Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвестиционная деятельность белорусских страховщиков

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь “О страховании”, страхование представляет собой особые экономические отношения, связанные с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет страховых резервов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий. В этих целях страховые организации аккумулируют страховые взносы, формируют страховые резервы и затем обеспечивают страховые выплаты пострадавшим.

Для нормального функционирования страховой организации, для обеспечения гарантии выполнения своих обязательств перед застрахованными страховщики инвестируют на определенный период времени страховые резервы в собственные средства.

В связи с тем, что от инвестиционной политики страховой организации в значительной степени зависит ее платежеспособность, надежность предоставляемой страховой защиты, законодательством нашей республики установлен ряд требований к осуществлению страховщиками этого вида деятельности.

Остановимся кратко на этих требованиях.

Инвестиционной деятельностью страховых и перестраховочных организаций является, согласно законоположению, вложение собственных средств и страховых резервов в проекты, обеспечивающие интересы страхователей и страховщиков. Согласно ст. 30 Закона Республики Беларусь “О страховании” инвестиционная деятельность страховщикам разрешена в целях получения дополнительных доходов для предоставления льгот страхователям, укрепления устойчивости страхования, обеспечения гарантий по выполнению обязательств. Ст.32 Закона “О страховании” содержит правовую норму о том, что страховые и перестраховочные организации вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы в пределах, определяемых органом государственного надзора за страховой деятельностью, а ст.36 Закона “О страховании” устанавливает условия с соблюдением которых должно производиться размещение страховых резервов - это диверсификация, возвратность, прибыльность и ликвидность.

Требования к инвестированию средств страховых резервов, приведенные в Законе “О страховании”, развиты и конкретизированы в специальном постановлении правительства по этому вопросу. Так, в Порядке осуществления инвестиционной деятельности страховыми и перестраховочными организациями, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.1997г № 287 установлены правила инвестирования только для страховых резервов, в связи с тем, что управление ими затрагивает интересы страхователей и существенно влияет на финансовую устойчивость страховщиков. Собственные средства страховых организаций инвестируются в соответствии с нормами общего права и к ним страховой надзор особого интереса не проявляет.

Что же касается страховых резервов, то к их инвестированию предъяв­ляются определенные требования.

Прежде всего, из общей суммы страховых резервов не менее 10 процентов должны быть размещены на банковских счетах на случай, если придется выплатить страховое возмещение, а текущих поступлений в это время на расчетном счете будет недостаточно для полной страховой выплаты. Следовательно, для обеспечения гарантии страховой защиты необходимы дополнительные, свободные, высоколиквидные финансовые ресурсы.

При этом, в одном банке может быть размещено не более 50 процентов указанной суммы. Это требование введено для обеспечения надежности, воз­вратности средств с целью соблюдения диверсификации.

В связи с тем, что у страховых резервов по рисковым и по накопительным видам страхования разный период размещения, так как одни являются краткосрочными, а другие — долгосрочными, принято решение установить для них различные, то есть неодинаковые правила инвестирования. Так, страховые резервы по накопительным видам страхования, то есть по страхованию жизни, пенсий и медицинскому страхованию, за исключением 10 процентов, оставленных на банковских счетах, могут быть инвестированы:

- в государственные ценные бумаги - не менее 35 процентов;

- в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов -н^более 10 процентов.

В то же время, страховые резервы по рисковым видам страхования, то есть по имущественному страхованию и страхованию от несчастных случаев, за исключением 10 процентов, оставленных на банковских счетах, могут быть инвестированы:

- в государственные ценные бумаги - не менее 35 процентов;

- в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов -не более 10 процентов;

- в ценные бумаги субъектов хозяйствования - юридических лиц не более 15 процентов;

- в недвижимое имущество - не более 20 процентов. Для инвестирования страховых резервов по рисковым видам страхования введены два дополнительных ограничения:

1. Размещение средств страховых резервов в ценные бумаги одного субъекта хозяйствования - юридического лица не должно превышать 10 процентов средств, предусмотренных на эти цели (т.е. 10% от 15%);

2. Размещение средств страховых резервов в один земельный участок или в иной объект недвижимого имущества, которые могут рассматриваться как один объект инвестиций, не должно превышать 20 процентов средств, предусмотренных на эти цели (т.е. 20% от 20%).

Следует подчеркнуть, что действующее страховое законодательство разрешает 10 процентов страховых резервов инвестировать за пределами Республики Беларусь. При этом необходимо получить согласие Комитета по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов Республики Беларусь. Остальные 90 процентов инвестируемых страховых резервов должны быть размещены на территории Республики Беларусь.

Инвестирование средств страховых резервов может осуществляться непосредственно страховыми организациями либо по договору поручения профессиональными участниками рынка ценных бумаг или организациями” осуществляющими в установленном порядке сделки с недвижимым имуществом.

В целях обеспечения надежности и возвратности инвестиционного портфеля в нашей республике запрещено страховые резервы инвестировать в векселя и жилые помещения. В соответствии со ст.З Закона Республики Беларусь “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь” источниками инвестиций в уставные фонды банков могут быть только собственные средства инвестора. В связи с тем, что средства страховых резервов относятся не к собственным, а к привлеченным, то они не могут быть направлены на формирование и пополнение уставных фондов банков.

Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (контракт), который заключается на началах добровольности и равноправия сторон. При этом вмешательство государственных органов и должностных лиц в осуществление договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности не допускается.

Государственное регулирование условий и контроль за инвестиционной деятельностью страховых организаций осуществляет Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов. С этой целью Комстрахнадзором введена специальная форма квартальной отчетности для стра­ховщиков, с помощью которой осуществляется контроль за правильностью размещения средств страховых резервов, отслеживаются направления, пределы и условия инвестирования, контролируется доходность от размещения страховых резервов и т.д. В случае грубого нарушения страховщиками Порядка осуществления инвестиционной деятельности Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов имеет право подвергнуть страховщика экономическим санкциям, выдать предписание на устранение допущенных отклонений от страхового законодательства.

На территории Республики Беларусь могут создаваться иностранные финансово-кредитные учреждения, их филиалы и представительства. Иностранные инвестиции в страхование могут осуществляться в форме долевого участия в уставном фонде страховой организации совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами и организации дочерних предприятий.

Предприятия, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов и вся его выручка образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год. В случае ликвидации предприятия с иностранными инвестициями в период его освобождения от уплаты налогов или в течение трех лет после истечения срока освобождения от уплаты налогов предприятие обязано уплатить налоги за тот период, в течение которого оно было освобождено от налогов.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь” иностранному инвестору гарантируется право собственности на иностранную валюту, причитающуюся ему в результате распределения доходов, включая перевод ее за границу, а также на возврат ему вклада в этой валюте при ликвидации совместного предприятия или выходе из него.

Таковы основные положения законодательства по инвестированию свободных финансовых ресурсов страховых организаций.

Рассмотрим теперь реальное состояние инвестиционной деятельности в страховых организациях республики.

Страховщики располагают страховыми резервами на общую сумму 10,7 млрд. деноминированных рублей, в том числе: по накопительным видам страхования 379 млн рублей и по рисковым видам страхования 10338 млн. рублей.

Из общей суммы страховых резервов 63 процента размещено на счетах в банках, остальные 37 процента инвестировано в различные объекты, в соответствии с действующим законодательством, в том числе:

Страховые резервы по долгосрочным накопительным видам страхования (страхованию жизни, пенсий и медицинскому страхованию) полностью проинвестированы в государственные ценные бумаги на общую сумму 205,3 млн. рублей.

Страховые резервы по краткосрочным рисковым видам страхования (по имущественному страхованию и страхованию от несчастных случаев) проинвестированы также, в основном, в государственные ценные бумаги 3617,4млн. рублей или 96 процентов от их общей суммы. В акции субъектов хозяйствования проинвестировано только 9,3 млн. рублей, в недвижимость -148,1 млн. рублей.

Следует отметить, что иностранной валюты в пересчете на доллары США в страховых резервах имеется 12,2 млн. долларов.

Однако, для общей характеристики инвестиционного потенциала страховых организаций республики необходимо дополнительно принять во внимание Собственный капитал. К нему мы относим уставный фонд в денежной форме, резервный фонд и спецфонд в иностранной валюте, сформированные за счет чистой прибыли. Общая сумма, совокупный размер собственного капитала страховщиков республики составляет 1,4 млрд. рублей, в том числе 2,1 млн. долларов.

Таким образом, иностранной валюты на счетах белорусских страховщиков по состоянию на 01.01.2000г. имелось 14,3 млн. долларов.

Какие выводы можно сделать на основании проведенного анализа ин­вестиционной деятельности страховых организаций?

Вывод 1. Инвестиционный климат для страховщиков в нашей республике нельзя назвать благоприятным.

Вывод 2. Законодательство об инвестиционной деятельности не отвечает 'требованиям сегодняшнего дня и требует немедленного изменения.

Вывод 3. Инвестиционный потенциал белорусских страховщиков не высокий.

Используемая литература.

 

1. Асабина С. Инвестиционная деятельность страховых организаций. Российская и зарубежная практика государственного регулирования. // Страховое дело. 1999 №9.

2. Закон Республики Беларусь “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь” от 29.05.1991.

3. Закон Республики Беларусь “О страховании” от 3.06.1993.

4. Пилипейко М. Страховой рынок слегка поредел // Национальная экономическая газета. №42.

5. Славников Д. В. Инвестиционная политика страховых организаций // Экономика Финансы Управление. 2000 №12.

6. Сухов В. А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. – М., 1995.

7. Сухов В. А. Страховой рынок России. – М., 1992.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...