Принципы и проблема исследования
При проведении исследования важно учитывать основные методологические принципы. 1. Принцип противоречия — проблема — это всегда противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым. 2. Принцип оценки — любые события, явления, противоречия оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями. 3. Принцип распознавания — состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе. Реализация методологических принципов на практике помогает найти наиболее эффективный вариант проведения исследования и его целенаправленного осуществления. В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема. Именно она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии исследования. Проблема — это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью. Исследователю следует отличать проблему от задачи. Основное отличие этих категорий состоит в том, что задача всегда имеет типовые схемы, алгоритм решения, а проблема требует их создания с элементами новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий. Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на три класса: 1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы. В таких проблемах существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки.
2. Неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. 3. Слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать. Различают также проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы неизвестны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Существуют определенные трудности в выявлении проблем. Это принятие симптомов за проблему, предвзятое мнение о причинах проблемы, взгляд на проблему с учетом только одного аспекта, игнорирование того, как проблема воспринимается в разных частях социально-экономической системы, и др. С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры: 1. Качество проблемы. 2. Определение проблемы. 3. Постановка проблемы. Рассмотрим подробнее данные параметры. Качество проблемы — это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат. Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества последовательных операций. 1. Формулирование проблемы, в которое входит: - постановка вопроса исследования; - фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы; - описание предполагаемого результата. 2. Построение проблемы, в которое включены: стратификация — расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;
композиция — группировка и определение последовательности решения подвопроса; локализация — ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования; вариантификация — обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы. 3. Оценка проблемы, в которую входит: кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами); инвентаризация — проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов); когнификация — выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить); уподобление — нахождение решенных проблем аналогично решаемой; квалификация — отнесение проблемы к определенному типу. 4. Обоснование проблемы, в которое включены: экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей данной проблемы с другими; актуализация — приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компрометация — выдвижение возражений против проблемы; демонстрация — объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации. 5. Обозначение проблемы. В него включается: экспликация понятий — перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации; интимизация — выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл. Как правило, такой порядок действий является типичным для определения проблемы. Однако последовательность и наличие всех приведенных операций могут быть изменены в зависимости от опыта и квалификации исследователя. Постановка проблемы имеет несколько уровней, которые во многом обусловлены как профессионализмом исследователя, так и сложностью самой проблемы. Так, можно выделить интуитивный уровень, постановку проблемы в соответствии с принятыми правилами, обработку проблемы в соответствии с целями и стратегией организации и др.
Однако для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований: 1. Констатация следствия. Констатируется то, что неверно, а не почему неверно. 2. Фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта. 3. Измеримость проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе). 4. Точность формулировки. Избегание двусмысленных категорий. Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|