Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В-38 Типы и виды лексических ошибок

В-37

Виды орфографических ошибок.

l По разделам русского языка: Орфографические (написания, нарушающие установленные нормы 5 разделов орфографии); Нарушения в правописании морфем (правописание слов с ПБГ, ПС, НС в корне, правописание приставок и суффиксов, окончаний изменяемых ЧР); Пунктуационные (нарушения в постановке знаков препинания); Каллиграфические (нарушение графической формы буквы); Ошибки, на связанные с правописанием (стилистические, речевые)

l По частотности: Общие, частотные (характерны для многих учащихся класса (ПБГ); если на только что изученное правило допускают ошибки > 1/3 класса, то считается, что правило не усвоено); Индивидуальные

l По характеру: Негрубые (ошибки на неизученные правила; в словах усложненного состава (подоконник); в редко употребляемых словах из числа непроверяемых (фонтан); другие – см. нормы отметок за диктант); Грубые – остальные

l По изучаемым правилам: Пропуск, замена, перестановка букв;Сочетания жи/ши;Сочетания ча/ща;Сочетания чу/щу;Сочетания чк/чн;Обозначение мягкости согласных на письме; Написание заглавной буквы в именах отчествах, фамилиях, кличках И др.

Приемы работы над ошибками:Многократное переписывание слова;Исправление по образцу;Овладение общим способом исправления орфографических ошибок:1.Произнеси слово.2.Разбери слово по составу и определи место ошибки в слове.3.Определи характер орфограммы, на которую допущена ошибка.4.Вспомни (прочитай) правило.5.Выполни указания правила, исправь ошибку.6.Выбери ошибки на то же правило и исправь их.7.Приведи примеры на то же правило.

 

В-40 Виды синтаксических ошибок.

Они разнообразны: встречаются в словосочетаниях со связью типа управления, в построении предложений, особенно сложных.

1. ошибка в глагольном управлении – предложном и беспредложном. Например:«Все радовались красотой природы»; радоваться – чему? а не чем?, значит, нужно: радовались красоте, а лучше – любовались красотой. Полезно было бы включить в систему развития речи специальные упражнения с управлением.

2. ошибки в согласовании прилагательных, причастий с именами существительными (сказуемого с подлежащим, глагола с именем существительным; определения, выраженного прилагательным, с определяемым словом – существительным). Например:«Пришла зима, началась долгие морозы»(ошибки допущены потому, что ученик не смог внутренне произнести предложения целиком: возможно, что первоначально в его замысле была одна белочка.) «Мама с сыном приехала из города» уместен иной порядок слов – Мама приехала из города с сыном: по-видимому, в город она уезжала без него и привезла его оттуда домой.

3. Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл: («Какая холодная стала погода» (благозвучнее: Как стало холодно); В письменной речи такие ошибки могут быть предупреждены предварительным проговариванием, самоконтролем на основе здравого смысла. Очень полезен в этом смысле прием восстановления деформированного текста: слова даны вразброс, из них надо «собрать» предложение.

4. Несоотнесенность местоимений: нарушены прямые связи между местоимениями и теми словами, которые ими заменяются, в результате затемняется или искажается смысл, например: «Петя бросился на помощь Мише, а Клава кричала ему: «Осторожнее!» Кому ему – неясно, предложение нуждается в перестройке.

5. Местоименное удвоение подлежащего: «Петя – он был самый сильный среди ребят»;

6. Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и времени: «Незнакомец входит в комнату и поздоровался» (нарушено видовременное пространство). Следовательно, видовременная соотнесенность требует тщательного смыслового анализа текста.

7. Неумение находить границу предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые: «Дворник когда подметал двор. Он сломал ростки тополя».

8. Очень длинные предложения, не разделяя в бессоюзном сложном простые, его составляющие: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков.

 

 

В-38 Типы и виды лексических ошибок

эти ошибки самые частотные. Могут быть отчетливо выделены их типы:

1. Неоправданные повторы слов (все примеры подлинные)(Например:У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, у нас мышей нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.)Они не приучены к местоименным заменам слова, которое повторяется: У нас дома есть кошка, ее зовут Муркой. Мышей она не ловит; их у нас нет и т. д. Младшие школьники легко овладевают приемами исправления ошибок данного типа, если им показать, как это делается. Тем не менее повтор – самая привязчивая ошибка даже у взрослых, образованных людей.

2. Употребление слов в неточном, не свойственном им значении. Говорящий или пишущий не ищет слова, берет первое пришедшее из памяти. «В тот день была оттепель, было 6 градусов мороза». Нужно: Было потепление, можно догадаться, что накануне было заметно холоднее. Слово оттепель означает плюсовую температуру

3. Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов, их валентности. Например: «Мое детство проходило в болотной местности» (нужно в болотистой; болотный, болотистый – паронимы);

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски; эти ошибки могут быть определены как стилистические, поскольку нарушают единство стиля, например: «Мы с мамой ходили в Большой театр на балет «Лебединое озеро». Какая чудесная музыка, какие танцы! Все как в сказке. Никогда не забуду этого мероприятия». Последнее слово было бы уместно в деловом тексте, в канцелярском стиле, но не в воодушевленном, эмоциональном рассказе.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и оборотов речи. – (Вера, куда вы вчера с мамой ходили? – На су́прядки, к тете Соне. – Ой, что это – супрядки? – Ну, на посиде́лки. –?)Слова «супрядки», «посиделки» не входят в словарь современного литературного языка; надо знать где их можно и даже должно употреблять. Просторечие, жаргоны («Петя шел взади» (сзади) «обратно пошел дождь» (опять пошел).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...