этого Посланник Аллаха Абу Хурайра
7 Здесь вовсе не имеется в виду, что небеса вмещают Аллаха и ограничивают Его — Аллах, конечно же, превыше этого! Он над небесами, отделён от Своих творений. Вот что сказал Всевышний про Свой Престол: «Его Престол объем лет небеса и землю» (сура 2 «Корова», аят 255). Посланник
ГЛАВА 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ (ДУХА) ПО НЕБЕСАМ 41 А если он был скверным человеком, ему говорят: "Выйди, о, душа скверная, что обитала в скверном теле. Выйди, достойная порицания, и знай, что ждёт тебя кипяток и гной, и много другого, подобного им". Так говорят ему, пока душа его не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса, и просят для неё разрешения войти. Им говорят: "Кто это?" Они отвечают: "Такой-то". Тогда те говорят: "Недоброе приветствие душе скверной, что обитала в скверном теле. Возвращайся, достойная порицания! Не откроются для тебя врата", И её отсылают с небес, и она отправляется в могилу...» [Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 169].
сравнению с Престолом словно брошенное в пустыне кольцо, а Престол по сравнению с Троном — словно брошенное в пустыне кольцо. Этот аят подобен словам Всевышнего: «И я непременно распну вас в стволах пальм» (сура 20 «Та, ха», аят 71) — ведь имеется в виду вовсе не то, что он распнёт их внутри пальмовых стволов. Вот и здесь имеется в виду, что Всевышний Аллах над небесами. Этот хадис подобен словам Всевышнего: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто в небесах, не заставит землю поглотить вас?» (сура 67 «Власть», аят 16). То есть в вышине. Это подобно и словам Посланника
Глава 4. Могила
Ужас могилы Хани',вольноотпущенник 'Усмана ибн 'Аффана, передаёт: «'Усман, останавливаясь около могилы, плакал так, что намокала от слёз его борода. И однажды ему сказали: "Вспоминаешь о Рае и Адском пламени и не плачешь, а вспоминая о могиле — плачешь?!" Он сказал в ответ: "Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха
Поскольку всё, бывающее после того, что происходит с человеком в могиле, будет ещё легче для спасённых, то верующий раб Аллаха, увидев в могиле блаженство, приготовленное для него Аллахом, скажет: «О Господь! Ускорь наступление Часа, чтобы вернуться мне к моим родным и моему имуществу». А неверующий, много грешивший раб Аллаха, увидев суровое наказание, уготованное ему Аллахом, скажет, несмотря на мучения, которым он подвергается в могиле: «О Господь! Пусть не наступит Час!» — потому что то, что ждёт его впереди, ещё ужаснее и тяжелее.
Мрак могилы Абу Хурайра
ГЛАВА 4. МОГИЛА 43 совершил погребальную молитву, после чего сказал: «Поистине, эти могилы наполняет мрак, окутывающий тех, кто в них находится, и, поистине, Всевышний Аллах осветит их для них посредством моей молитвы» [Бухари; Муслим; Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Байхаки; Ахмад]. Сдавливание в могиле Когда умершего помещают в могилу, она сжимает его, и этого не избежать никому — ни старику, ни молодому, ни праведному, ни грешнику. В хадисах упоминается о том, что могила сдавила даже Са'да ибн Му'аза, от смерти которого содрогнулся Трон, кому были открыты небесные врата и чьи похороны посетили семьдесят тысяч ангелов. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Посланник Аллаха Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) также передаёт, что Посланник Аллаха
Неизбежность этого сдавливания для каждого человека подтверждается тем, что не избегут его даже дети. Анас ибн Малик пересдаёт, что Посланник Аллаха Испытание в могиле
Как происходит испытание в могиле?
8 Аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса безупречен согласно условиям Муслима» [Мишкат аль-масабих, т. 1, с. 49]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 44 в могилу умершего [или: кого-то из вас], приходят к нему два иссиня-чёрных ангела, один из которых зовётся Мункар, а второй Накир. Они спрашивают; "Что ты говорил об этом человеке?" И он говорит то, что говорил при жизни: "Он раб Аллаха и Его посланник. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник". А если он был лицемером, он скажет: "Я слышал то, что говорили люди, и говорил то же самое... Я не знаю..."» [Тирмизи]9. Бара' ибн 'Азиб передаёт слова Посланника А о неверующем и грешнике сказано следующее: «И приходят к нему два ангела, громко окрикивают его, усаживают и говорят ему: "Кто твой Господь?" Он отвечает: "Э... э... Я не знаю". Тогда они говорят ему: "Какова твоя религия?" Он отвечает: "Э... э... Я не знаю". Тогда они говорят: "А что скажешь ты о человеке, который был послан к вам?" Но он не может вспомнить его имени. Тогда ему говорят: "Мухаммад" Он говорит: "Э... э... Я не знаю. Я слышал, как люди говорят то-то". Тогда они говорят: "Ты не знал и не последовал за людьми [т. е. не говорил то, что они говорили]" 10. И тогда возвещает голос с небес: "Солгал 11 раб Мой!"» Анас ибн Малик
10 То есть не пытался узнать истину сам и не последовал за теми, кто знал её. 11 То есть его слова «я не знал» — ложь, поскольку божественное послание дошло до него и он знал истину, однако отказался следовать ей. ГЛАВА 4. МОГИЛА 45 что он — раб Аллаха и Его посланник". А неверующий и лицемер скажут: "Я не знаю. Я говорил то, что говорили о нём люди". И ему будет сказано: "Не знал ты и не последовал за людьми..."» [Бухари; Муслим; Лбу Давуд; Насаи]. Сначала Посланник
Подвергаются ли неверующие испытанию в могиле? Приведённые нами хадисы указывают на то, что неверующие подвергаются испытанию в своих могилах. Однако аль-Хаким ат-Тирмизи, Ибн 'Абд-аль-Барр и ас-Суюты с этим не согласились [Ляпами' аль-анвар аль-бахиййа]. Вот довод аль-Хакима ат-Тирмизи: когда общины, жившие в прошлом, отказывались слушать направленных к ним посланников, их постигало наказание уже в этом мире, тогда как с нашей общиной этого не происходит. Кто принял ислам только потому, что опасался за свою жизнь, а потом стал лицемером, того ждёт наказание в могиле. Однако с этим можно поспорить. Например, Аллах не погубил народы, которые сочли ложью и отвергли слова посланников после ниспослания Торы [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа]. Ибн 'Абд-аль-Барр приводит в качестве доказательства достоверный хадис «Члены этой общины подвергаются испытанию в могиле». Некоторые приводят этот хадис в несколько ином виде, со словами «подвергаются допросу». Однако достоверные хадисы опровергают это утверждение. Они указывают на то, что испытание это не только для верующих и не только для нашей общины. 'Абд-аль-Хакк аль-Ишбили, Ибн аль-Каййим, аль-Куртуби, ас-Сафарини и другие придерживались мнения, что испытание в могиле ожидает всех [Куртуби. Тазкира]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 46 Подвергаются ли несовершеннолетние дети и умалишённые испытанию в могиле? Все, кто относится к категории мукалляф 12,подвергаются испытанию в могиле, кроме пророков (относительно них существуют разногласия) [Маджму' аль-фатава], а также мучеников, тех, кто несёт дозор на пути Аллаха (муравит),и тех, о ком говорится в хадисах, что они будут избавлены от этого испытания. Относительно детей и умалишённых существуют разногласия. Часть учёных утверждают, что их это испытание минует. Среди них Абу Я'ля и Ибн 'Акиль. Согласно их точке зрения, испытание — только для людей из категории мукалляф,а те, кто не может отвечать за свои поступки, через это испытание не проходят, поскольку нет смысла спрашивать их о том, что не было вменено им в обязанность. Другие учёные сказали, что они тоже подвергаются испытанию в могиле. Это мнение Абу аль-Хакима аль-Хамдани, Абу аль-Хасана ибн 'Абдуса, а также последователей аш-Шафи'и. Малик и другие передают со слов Абу Хурайры
Блаженство и мучения в могиле
Хадисы о мучениях в могиле передаются большим количеством людей (мутаватир)
12 То есть все совершеннолетние и разумные мусульмане, на которых возложено исполнение религиозных обязанностей (в противоположность детям и умалишённым, которые от этих обязанностей освобождены). ГЛАВА 4. МОГИЛА 47 это будет происходить, потому что разум, не имея связи с миром вечным, не способен постичь это. А Шариат не приносит то, что и человеческому разуму представляется невозможным, но он порой говорит о том, что человеческий разум не способен постичь до конца. Возвращение души в тело происходит не так, как происходит возвращение в этом мире, — оно не похоже на то, что мы привыкли видеть в этом мире» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. А вот ещё одна цитата: «И знай, что мучения в могиле и мучения в барзахе — истина13. И ни один из тех, кто заслужил эти мучения, не сможет их избежать независимо от того, был он похоронен или нет. Даже если его растерзали звери или он сгорел так, что превратился в пепел, который рассеялся в воздухе, даже если он был распят или утонул в море, его душу и тело постигнет то же наказание, которое постигает лежащего в могиле. И усаживание, смешивание рёбер от сдавливания и прочее также ожидает его. И мы должны понимать слова Посланника без преувеличений и преуменьшений» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. Атеисты, а также мусульмане, чрезмерно увлёкшиеся философией, отрицают существование мучений в могиле, говоря: «Их нет на самом деле». И главный их довод — что они, вскрыв могилу, не видят ничего из того, о чём упоминается в текстах Корана и Сунны [Куртуби. Тазкира]. Мучения в могиле отвергают также хариджиты и некоторые му'тазилиты, например Дырар ибн 'Амр и Бишр аль-Мариси, тогда как все приверженцы Сунны и большинство му'тазилитов признают, что эти мучения вполне реальны [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 233]. Эти люди сочли ложью то, о чём у них не было знаний. Они решили, что их глаза и уши могут увидеть и услышать абсолютно всё. А ведь сегодня мы раскрываем такие тайны Вселенной, которые были недоступны тогда их глазам и ушам. А кто верует в Аллаха, тот верит во всё, что пришло от Него. В Коране содержатся указания на то, что умершие подвергаются
13 Умирая, человек считается пребывающим в промежуточном мире (барзах), вне зависимости от того, положено его тело в могилу или нет. Здесь упоминаются два варианта пребывания в барзахе — когда тело покоится в могиле, и когда оно не было погребено, как, например, в случае с тем, чьё тело после смерти было предано огню или же он утонул и т. д. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 48 привёл слова Всевышнего: «Если бы ты видел несправедливых в предсмертных муках, когда ангелы протягивают к ним свои руки: "Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями..."» (сура 6 «Скот», аят 93), «Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения» (сура 9 «Покаяние», аят 101) и «А род фараона окружили [или поразили] скверные мучения — Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род фараона самым жестоким мучениям!» (сура 40 «Прощающий», аяты 45-46). В первом из приведённых аль-Бухари аятов речь идёт о том, как ангелы мучают неверующих, когда те умирают, как уже говорилось. Второй аят указывает на то, что лицемеров постигнут два наказания до наказания в Судный день. Первое наказание — то, что постигает их в этом мире, — это либо непосредственно кара от Аллаха, либо кара от Аллаха руками верующих. Второе наказание — мучения в могиле. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «"Мы подвергнем их мучениям дважды" — мучениям в этом мире и мучениям в могиле» [Фатх Аль-Бари,т.3,с. 233]. Ат-Табари сказал: «Вероятнее всего, одно из двух наказаний — мучение в могиле, а другое — что-то из упомянутого ранее — голод, плен, убийство, унижение или что-то иное» [Фатх Аль-Бари]. А третий аят — веский довод в пользу приверженцев Сунны, которые верят в мучения в могиле. Всевышний Аллах решил так, что семейство фараона подвергается наказанию в Огне утром и вечером. И это до Судного дня, потому что далее Всевышний говорит: «А в День наступления Часа подвергните род фараона самым жестоким мучениям!» (сура 40 «Прощающий», аят 46). Аль-Куртуби сказал: «Большинство учёных считают, что это наказание имеет место в барзахе, а это доказывает существование мучений в могиле» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 233]. Среди аятов Корана, ясно указывающих на то, что испытание и мучения в могиле действительно существуют, — слова Всевышнего Аллаха: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и в жизни вечной» (сура 14 «Ибрахим», аят 27). А в хадисе, который передал аль-Бара' ибн 'Азиб А в другой версии хадиса он добавляет: «В аяте "Аллах поддерживает верующих..." говорится о мучениях в могиле» [Бухари]. 'Аиша А в «Сахихе» Муслима приводится хадис 'Аиши А поскольку событие это очень важное, Посланник А в версии ан-Насаи есть добавление: «И из-за этого шума и волнения я не смогла понять последние слова Посланника Аллаха
Посланник в могилах Аллах даровал Своему Посланнику бану ан-Наджжар на своей мулице, и мы сопровождали его. И вдруг его мулица заупрямилась, метнулась в сторону и едва не сбросила его. И тут мы увидели могилы — шесть, пять или четыре. Пророк А в другом хадисе от Абу Айюба аль-Ансари На то, что Посланник
Слышал ли кто-то, кроме Посланника И в наше время многие люди утверждают, что они слышали или видели умерших людей, которых подвергали мучениям в их могилах. Среди этих свидетелей есть надёжные и достойные доверия люди, выдающиеся учёные, в честности и религиозности которых невозможно усомниться. Ибн Таймийя говорит об этом: «Открывается это многим людям в наше время, наяву и во сне, это известно, и они уверены в том, что видели, и у нас случалось немало подобного» [Маджму' аль-фатава]. Он также сказал, отвечая тем, кто не признаёт наказание в могиле: «Известно, что душа спящего садится, встаёт и ходит, передвигается, разговаривает и совершает разные действия, и из-за этого его тело и душа подвергается мучениям или испытывает блаженство. И это при том, что тело его покоится на ложе, глаза и рот закрыты, органы тела пребывают в покое. Однако тело может приходить в движение вследствие сильного внутреннего движения, и человек может встать, пойти, что-то сказать или закричать из-за того, что происходит у него внутри. Но ведь и с умершим может происходить то же самое. Душу (дух) его усаживают, задают ей вопросы, её заставляют испытывать блаженство или подвергают мучениям, и она кричит, и всё это связано с телом, притом что оно лежит в могиле. Бывает, что происходящие в нём процессы настолько сильны, что это отражается на теле. Его можно увидеть ГЛАВА 4. МОГИЛА 51 выходящим из могилы: он подвергается мучениям, ангелы наказания принимаются за него, и тело его приходит в движение. Он передвигается и выходит из своей могилы. Известны случаи, когда некоторые люди слышали голоса тех, кто подвергался мучениям в своих могилах, и видели тех, кто выходил из могилы, подвергаясь мучениям, или садился. Однако это не обязательно происходит с каждым умершим, так же как не каждый спящий человек садится во сне. Всё зависит от силы происходящих в нём процессов» [Маджму' аль-фатава].
Описание блаженства и мучений в могиле В хадисе аль-Бара' ибн 'Азиба Посланник
14 Упоминание о неверующем в подобных хадисах позволяет доказать, что мнение Ибн 'Абд-аль-Барра, ас-Суюты, аль-Хакима, ат-Тирмизи и их единомышленников о том, что мучения в могиле ожидают только грешников из числа верующих, а неверующие мучениям в могиле не подвергаются, неверно. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 52 и раздастся глас в небесах: «Солгал он! Постелите же ему из Огня и откройте ему врата в Огонь». И придёт к нему пламя Ада и дым его, и могила его сожмётся так, что смешаются рёбра его, и придёт к нему (а в другой версии — «...и представится ему») человек с некрасивым лицом, в отвратительной одежде, от которого будет исходить тошнотворный запах, и произнесёт: «Знай, что пришло к тебе то, что не обрадует тебя. Это день, который был обещан тебе». Тот скажет: «Да принесёт Аллах и тебе дурную весть, кто же ты? Лицо твоё — лицо того, кто приходит со злом». Он ответит: «Я — твои дурные дела и, клянусь Аллахом, знал я тебя медлящим в послушании Аллаху и быстрым в ослушании Аллаха, и да воздаст тебе Аллах злом». И приставит Аллах к нему глухого и немого слепца, с таким молотом в руках, что если бы ударил он им скалу, она рассыпалась бы в прах. И он ударит его этим молотом так, что тот рассыплется в прах. А потом Аллах вернёт ему прежний облик, и он ударит его снова, и он издаст такой вопль, что услышат его все, кроме джиннов и людей. После этого откроются перед ним врата Огня, и ему будет постелена огненная подстилка. И он скажет: «Господи, пусть не наступает Час!» А в хадисе от Анаса говорится, что верующему рабу после того, как он успешно выдержит допрос, будет сказано: «Взгляни на своё место в Огне, которое Аллах заменил тебе местом в Раю». Пророк | ||||||||||||||
|
|