Общие рекомендации по организации экологического мониторинга на месторождении
Экологический мониторинг (ЭМ) - это действенный инструмент оценки существующего санитарно-экологического состояния контролируемой территории, а также прогноза возможного изменения направлений естественных процессов, испытывающих воздействие техногенных (антропогенных) факторов. Он необходим для обоснования управленческих решений по обеспечению экологической безопасности персонала, работающего на нефтепромыслах, а также для поддержания благополучного состояния ОПС. Функционирование системы ведомственного ЭМ должно проходить на четырех уровнях: объект - локальный уровень, предприятие - территориальный уровень, регион, отрасль. При разработке мероприятий по улучшению санитарно-экологической обстановки на территориях нефтедобычи необходимо учитывать латентный (скрытый) характер действия многих нефтепромысловых источников загрязнения, особенно в начальный период их функционирования. Для таких источников характерна определенная инерционность действия. Ликвидация точечных, очаговых и линейных источников нефтепромыслового загрязнения сказывается на улучшении санитарно-экологического состояния почв, растительности, поверхностных и подземных вод спустя определенный промежуток времени. Длительность инерционного периода (например, для подземных вод) зависит от геофильтрационных свойств покровных и других отложений, слагающих зону аэрации, а также от гидрогеологических условий водоносных горизонтов. Последнее обстоятельство должно определять продолжительность функционирования геоэкологического мониторинга (или части его) после ликвидации загрязняющих нефтепромысловых объектов или нефтепромысла в целом.
Опыт ведущих предприятий, добывающих углеводородное сырье (ОАО "Газпром", "ЛУКОЙЛ" и др.), а также разработки Единой государственной системы ЭМ позволяют сформулировать основную концепцию организации ведомственного, или производственного, экомониторинга (ПЭМ). Эта концепция базируется на принципах: - система должна иметь иерархическую структуру и отражать стадийность жизненного цикла объектов; - обработка данных ПЭМ на всех этапах - от первичных наблюдений до поддержки принятия решений - должна проводиться по единой информационной технологии, широко использующей аппарат геоинформационных систем (ГИС), а также интерактивные технологии в единой вычислительной среде; - информационно-измерительная сеть должна охватывать всю совокупность компонентов ОС, т.е. иметь сопряженный характер; - структура сети должна быть мобильна и адекватна динамике ОПС контролируемой территории; - алгоритмы обработки измеренных данных должны базироваться на сочетании точечных наблюдений и дистанционной информации, дающих возможность площадной экстраполяции наблюдений; - система должна не только осуществлять контроль за текущим состоянием ОПС, но и давать возможность проводить ретроспективный анализ и строить прогноз на основе математического моделирования; - система должна применять методы обработки данных на основе взаимосвязанности процессов в экосистемах; - система должна обладать оперативностью обмена информацией и представлять ее в удобной форме. Исследования, проводимые в рамках единой концепции организации ПЭМ, отличаются от режимных наблюдений следующим: - ПЭМ характеризуется целенаправленностью (наличие целевой программы с выходом на конечную цель - управление качеством ОПС); - ПЭМ - это наблюдения, имеющие комплексный характер, они охватывают объекты, цели, при их проведении применяется совокупность различных методов;
- ПЭМ базируется на принципах системности с выявлением воздействий производства на компоненты ОС на основе идентификации прямых и обратных связей, существующих в природно-технических системах; - ПЭМ - информационная система, адаптируемая к постоянному обновлению и дополнению данных различного рода на основе широкого использования методов создания ГИС. Принципиально важным является выделение в ПЭМ стадий функционирования объектов добычи нефти - это фоновая стадия строительства, эксплуатации, ликвидации и послеэксплуатационная стадия. Каждая из этих стадий имеет свою специфику наблюдений и методов их проведения. В практике ведения ЭМ разделяют два принципиальных подхода. Это собственно мониторинг ОС как система наблюдений, оценки и прогноза состояния ОПС и мониторинг источников воздействия на нее. Необходимость второго подхода обусловлена тем, что, не зная динамики воздействия источников, нельзя дать оценку реакции компонентов ОС на эти воздействия. В соответствии с системными принципами следует также учитывать обратные связи, т.е. воздействие среды на инженерные объекты. Несоблюдение этого положения многими добывающими предприятиями приводит к тому, что при организации и функционировании ведомственного ЭМ отслеживаются только выбросы, сбросы и образование твердых отходов, но не изменения в ОПС, вызванные их действием. Другой типичный недостаток связан с существованием многих видов мониторинга ОПС (атмосферы, гидросферы, почв и т.д.), которые проводятся по мере требования контролирующих органов. Часто такие исследования не взаимоувязаны в пространстве и во времени, имеют различные методические основы проведения, включают ограниченное число параметров с применением несертифицированных приборов, неаттестованных методик и с привлечением неаккредитованных экоаналитических лабораторий. Ценность результатов проводимых при таком подходе исследований невелика, поскольку официально они могут быть оспорены в любой инстанции. Как указывалось выше, ЭМ является системой и работает только тогда, когда является объектом управления деятельностью предприятия. Конечная цель ЭМ - достижение нормативных значений воздействия на ОПС, что реализуется устранением критических ситуаций в производственных процессах. С учетом необходимости оперативного принятия решений выделяется 5 блоков принципиальной схемы ЭМ (рис. 1).
Рис.1. Принципиальная блок-схема экологического мониторинга
Однако реализация этой, казалось бы, простой схемы - достаточно сложный процесс, требующий значительного интеллектуального труда и материальных вложений. Организация системы ПЭМ наиболее эффективна при одновременном создании геоинформационных систем предприятия, под которыми можно понимать комплекс программного и аппаратного обеспечения, позволяющий поддерживать связь между математическим описанием территории с присущими ей природными особенностями и слоями техногенной нагрузки. Для принятия эффективных решений по управлению нефтегазодобывающими предприятиями необходимо иметь полную и достоверную информацию: - по всем технологическим комплексам добычи, сбора, подготовки, транспортировки и переработки добываемых нефти и газа; - по ЭМ источников техногенного воздействия и компонентов ОПС в зоне влияния предприятий; - по текущему состоянию используемого оборудования, инженерных коммуникаций и объектов строительства. Создание систем управления качеством ОПС в соответствии с действующим законодательством и стандартами серии ИСО 14000 должно базироваться, кроме перечисленных информационных потоков, на четком методическом подходе в цепочке "сбор информации - реализация управленческих решений". Один из таких подходов представлен на рис. 2. Рис. 2. Методический подход к выполнению геоэкологического мониторинга для обеспечения экологической безопасности газопромысловых объектов Следуя предлагаемой технологии проведения геоэкологического мониторинга и использования его результатов, информацию о состоянии ОС и инженерных сооружений собирают на основе наземной сети наблюдений и дистанционных методов. Далее происходит накопление и обработка данных раздельно для каждого компонента ОПС с целью проведения диагностики состояния геотехнологической системы (ГТС). Диагностика проводится на основе следующих показателей, характеризующих антропогенные изменения:
- степень загрязнения ОПС по отдельным компонентам и на основе интегральных показателей с использованием значений концентраций химических элементов в сопряженных средах - как миграционных, так и накапливающихся; - степень нарушенности почвенно-растительного покрова и динамики его восстановления; - характер изменения условий естественного (поверхностного и подземного) стока; - пораженность территории экзогенными геологическими процессами; - характер изменения геологической среды (в том числе и многолетнемерзлых пород), радиационной и геодинамической обстановки; - идентификация состояния компонентов ОПС по категориям состояний (экологическая норма, риск, кризис, бедствие) и взаимоувязка эколого-геологических условий на основании оцениваемых параметров состояния ПС; - оценка состояния инженерных объектов и их взаимодействия с компонентами ПС. Таким образом, производится оценка текущей экологической ситуации в пределах всей ГТС. При этом решаются следующие задачи: - определение соответствия фактических нарушений ПС проектным (нормативным) уровням воздействий; - обнаружение сверхнормативных воздействий; - выявление потенциальных аварийно опасных элементов инженерных сооружений; - выявление зон экологического риска, в которых степень преобразования ПС превышает критические значения и пределы устойчивости экосистем; - прогноз тенденции негативных изменений компонентов ОПС и деградации инженерных сооружений. Для определения степени устойчивости экосистем наиболее часто применяют балльные оценки с привлечением экспертов. Экспертные оценки строятся по форме: Объект + Воздействие - Изменение. На их основе составляют матрицу, в которой по горизонтали указывают объекты (компоненты ОПС), а по вертикали - виды воздействий. В клетках на пересечении указываются происходящие изменения в природных компонентах. При этом оценка всего многообразия техногенных воздействий на экосистемы сводится к оценкам механического воздействия (нарушение структуры почв, микрорельефа, изменение растительности, гидрогеологических условий и др.) при строительных и буровых работах. Геохимическое воздействие оценивают по данным мониторинга источников воздействия и содержанию элементов в средах. В каждой экосистеме определяют комплекс ведущих факторов, которым присваивается качественный или количественный показатель на основе совместного анализа всей группы факторов с весовой оценкой их роли. ГТС можно отнести к одному из классов устойчивости - от крайне неустойчивых до устойчивых. Один из подходов к оценке устойчивости на основе ландшафтно-фациальных показателей изложен в [4]. Предлагаемая методика адаптирована к специфике воздействия нефтегазодобывающего производства и прошла апробацию на ряде месторождений Западной Сибири.
На базе проведенных оценок текущих экологических ситуаций разрабатывается комплекс специальных мероприятий, направленных на стабилизацию ПС и обеспечение нормальной работы инженерных сооружений. При этом управленческие решения сводятся к следующим генеральным условиям: - оптимизация сложившейся системы природопользования; - корректировка существующего комплекса природоохранных мероприятий; - разработка специальных инженерных мер по защите ОПС; - изменение действующих технологических схем, технических решений и конструкционных особенностей эксплуатируемых объектов. Рассмотренный подход к созданию экологического мониторинга ГТС в криолитозоне сформировался на основе опыта более чем 20-летней эксплуатации месторождения газа Медвежье. В результате были осуществлены его реконструкция и техническое перевооружение. Наблюдательная сеть экологического мониторинга в процессе усиления техногенной нагрузки при необходимости может быть расширена или уплотнена в зависимости от конкретных обстоятельств. Ее корректировка проводится по согласованию с природоохранными и другими контролирующими органами. Она должна базироваться на материалах комплексного и всестороннего анализа данных, получаемых в процессе мониторинга и проведения ГЭИК. Локальная сеть мониторинга включает подсистемы наблюдений и первичной обработки данных, подсистему обобщения, научно-информационного анализа и передачи полученных данных субъекту природопользования и контролирующим региональным ведомствам, отвечающим за охрану ПС. Она также включает подсистему планирования природоохранной деятельности и обеспечения функционирования экологического мониторинга. Это соответствует концепции построения ЕГСЭМ. Разработчик нефтяных месторождений обязан в конце каждого года представлять в контролирующие органы информационный отчет об экологическом состоянии охраняемых эксплуатируемых природных объектов, содержащий обоснованную оценку происшедших изменений, а также прогноз санитарно-экологического состояния подведомственной территории на ближайшую перспективу. Результаты ежегодных обобщений материалов экологических наблюдений и опробования водопунктов являются основанием для оценки эффективности мониторинга, необходимости его продления и корректировки программы предстоящих исследований и мероприятий по улучшению экологической ситуации. Контроль за гидросферой
Действующими нормативными документами на месторождениях предусматривается создание пунктов контроля качества поверхностных и подземных вод (наблюдательных водопунктов). При создании наблюдательной сети следует придерживаться принципа: получение максимума информации при минимальных затратах. Контроль за качеством поверхностных вод и их использованием должен проводиться: на входе и выходе рек из границ лицензированного участка; - выше и ниже переходов линейных сооружений через реку; - в озерах и болотах со стороны кустовых площадок. Основная цель контроля: получение данных о гидрологических, гидробиологических, физических и химических показателях, характеризующих состояние объектов, а также соблюдение нормативов в местах водопользования по составу и свойствам воды. Пункты контроля за качеством подземных вод включают: - водотоки и водоемы, колодцы; - родники; - специально пробуренные наблюдательные гидрогеологические скважины и другие мелкие скважины различного целевого назначения; - хозпитьевые скважины в деревнях и поселках. При этом предварительно должны быть определены их современное состояние и пригодность для организации систематических наблюдений. Контроль за состоянием подземных вод и ГС должен включать: - установление закономерностей изменения уровня, температуры, качества вод; - своевременное обнаружение загрязнений пресных подземных вод и установление их динамики; - прогноз миграции ЗВ с целью предотвращения их попадания в водоносные горизонты хозяйственно-питьевого назначения; - комплексные наблюдения за техногенными и геологическими процессами, а также за состоянием сооружений; - инженерное обоснование проводимых превентивных и восстановительных мероприятий. Параметры, определение которых предусмотрено обязательной программой наблюдений за качеством поверхностных вод по гидрохимическим и гидрологическим показателям, приведены в табл. 1. Выбор тех или иных аттестованных методик проводится в соответствии с требованиями Правил контроля качества воды водоемов и водотоков, а также "Федерального перечня аттестованных и временно допущенных к использованию методик определения содержаний компонентов в природных и сточных водах" (М., 1990). Более поздний документ, регулирующий применение методов контроля ОС, - "Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении мониторинга ОПС" (РД 52.18.595-96). Таблица 1 - Параметры, определение которых предусмотрено обязательной программой наблюдений
Примечание. ААС - атомная абсорбционная спектроскопия; АЭмС - атомноэмиссионная спектроскопия; БААС - беспламенная атомная абсорбционная спектроскопия; ГХ - газовая хроматография; ИВА - инверсионная вольтамперметрия; ИК - ИК-фотометрия; НАА - нейтронно-активаационный анализ; Орг - органолептика; ПФ - плазменная фотометрия; П - потенциометрия; СФ - спектрофотометрия; Т - титрометрия; ТУР - турбидиметрический анализ; Г -гравиметрия; Ф - фотометрия. На месторождении предусматриваетсясистема гидрогеохимического мониторинга состояния подземных вод. Мониторинг предусматривает создание системы наблюдений, опробования и химико-аналитических определений загрязняющих компонентов в наблюдательных водопунктах. Система гидрогеохимического мониторинга должна существовать в течение всего периода работы месторождения. Формирование наблюдательной сети производится поэтапно, с учетом стадийности работы (бурение, обустройство, разработка), а также качества и необходимого количества требуемой информации. Основной принцип – постепенное увеличение количества наблюдательных водопунктов по мере освоения месторождения. Отбор проб, хранение, необходимая консервация и транспортировка проб воды должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 24481-80 «Вода питьевая. Отбор проб». Местоположение наблюдательных водопунктов, периодичность. Виды опробования и определяемые компоненты приводятся в таблицах и фиксируются по номерам на ситуационном плане месторождения в схеме «Сбор и транспорт нефти и газа» выполняемым на топооснове с нанесёнными кустами скважин, автодорогами, нефтепроводами, СНУ. Проба воды на месте отбора сопровождаются этикеткой, где указываются: - наименование водопункта и его местоположение; - дата отбора пробы воды; - место и глубина отбора пробы; - объём пробы; - запах, цвет, вкус; - должность, фамилия и подпись лица, отобравшего пробу. Изучение растительного и животного мира, почв на территории проектируемого к разработке месторождения, обычно проводят специализированные организации, работающие на подряде у организации занимающейся разработкой нефтяных месторождений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|