Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ потенциально опасных и вредных факторов воздействующих на пользователя в УПФР в Сланцевском районе





Заключение

Библиографический список

Приложение

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Тема дипломной работы - Современные требования к охране труда в России на примере УПФР в Сланцевском районе.

Чем так важны охрана труда и соблюдение правил техники безопасности?

В первую очередь потому, что самой высокой ценностью всегда является человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности предприятия, ни ценность производимого продукта не могут служить основанием для пренебрежения правилами безопасности и оправданием существующих угроз жизни или здоровью работников. Кроме того, в данном случае речь также идет о ценности конкретного человека как сотрудника с присущими ему знаниями, навыками и опытом.

Во-вторых, правильно организованная работа по обеспечению безопасности труда повышает дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.

В-третьих, охрана труда подразумевает не только обеспечение безопасности работников во время исполнения ими служебных обязанностей. На самом деле сюда также относятся самые разные мероприятия: например, профилактика профессиональных заболеваний, организация полноценного отдыха и питания работников во время рабочих перерывов, обеспечение их необходимой спецодеждой и гигиеническими средствами и даже выполнение социальных льгот и гарантий. Правильный подход к организации охраны труда на предприятии, грамотное использование различных нематериальных способов стимулирования работников дают последним необходимое чувство надежности, стабильности и заинтересованности руководства в своих сотрудниках.

Таким образом, благодаря налаженной охране труда снижается также текучесть кадров, что тоже благотворно влияет на стабильность всего предприятия, учреждения, организации.



Степень разработанности проблемы. Данная проблема проанализирована в работах Александрова Н. Г., Волкова Р., Дзарасова М. Э., Нуртдинова А. Ф., Шептулиной Н. Н., Ильиной Е., Ершовой В. А., Гарага О. В., Кочиер И. И., Золиной З. М. и Измерова Н. Ф., Феофилактова А. С., Авдеева В. В., Орловского Ю. П., Исайчевой Е. А., Петрова А. Я.

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа службы охраны труда на примере УПФР в Сланцевском районе.

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Изучение основных положений законодательства о труде;

2. Определение целей и задач службы охраны труда;

.   Ознакомление с назначением и структурой государственного учреждения Управления ПФР в Сланцевском районе;

.   Изучение правил внутреннего трудового распорядка и ответственности за их нарушение;

.   Изучение должностных инструкций, инструкций по охране труда и технике безопасности;

.   Выявление и анализ основных проблем службы охраны труда в УПФР в Сланцевском районе.

Методологической и информационной основой исследования являются: современные требования к охране труда в России, работы отечественных и зарубежных авторов в сфере трудового законодательства, законодательные и нормативные акты.

Объект дипломного исследования - трудовое право РФ как регулирование трудовых отношений работников с работодателем.

В процессе исследования использованы методы анализа, сравнительный метод, структурно-функциональный анализ, общенаучные методы.

Предмет исследования. Охрана труда как институт отрасли трудового права.

Теоретической основой системного подхода в исследовании послужили: Конституция РФ, Федеральные законы о трудовых отношениях, санитарно-гигиенических требований, нормативные правовые акты, постановления, статьи Консультант Плюс.

Элементы (или степень) научной новизны заключаются в анализе деятельности службы охраны труда Пенсионного фонда РФ, на примере управления пенсионным фондом в Сланцевском районе.

Практическая значимость работы. Результаты изучения, исследований могут быть использованы для дальнейшей работы службы охраны труда УПФР в Сланцевском районе.

Структура и объем работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. В первой главе работы изучены основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования к службе охраны труда, изучен и обобщен действующий нормативный материал, определяющий систему и компетенцию службы охраны труда. Во второй главе проведен анализ современных требования к гигиеническим критериям условий труда в Пенсионном фонде РФ. Третья глава посвящена организации охраны труда в УПФР в Сланцевском районе и анализу потенциально опасных и вредных факторов воздействующих на пользователя. В заключении сформулированы основные выводы и результаты дипломной работы.


Глава 1. Основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования к службе охраны труда

 

Требования охраны труда

 

Трудовое право играет важную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателем независимо от форм собственности и хозяйствования. Кроме трудовых, трудовое право регулирует иные общественные отношения (их обычно называют производные от трудовых), которые входят в его предмет. К ним относятся: отношения по обеспечению занятости и трудоустройства; организационно-управленческие отношения (между трудовым коллективом и (или) выборным профсоюзным органом и администрацией); отношения по перераспределению рабочей силы; отношения по охране труда и здоровья работников; отношения связанные с возмещением материального ущерба; отношения по рассмотрению трудовых споров.

Охрана труда является институтом отрасли трудового права, ибо он обладает всеми необходимыми для него конститутивными признаками:

регулирует определенные (однородные) общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников;

правовые нормы обладают устойчивостью и обособлены от других институтов отрасли трудового права.

Вместе с тем позитивна и точка зрения об охране труда как комплексном институте российского права, включающем в себя нормы не только трудового, но и конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и уголовного права. Различать указанные две разновидности института охраны труда как в теории права, так и на практике (в нормотворчестве) исключительно важно.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

o обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

o принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

o государственное управление охраной труда;

o государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

o государственная экспертиза условий труда;

o установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

o содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

o профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

o расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

o защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

o установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

o координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

o распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

o участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

o подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

o организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

o обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

o международное сотрудничество в области охраны труда;

o проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

o установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

 


1.2 Организация охраны труда

 

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

o обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

o разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

o устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

o устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

o разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

o обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

o координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

o организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

o исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

o обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

o разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

o организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

o осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

o организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

o исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

o качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

o правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

o соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

o фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.


Глава 2. Современные требования к гигиеническим критериям условий труда в Пенсионном фонде РФ

 

2.1 Организация рабочего места

 

Учреждение ПФР в Сланцевском районе расположено в отдельном здании. Размеры помещений регламентируются нормативными требованиями, возможностями строительной индустрии, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям охраны труда, пожарной безопасности, промышленной эстетики.

Рабочие места, архивы, комната охраны, а также складские помещения соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащимся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации об охране труда.

В своей деятельности Управление Пенсионного Фонда в Сланцевском районе подчиняется Отделению Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Управление Пенсионного Фонда в Сланцевском районе включает в себя: Руководство Управления, 3 отдела, 4 группы и обслуживающий персонал.

рабочее место специалистов Управления оснащены вычислительной техникой.

Управление Пенсионным фондом в Сланцевском районе имеет легковой автотранспорт.

Работы по обслуживанию и эксплуатации здания УПФР осуществляет с привлечением сторонних строительных и монтажных организаций.

Микроклимат рабочей зоны специалиста.

Микроклимат производственных помещений - это климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха. В кабинете специалиста должны соблюдаться следующие требования:

–      оптимальная температура воздуха- 22°С (допустимая - 20-24°С), оптимальная относительная влажность- 40 -60% (допустимая - не более 75%), скорость движения воздуха не более 0.1м/с.

Ежедневно ведется тетрадь по замеру температуры и влажности воздуха в кабинетах.

Для создания и автоматического поддержания в помещении независимо от наружных условий оптимальных значений температуры, влажности, чистоты и скорости движения воздуха, в холодное время года используется водяное отопление, в теплое время года применяется кондиционирование воздуха. Кондиционер представляет собой вентиляционную установку, которая с помощью приборов автоматического регулирования поддерживает в помещении заданные параметры воздушной среды.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Устройства ввода информации.

В отличие от мониторов для компьютерных устройств ввода (клавиатура и мышь) в настоящее время не имеется общепринятых и широко распространенных стандартов. В тоже время многие производители данного оборудования рекламируя свою продукцию, описывают различные конструктивные решения, повышающие эргономичность ее использования: клавиатура с возможностью регулирования расположения клавиш, мышь с формой, уменьшающей усталость кисти при длительной работе. Хотя некоторые из них стоит рассматривать только как броскую рекламу, многие модели действительно являются своеобразным технологическим скачком вперед с точки зрения безопасности работы за компьютером.

Эргономичная организация рабочего места.

Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Рабочее пространство.

Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Работа с клавиатурой.

Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

Расположение монитора.

Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки. Но при этом, что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см уровня глаз.

Внутренний объем.

Значимым фактором является пространство под столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

Кресло.

Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

Положение за компьютером.

Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

– Поставить ступни плоско на пол или на подножку.

–  Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

–  Руки должны удобно располагаться по сторонам.

–  Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

–  Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

–  Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

– Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.