Создание и разработка дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Существуют различные игры для развития речи. Так же существует нетрадиционное логопедическое пособие – «логокуб» - могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей. Пособие состоит из куба с шестью гранями разного цвета, плоскостных изображений предметов, животных растений и т.д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4 – 7 лет. Основные достоинства пособия: - кубы удобны в использовании; - участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребенок или вся группа детей одновременно; - кубы можно переставлять и переносить; - они объемны, но удобны для хранения; - кубы дают возможность логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые различные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировке в пространстве, а также на автоматизацию звуков. Дидактические игры и задания по формированию фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова Игра «Определи первый звук в слове» Цель: упражнение детей в выделении первого звука в слове. Описание игры Раздаются детям карточки, педагог спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука [а], [о], [у], [и] и т.д. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картонку на грань куба с соответствующей буквой.
Игра «Найди свое картинку» Цель: дифференциация звуков [л] – [р] в словах. Описание игры Педагог раскладывает картинки в названиях которых есть звуки [л] или [р] (на каждый звук подбирают одинаковое количество картинок) рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки со звуком [л],а другая со звуком [р] в названиях. По сигналу из каждой группы к столу подходят по одному ребенку из каждой группы. Один из них берет картинку со звуком [л], другой – со звуком [р] и прикрепляют их к граням куба с соответствующими буквами. Когда дети прикрепят все картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих звуков. Игра «Раздели слова» Цель: формирование умения делить слова на слоги. Описание игры Педагог прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: на первую – карточку с одной полоской, на вторую – с двумя, на третью – с тремя и на четвертую – с четырьмя полосками. Педагог объясняет детям, что к грани с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами, названия которых не делятся на части (односложные слова); к другой грани – картинки с предметами, названия которых можно разделить на 2 части и т.д. Дидактические игры и задачи по формированию лексико-грамматического строя речи Игра «Назови одним словом» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом. Игра «Подбери по цвету» Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений того же цвета, что и грань.
Игра «Подбери по форме» Цель: закрепление представлений детей о геометрических фигурах. Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить на одну грань круглые предметы, на другую квадратные и т.д. Игра «Игры – загадки» Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т.д. Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу. Условия измениться: педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету. Игра «Чего не стало?» Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания. Описание игры Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего (кого) не хватает?». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки.» и т.п. Дидактические игры и задания по формированию связной речи Игра «Составление предложений» Цель: развитие связной речи, логического мышления. Описание игры Логопед прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображениями предметов, не связанных друг с другом по смыслу (озеро, медведь, карандаш). Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например: «Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере.». Игра «Где что находится?» Цели: развитие у детей пространственных представлений, активизированное Описание игры Педагог раздает детям листы картона и наборы вырезанных по контуру предметов. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе. Желательно, чтобы это был ребенок с хорошим уровнем сформированности пространственных представлений. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была верна его рабочая поверхность.
Педагог дает следующие задания: «В правом верхнем углу находится яблоко…Слева от яблока – шарик…Под шариком – кукла…и т.п. После того как дети закончили свою работу, воспитатель поворачивает к ним рабочую грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить на индивидуальных занятиях. Дидактические игры и задания по формированию познавательных процессов Игра «Разложи по местам» Цель: классификация предметов на основе различных семантических признаков. Описание игры Детям дается задание распределить картинки на группы по граням куба (при этом критерии классификации не называются). Игра «Что лишнее?» Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов. Описание игры Педагог прикрепляет картинки к граням куба таким образом, чтобы одна из них не соответствовала данной классификационной группе. Задача детей найти на каждой грани куба картинку с изображением предмета, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний. Игра «Что изменилось?» Цель: активизирование в речи детей предлогов. Описание игры На одну из граней логокуба логопед прикрепляет 3 – 4 картинки и предлагает детям запомнить их расположение, а потом закрыть глаза. В это время логопед меняет расположение предметных картинок. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает: «Что изменилось?». Дети показывают и объясняют.
Литература 1. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок». Книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, исправленное Москва «Просвещение», 1988 г. 2. В.В. Гербова «Учусь говорить». Методические рекомендации для воспитателей, 3. «Радуга». Воспитание, образование и развитие детей 3 – 4 лет в детском саду. Методическое руководство, 3-е изд., Москва «Просвещение», 2006 г. 4. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|