Принципы и проблема исследования
При проведении исследования важно учитывать основные методологические принципы.
1. Принцип противоречия — проблема — это всегда противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым.
2. Принцип оценки — любые события, явления, противоречия оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями.
3. Принцип распознавания — состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе.
Реализация методологических принципов на практике помогает найти наиболее эффективный вариант проведения исследования и его целенаправленного осуществления.
В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема. Именно она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии исследования.
Проблема — это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью.
Исследователю следует отличать проблему от задачи. Основное отличие этих категорий состоит в том, что задача всегда имеет типовые схемы, алгоритм решения, а проблема требует их создания с элементами новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий.
Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на три класса:
1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы. В таких проблемах существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки.
2. Неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны.
3. Слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать.
Различают также проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы неизвестны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Существуют определенные трудности в выявлении проблем. Это принятие симптомов за проблему, предвзятое мнение о причинах проблемы, взгляд на проблему с учетом только одного аспекта, игнорирование того, как проблема воспринимается в разных частях социально-экономической системы, и др.
С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры:
1. Качество проблемы.
2. Определение проблемы.
3. Постановка проблемы.
Рассмотрим подробнее данные параметры.
Качество проблемы — это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат.
Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества последовательных операций.
1. Формулирование проблемы, в которое входит:
- постановка вопроса исследования;
- фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы;
- описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы, в которое включены:
стратификация — расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;
композиция — группировка и определение последовательности решения подвопроса;
локализация — ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования;
вариантификация — обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы, в которую входит:
кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами);
инвентаризация — проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов);
когнификация — выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить);
уподобление — нахождение решенных проблем аналогично решаемой;
квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.
4. Обоснование проблемы, в которое включены:
экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей данной проблемы с другими;
актуализация — приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
компрометация — выдвижение возражений против проблемы;
демонстрация — объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.
5. Обозначение проблемы. В него включается:
экспликация понятий — перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации;
интимизация — выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.
Как правило, такой порядок действий является типичным для определения проблемы. Однако последовательность и наличие всех приведенных операций могут быть изменены в зависимости от опыта и квалификации исследователя.
Постановка проблемы имеет несколько уровней, которые во многом обусловлены как профессионализмом исследователя, так и сложностью самой проблемы. Так, можно выделить интуитивный уровень, постановку проблемы в соответствии с принятыми правилами, обработку проблемы в соответствии с целями и стратегией организации и др.
Однако для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований:
1. Констатация следствия. Констатируется то, что неверно, а не почему неверно.
2. Фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта.
3. Измеримость проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе).
4. Точность формулировки. Избегание двусмысленных категорий.
Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
Воспользуйтесь поиском по сайту: