Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа.
Сура3 «Семейство 'Имрана», аят 169 Масрук спросил 'Абдаллаха ибн Мас'уда об этом аяте, и тот ответил: «Мы спрашивали об этом... Их души внутри зелёных птиц. Для них устроены светильники, подвешенные к Трону, и они летают в Райских садах, куда пожелают, а потом находят приют в этих светильниках» [Муслим]. Но таково положение души не каждого мученика. Есть среди них такие, которых удерживают от входа в Рай из-за неуплаченного долга. 'Абдаллах ибн Джахш передаёт, что к Пророку пришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ждёт меня, если я буду убит на пути Аллаха?» Тот ответил: «Рай». Когда этот человек ушёл, Пророк сказал: «Кроме [того случая, когда у человека остался] долг. Об этом мне только что сообщил Джибриль» 26. 3. Души праведных верующих — они становятся птицами, которыесадятся на деревья Рая. 'Абд-ар-Рахман ибн Ка'б ибн Малик передаёт слова Пророка : «Поистине, душа мусульманина становится птицей, которая садится на деревья Рая — до тех пор, пока Аллах не вернёт её в тело в Судный день» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 995]27.
25 Имеется в виду общество ангелов, пророков и праведников. 26 Аль-Албани в своём комментарии к «Шарх аль-'акида ат-тахавиййа» назвал этот хадис достоверным. 27 Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Его содержат «Сунан» Ибн Маджи и «Муватта» Малика, а ан-Насаи приводит его в таком виде: «Поистине, души верующих внутри зелёных птиц, которые садятся на деревья Рая». МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 90 Разница между душами праведных верующих и душами мучеников в том, что души мучеников находятся в зобах райских птиц, которые летают по Райским садам и находят приют всветильниках, подвешенных к Трону, тогда как души праведных верующих находятся внутри у птиц, которые едят с райских деревьев, но не перемещаются по Раю.
Хадис о том, что души верующих становятся птицами, которые едят с деревьев Рая, вовсе не противоречит другому хадису, который передаёт Абу Хурайра, о том, что ангелы забирают душу верующего раба Аллаха и поднимаются с ней в небеса, а другие ангелы говорят: «Какой чудесный аромат пришёл к вам с земли!» Продолжение хадиса: «Они приходят с ней к душам [других] верующих, и те радуются её прибытию больше, чем один из вас радуется возвращению [давно] отсутствующего. Они спрашивают её: "Как поживает такой-то? Как поживает такой-то?" А ангелы говорят: "Оставьте её... Поистине, она была в печали и заботах мира этого". Она же говорит: "[Такой-то] умер. Разве он не пришёл к вам?" Они отвечают: "Его отправили в Геенну"» [Насаи]. Таким образом, душа верующего встречается с душами других верующих в Раю. 4. Души грешников — мы уже приводили хадисы, в которых говорится о мучениях, которым подвергаются грешники. Рот человека, который много лгал, будут раздирать железными крючьями до затылка. Голову того, кто намеренно просыпал обязательные молитвы, будут разбивать большим камнем, а прелюбодеи и прелюбодейки подвергаются наказанию в напоминающем печь углублении, узком вверху и широком внизу, под которым разводят огонь. Тот, кто занимался ростовщичеством, будет плавать в море крови, а на берегу будет стоять тот, кто будет набивать емурот камнями. Мы также приводили хадисы о том, какое наказание ждёт людей, которые позволяли моче попадать на их тело и одежду, а также тех, кто злословил, сплетничал, и тех, кто присваивал что-то из военной добычи, не имея на это права, и т. д. 5. Души неверующих — в хадисе, который передаёт Абу Хурайра, описывается всё, что происходит сверующим после смерти, вплоть до той минуты, когда он отправится в Рай для вечного пребывания. После этого описания упоминается о том, что ждёт неверующего и как будут извлекать душу из его тела: «Выйдет она из тела, распространяя отвратительный запах.
И придут с ней к вратам земли, и там будут говорить: "Как отвратителен этот запах!" — пока не придут с ней к душам неверующих» [Насаи].
Кажущееся несоответствие и объяснение его Кто-то может сказать: «Вы привели хадисы, указывающие на то, что душа возвращается в тело, затем её подвергают допросу, после чего верующего ждёт блаженство, а неверующего — мучения. Так как же вы после этого утверждаете, что душа верующего пребывает в Раю, а душа неверующего — в Аду?» Ибн Хазм пытался доказать, что хадисы, в которых упоминается о возвращении души в тело, лежащее в могиле, — слабые, однако это не так. Он назвал слабым хадис, передаваемый Зазаном от аль-Бара'. Однако хадис этот на самом деле достоверен. По словам Ибн Таймийи, есть много других достоверных хадисов, передаваемых большим количеством людей и указывающих на то, что душа возвращается в тело. А вот как согласует все эти хадисымежду собой Ибн Таймийя: «Душа верующего — в Раю, но при этом она может быть возвращена в тело. Точно так же душу живого человека, находящуюся в его теле, могут поднимать на небеса, когда человек спит. Что касается пребывания души в Раю, то об этом говорится в некоторых хадисах. На это указал имам Ахмад и другие учёные. В качестве доказательства они приводят хадисы,в которых говорится о том, что душа после смерти возвращается в тело, а также хадисы, в которых говорится о возвращении души в тело во сне, и некоторые другие». После этого он приводит один из вышеприведённых хадисов — а именно хадис Абу Хурайры, который приводится в сборнике Ибн Хиббана и других, о том, что верующий после ответа на вопросы ангелов видит своё место в Раю, а также своё место в Огне, которое он занял бы, если бы был неверующим. Пророк сказал: «Потом сделается его могила просторной, раздавшись на семьдесят локтей, и наполнится светом. Телу его будет возвращён первоначальный вид. А душу его помещают в насм тыб — птицу, которая ест с деревьев Рая».
Из этого хадиса следует, что душа возвращается в тело после своего путешествия по небесам. Затем она отвечает на вопросы ангелов, после чего становится птицей, которая ест с деревьев Рая, и в таком состоянии она остаётся до самого Дня Воскресения. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 92 Хотя душа пребывает в Раю, она не теряет связи с телом — точно так же, как во время сна душа перемещается в просторах небес и земли, но при этом остаётся привязанной к телу. Ведь душа — субстанция, отличная по своим свойствам от тела, и она не подчиняется тем физическим законам, по которым живут творения в нашем мире. Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) говорит, что обитель душ верующих — Рай, и добавляет: «И вместе с этим душа связывается с телом, когда пожелает Всевышний Аллах, и в этот момент она подобна нисходящему ангелу, лучу, достигшему земли, и пробуждению спящего» [Маджму' аль-фатава].
Мучениям в барзахе подвергается только душа, или только тело, или же и то и другое вместе? По этому вопросу существуют следующие мнения. 1. Приверженцы Сунны считают, что мучениям подвергается душа — как отдельно от тела, так и будучи связанной с телом. Шейх ислама Ибн Таймийя говорит: «Блаженство и мучения испытывает и душа, и тело, и с этим согласны все приверженцы Сунны. Душа наслаждается и подвергается мучениям как отдельно от тела, так и вместе с ним». 2. Многие философы-догматики из числа му'тазилитов и представителей других течений полностью отрицают то, что в барзахе будет блаженство и мучения. Объясняется это тем, что они отрицают существование души, независимой от тела. Они считают, что душа — это жизнь и после смерти душа перестаёт существовать, и поэтому не будет ни блаженства, ни мучений до тех пор, пока Аллах не воскресит Своих рабов. Такого мнения придерживаются некоторые му'тазилиты и аш'ариты, например кади Абу Бакр. Такое утверждение неверно, и в этом нет сомнений. Его опроверг Абу аль-Ма'али аль-Джувайни. Многие учёные — приверженцы Сунны говорят о существовании единогласного мнения относительно того, что душа продолжает существовать после разлуки с телом и что она наслаждается и испытывает мучения.
3. Некоторые философы утверждают, что блаженство или мучения испытывает одна только душа. Среди приверженцев Сунны тоже есть сторонники этого мнения. Это Ибн Майсара и Ибн Хазм. 4. Некоторые философы-догматики считают, что наслаждается и испытывает мучения в могиле одно только тело. С ними согласны некоторые представители приверженцев хадисов (ахль аль-хадис), среди них Ибн аз-За'уни [Маджму' аль-фатава].
Знает ли человек что-нибудь о происходящем в этом мире после своей смерти? В достоверных хадисах упоминается о том, что умерший слышит скрип обуви друзей и родственников, расходящихся после того, как его положат в могилу. Анас ибн Малик передаёт слова Пророка : «Поистине, когда раба Аллаха положат в могилу и присутствовавшие на похоронах начнут расходиться, он слышит скрип их сандалий...» [Муслим, №2874]. Через три дня после битвы при Бадре Посланник Аллаха остановился у тел погибших в этой битве многобожников и стал звать иx по именам: «О Абу Джахль ибн Хитам! О Умайя ибн Халяф! О 'Утба ибн Раби'а! О Шейба ибн Раби'а! Убедились ли вы в том, что обещанное вам вашим Господом — истина? Я убедился в том, что обещанное мне моим Господом — истина». 'Умар ибн аль-Хаттаб спросил: «О Посланник Аллаха! Как могут они услышать, как могут ответить, когда тела их уже разлагаются?!» Он ответил: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя! Они не хуже вас слышат то, что я говорю им, просто они не могут ответить». После этого он велел убрать их тела, и их сбросили в высохший колодец Бадра [Бухари, № 2870; Абу Давуд; Насаи]. Ибн Таймийя привёл несколько хадисов, указывающих на то, что мертвые слышат, а потом сказал: «Из этих и других подобных хадисов следует, что мёртвый может слышать слова живого, однако это вовсе не означает, что слышит он их постоянно. Он может слышать в одних случаях и не слышать в других, точно так же как живой человек иногда слышит обращенные к нему слова, а иногда не слышит, поэтому что ему что-то мешает» [Маджму' аль-фатава]. Вот как ответил Ибн Таймийя тем, кто говорит: «Аллах сказал, что мёртвые не слышат: "Ты не заставишь слышать мертвецов" (сура 27 «Муравьи», аят 80). Как же вы утверждаете, что мёртвые слышат?»: «Слух этот есть восприятие, за которое человек не несёт ответственности, и это вовсе не то, что подразумевается в аяте "Ты не заставишь слышать мертвецов". В аяте подразумевается принятие и следование. Аллах уподобил неверующего мёртвому, который не отвечает тому, кто к нему обращается, и животному,
которое слышит голос, но не понимает слов. Мёртвый, даже если он и слышит слова и понимает их смысл, не может ответить тому, кто к нему обращается, и не может исполнить его веление или последовать его запрету, и ему не приносят никакой пользы веления и запреты. Так же и неверующий: ему не приносят пользы веления и запреты, даже если он и слышит обращенные к нему слова и понимает их смысл. Всевышний сказал: "Если бы Аллах знал, что в них есть благо, Он непременно наделил бы их слухом" (сура 8 «Трофеи», аят 23)» [Маджму' аль-фатава]. При этом существуют хадисы, указывающие на то, что мёртвый не только слышит, но ещё и говорит. Мункар и Накир задают ему вопросы, и верующему Аллах помогает дать правильный ответ, а неверующий и лицемер не смогут ответить правильно. Умерший может говорить и не только когда отвечает на вопросы Мункара и Накира. И это отличается от речи людей в этом мире. Вопросы задаются душе, и она говорит. Она отвечает, она садится, она испытывает блаженство или мучения, даже если при этом у неё сохраняется некоторая связь с телом. Как мы уже сказали, бывает так, что люди слышат слова, произносимые умершим, и с Посланником Аллаха такое случалось не раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|