Государство.. 10 Политико-правовые учения Аврелия Августина и Фомы
Государство. Форма государства. Полибий выдвигает учение о круговороте политических форм. Он исходит из мысли о развитии и изменчивости всего существующего. Применяя свое представление о цикличности развития к государственным формам, он утверждает, что согласно порядку природы формы правления меняются, переходят одна в другую и потом государство снова возвращается к уже испытанным раньше формам. Всякое государство, подобно живому телу, проходит состояние возрастания, потом – расцвета и, наконец, упадка. Эти переходы от одного этапа к другому сопровождаются сменой государственных форм. Начинается развитие государства с монархии, которая переходит в тиранию. Монархия – управление, основанное на праве, сменяется тиранией – управлением, основанным на силе. Тирания в свою очередь переходит в аристократию, которая знаменует, по словам Полибия, период расцвета государства. Полибий заявляет, что это время, когда государство, преодолев многочисленные опасности, достигает неоспоримого преобладания и господства и прочного благосостояния. Порча нравов в аристократии приводит к олигархии. Частная жизнь становится роскошной, и граждане начинают нарушать меру справедливости и законности в погоне за должностями и прочими благами, за олигархией следует демократия, которой и заканчивается весь цикл развития государства. Демократия изображается у Полибия как проявление упадка и разложения. Он заявляет, что в демократиях якобы неизбежно водворяется господство силы, совершаются убийства, изгнания, переделы земли и т. п. Народ сначала пользуется свободой, а потом теряет ее под влиянием предприимчивых особ. Демократия переходит в тиранию, и цикл развития государственных форм начинается вновь.
Полибий не скрывает своего отрицательного отношения к демократии и сочувствия аристократии. Он не жалеет резких слов при изображении афинской демократии и вместе с тем, будучи сторонником римской гегемонии, расточает похвалы аристократическому строю Рима. Вместе с тем Полибий выдвигает учение о так называемой смешанной форме правления, следуя в этом отношении за Аристотелем, который считал «умеренную» демократию – политию – смешением, соединением олигархии и демократии. Восхваляя «смешанную» форму правления, Полибий заявляет, что она способна предотвратить «порчу» государственного строя и тем самым приостановить движение государственных форм, их круговорот.
10 Политико-правовые учения Аврелия Августина и Фомы Первоначальная фаза (4-8 вв. ) христианской философии - период патристики(от лат. pater - отец) - общее название литературы, написанной отцами церкви, защищавшими христианство от «язычников», евреев, государственной власти и античной философии. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430). Его мировоззрение было теоцентрическим. Бог - высшая сущность, единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, первопричина любого существования и всех изменений в мире. Человек ничего не может изменить в своей судьбе. Августин признавал превосходство человеческой души над телом. Душа есть только у человека, душа, а не тело познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Августин так же обосновал концепцию « Теодицеи » (оправдания Бога): Бог творит только добро. Зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю. По Августину, чувственное познание не может нас привести к истине. Человек воспринимает божественные идеи. Отсюда Бог является наиважнейшим предметом познания и в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. В проблеме о соотношения веры и разума Августин провозгласил формулу « верю, чтобы понимать ». Вера предшествовала пониманию. Истину о Боге может познать не разум, а вера.
Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории. Все происходящее в мире определяется борьбой двух царств - Царства Божьего и Царства земного. В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, которые забывают о Боге. Августин подверг критике в обществе все, что связано с земным царством. Смысл и предназначение истории - победа христианства во всемирном масштабе. Этот тезис фактически обосновывал линейную концепцию времени (прогресс) как преодоление его циклического понимания в период античности. Этап средневековой философии от VIII до XIV-XV столетий называют эпохой схоластики(от lat. schola - школа). Задачей философии было поиск рациональных путей доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой теологии». Метод схоластической философии - не в поиске истины, которая якобы уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225-1274). Главная заслуга томизма (от lat. Thomas - Фома) - разработка проблемы соотношения веры и разума в познании. В период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Фома создал учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума: и вера, и разум не исключают, а дополняют друг друга. Однако вера принимает истину, прежде всего истину о существовании Бога-творца, разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже таких истин, как бытие Бога, таинств христианской веры (например, триединство, воскресение и т. д. ). Хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все.
Истины сверхъестественные, такие, как божественное откровение, благая весть содержатся только в вере. Поэтому вера выше разума. Тем не менее, Фома Аквинский по сути оправдывает разум (разум подкрепляет веру), отмечая, что у неграмотного и дремучего человека и вера неистинная, ненастоящая. Особое внимание Фома Аквинский уделял рациональным доказательствам существования Бога. Главный труд Фомы «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимно связаны друг с другом: . Мир есть движение, каждая вещь имеет свой источник движения, но эта цепь не может быть бесконечной. Первопричина движения - Бог. . Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная, начальная первопричина - Бог. . В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность, которой подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость - Бог. Творец законов - Бог. . В мире наличествуют разные степени совершенства. Должна существовать наивысшая степень совершенства. Образец, мерило совершенства - Бог. Мир целесообразен, исполнен глубинного смысла. Все в мире имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели. Таким источником может быть только Бог. Согласно томистской этике, предпосылкой нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Смысл жизни видится им в счастье, которое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание и созерцание Бога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|