Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если проанализировать стихотворения с точки зрения лингвистики, то в первую очередь обратим внимание на поэтический синтаксис.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финунивеситет)

Санкт-Петербургский филиал Финуверситета

РЕФЕРАТ

Создание стихотворений поэтессами под влиянием архетипа матери

(на примере стихотворений Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано» и ДугармыБатоболотовой «Стихи мои»)

 

Выполнила студентка:

Бадмаева Александра Владимировна

Преподаватель:

Игнаткович Лариса Викторовна

 

 

Санкт-Петербург

 


 

Введение

 

Перед нами стихотворения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано» и Дугармы Батоболотовой «Стихи мои».

 

Стихи мои - моя душа и плоть. Моим стихам, написанным так рано,

Стихи мои - вы мой надежный плот. Что и не знала я, что я - поэт,

Стихи мои, без вас и праздник плох.

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Стихи мои, мне вас диктует Бог. Как искры из ракет,

Стихи мои, дарите доброту.

Стихи мои, несите красоту. Ворвавшимся, как маленькие черти,

Стихи мои, прикройте от невзгод В святилище, где сон и фимиам,

В стихи влюбленный издревле народ.Моим стихам о юности и смерти,

(Д. Батолотова,) - Нечитанным стихам!-

 

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(М.Цветаева, 1913 г.)

 

В данной работе мы проследили влияние архетипа матери на поэтесс при создании стихотворений, а также провели лингвистический анализ текстов. Через сравнительный анализ стихотворений М. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано» и Д.Батоболотовой «Стихи мои» выявляем признаки, характерные данному архетипу. В научной статье очень кратко даем научное объяснение понятия «Архетип матери».

Проблема: как влияет архетип матери на создание стихотворений поэтессами?

Объект исследования- стихотворения М.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано» и Д. Батоболотовой «Стихи мои».

Предмет исследования- создание стихотворений поэтессами под влиянием архетипа матери.

Цель исследования - выявление влияния архетипа матери на создание стихотворений поэтессами.

Задачи:

1. прочитать произведения;

2. выявить влияние архетипа матери на создание стихотворений поэтессами.

.   сделать обобщающий вывод.

Гипотеза исследования: влияние архетипа матери является эффективным механизмом психики при написании стихотворений поэтессами.

Методы:

- теоретический (сравнение, сопоставление(метод сравнительно - сопоставительного анализа),обобщение, систематизация)

- эмпирический (изучение художественной литературы, анализ, синтез.)

Практическая значимость исследования: понятие «архетип матери», «архетип отца» и т.д. в анализе стихотворений имеет большое значение, так как мы обращаемся в данном случае на механизмы психики, таким образом, нам легче понимать внутренний мир лирического героя и проводить анализ лирического произведения.

 


 

Научная статья

архетип мать стихотворение поэтесса

Стихотворение воздействует как на наш разум, так и на эмоции (подсознание). Особую сложность представляет анализ воздействия стихотворения на более тонкие механизмы человеческой души на уровне глубокого впечатления. Одним из таких глубинных механизмов психики является архетип.

В книге К.Г.Юнга «Психология бессознательного» пишется: «Одним из глубинных механизмов психики является архетип - манифестация более глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные образы». Е.Э.Гампер в гендерном исследовании отмечает, что архетип не материален, он проявляется на поверхность через форму (в данном случае через стихотворение).

Если при восприятии стихотворения подключается архетипический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Мы выяснили, что в гендерных исследованиях выявлены следующие основные архетипы: архетип матери, архетип смерти, архетип Вселенной и т.д.

Архетип матери - это женщина - мать - дарительница жизни. Именно с этой точки зрения мы решили проанализировать стихотворения М.Цветаевой и Д.Батоболотовой. Женщина - поэтесса - дарительница жизни своим стихам, своим «детям». Например, у М.Цветаевой: «Моим стихам…», у Д.Батоболотовой: «Стихи мои…».

Анализ лексики стихотворений помогает проникнуть в своеобразие поэтического языка и раскрыть особенности поэтической манеры М.Цветаевой и Д.Батоболотовой. С самого начала, когда мы читаем оба стихотворения, то кажется, что они очень личные. Это ощущение создается потому, что формы притяжательного местоимения «мой» «моим» («Моим стихам, написанным так рано» у М.Цветаевой) и «мои» («стихи мои - моя душа и плоть…» у Д. Батоболотовой) мы употребляем, когда говорим о своем, собственном, принадлежащем только тебе и еще тогда, когда речь идет о самом дорогом и близком. В данном случае, этот прием не случаен: он помогает выявить отношение поэтесс к своим произведениям. И в первом, и во втором стихотворении чувствуется торжество рождения стиха, оптимизм лирических героинь, вера поэтов в будущее своего творчества. Марине Цветаевой в 1913 году было всего 21 год, она начала писать рано, уже в 18 лет у нее был издан I сборник стихов «Вечерний альбом». ДугармаБатоболотова начала писать стихи будучи уже зрелым человеком, знающим все перипетии жизни. Но восхищает тот факт, что лирические героини и у М. Цветаевой, и у Д.Батоболотовойодинаково гордятся своими стихами, как своими детьми. И, естественно, возникает вопрос, почему же так.

Если проанализировать стихотворения с точки зрения лингвистики, то в первую очередь обратим внимание на поэтический синтаксис.

Понятие «поэтический синтаксис» не имеет терминологического статуса, к нему прибегают, чтобы осмыслить такие особенности синтаксического строения художественного текста (обращение, восклицания, риторические вопросы, инверсии и др.), которые связаны с мелодией стиха, с передачей настроения, с заострением поэтической мысли.

К особенностям синтаксиса стихотворения относятся повторы слов. Внешне бесхитростные фразы М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано, Моим стихам о юности и смерти», Д.Батоболотовой: «Стихи мои, несите доброту. Стихи мои, несите красоту» почему-то завораживают. Поэтичность фразе придает именно повтор. Использование анафоры в стихотворении Д.Батоболотовой: «Стихи мои - моя душа и плоть. Стихи мои - вы мой надежный плот. Стихи мои, без вас и праздник плох» обращает наше внимание на архетип матери. У Д.Батоболотовой есть строки из другого стихотворения, перекликающиеся с ними,: «Мое счастье в моих дочерях, сыновьях. В них любовь, и надежда, и вера моя. И когда на детей на своих я смотрю, Я спасибо прожитым годам говорю».

Восклицательный знак в поэтическом тексте - это особый способ передачи различных эмоций. В стихотворении М.Цветаевой восклицательный знак, скорее всего, имеет смысловую нагрузку торжества, восторга от своих стихов, которые пока никто не знает: «Нечитанным стихам! Где их никто не брал и не берет!», как от восторга за своих детей, ведь для любой матери - дети всегда самые лучшие!

Выразительным средством, создающим эффект эмоциональной напряженности в стихотворении, является тире, во многом ставшее приметой поэтики М.Цветаевой, которая могла буквально все стихотворение выстроить на этом знаке, добиваясь стремительности мысли, особого динамичного ритма. Например, вспомним стихотворение: «Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги, Каждому - свое…». Но в данном стихотворении, которое мы анализируем, тире М.Цветаева не использует как выразительное средство, что невозможно сказать о Д.Батоболотовой. У Д. Батоболотовой тире - организующий ритм стихотворения: «Стихи мои - моя душа и плоть. Стихи мои - вы мой надежный плот». Лучше и прочнее надежного плота, чем семья, дети, нет ничего на свете.

Поэтессы прибегают и к другим особенностям поэтического синтаксиса. Например, обращение использует Д.Батоболотова: «Стихи мои, дарите доброту. Стихи мои, несите красоту». Если обратиться к архетипу матери, то слова «стихи мои» можно заменить словами «дети мои», и получится у нас: «Дети мои, дарите доброту. Дети мои, несите красоту». А М.Цветаева использует причастные обороты, как выразительное средство: «…стихам, написанным так рано, сорвавшимся, ворвавшимся, Разбросанным в пыли по магазинам». Если заменить, то получится: «детям, родившимся так рано…».

Интересно исследование звукописи. В анализируемых стихотворениях можно выделить неблагозвучие, т.е. повторы звуков [х],[р],[к],[г],[ч]. Повторение гласных звуков [a],[и] в стихотворениях придает речи мелодичность. У Д. Батоболотовой повторение звука [о] в конце каждого предложения вызывает ассоциацию восторга, торжества. А у М.Цветаевой в конце каждого предложения повторяются разные звуки [э], [а], [и], и лишь в самом конце стихотворения мы слышим торжествующий звук [о]. Такое ощущение, как будто лирический герой в начале сомневается, беспокоится, чувствует себя неуверенно и лишь в конце начинает верить в себя и торжествует. Наконец, мы слышим победоносный звук восторга [о]. Здесь хочется обратить внимание на возраст, когда они написали стихотворения: М.Цветаева юна, и ей свойственно сомнение и беспокойство, как любой девушке, хочется вспомнить Наташу Ростову на ее первом балу, а Д.Батоболотова - уже мать. Из всего перечисленного мы можем сделать вывод, что поэтессы писали стихи интуитивно под влиянием архетипа матери.

Анализируемые стихотворения написаны двусложными размерами, что опять обращает на себя внимание, так как двусложный размер дает легкость, воздушность стихотворению. М.Цветаева использовала четырехстопный ямб, где катрены написаны перекрестной рифмовкой. Элегический жанр стансы обычно использует именно четырехстишия, чаще четырехстопный ямб с перекрестной рифмой при обязательной строфической замкнутости (точка в конце строфы), чего нет в стихотворении у М.Цветаевой. У нее I катрен заканчивается запятой, II катрен заканчивается тире. Б.Макаров перевел стихотворение нашей землячки, используя восьмистишье - октаву, которое получило гораздо большее распространение в русской поэзии. Размер русской октавы пятистопный или шестистопный ямб с расположением рифм abababcc. В стихотворении Д.Батоболотовой используется расположение рифм aabbccaa.

Анализ лексики стихотворений поможет нам проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художников слова. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп: высокая лексика, поэтизмы, прозаизмы. Наши анализируемые стихотворения написаны поэтизмами - подчеркнуто красивыми поэтическими словами и оборотами.

Эффект выразительности нашим стихотворениям создают тропы - изобразительные средства выразительности. В отличие от стилистических фигур тропы строятся на преобразовании единиц языка. У М.Цветаевой больше всего в стихотворении использовано сравнение как языковое выразительное средство: «как брызги из фонтана, как искры из ракет, как маленькие черти, как драгоценным винам». У Д. Батоболотовой: «Стихи мои - моя душа и плоть. Стихи мои - вы мой надежный плот». Эпитеты: М.Цветаева («нечитанным стихам», «драгоценным винам»), Д.Батоболотова («надежный плот», «влюбленный народ»). Олицетворение: у Д. Батоболотовой: «Стихи мои, прикройте от невзгодВ стихи влюбленный издревле народ». Особенность метафоры, использованной в данных стихотворениях - это его компаративность. Поэтому метафорическое наименование может быть заменено конструкцией, включающей сравнение. У М.Цветаевой: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана, ворвавшимся, как маленькие черти, моим стихам, как драгоценным винам».У Д. Батоболотовой: «Стихи мои - моя душа и плоть. Стихи мои - вы мой надежный плот».

Деление темы на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесенность всех его частей. В данном случае при разборе стихотворения Д. Батоболотовой деление его на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения. Здесь мы видим своеобразный поэтический гимн своему творчеству. В отличие от философской миниатюры Д.Батоболотовой стихотворение М.Цветаевой позволяет вычленить композиционные части. Стихотворение состоит из трех катренов, но поэтическая мысль в стихотворении одна - вера в будущее своих стихов, «своих детей».

Содержание и границы понятия «лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к постижению образа поэта. Характер героя эпического или драматического произведения раскрывает через его действия и поступки, через отношения с другими персонажами. Психологизм лирики сопряжен с характером лирического героя, который обнаруживается через внутреннее эмоциональное состояние, особенности картины мира, воссозданной его глазами часто в форме исповеди, лирического дневника. В итоге читателю явлена непосредственная правда лирического переживания, подлинный и неповторимый голос поэта. Так, лирические героини стихотворений М. Цветаевой и Д. Батоболотовой, как мы уже в начале говорили, торжествуют рождением стиха («Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт» М.Цветаева, «Стихи мои - моя душа и плоть» Д.Батоболотова), верой в будущее своего творчества: «Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» М. Цветаева, «Стихи мои, несите доброту. Стихи мои, несите красоту» Д.Батоболотова, могучей силе слова их произведений: «Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» М. Цветаева, «Стихи мои, прикройте от невзгод В стихи влюбленный издревле народ» Д. Батоболотова. Лирические герои в стихотворениях выступают поэтическими «двойниками» авторов, здесь можно говорить о лирическом «я», как о способе раскрытия авторского сознания, так как мы видим изображение состояния души человека.

Итак, мы проанализировали стихотворения. И пришли к выводу, что женщины-поэтессы, какой бы национальности они ни были и к какому бы времени не принадлежали, когда пишут стихи на одну тему, подсознательно раскрывают сущность стихотворения одинаково. И помогают им в этом, в первую очередь, механизмы психики, в данном случае, архетип матери, а также языковые выразительные средства: фигуры речи и тропы.

 


 

Литература

 

1. Юнг К.Г. «Психология бессознательного» // К.Г. Юнг - М.:Изд. Когито-Центр, 2010.

2. Цветаева М. И. «Вечерний альбом»// М.И. Цветаева - М.:Изд. ЁЁ Медиа, 2012.

.   Батоболотова Д.Б. «И не хочу судьбы другой…»// пер. с бурятского Бориса Макарова. - Чита: Экспресс - издательство, 2010.

.   Гампер Е. Э. «Рекламные тексты для женщин как составляющая массовой культуры»//Дисс. канд. фил.наук. - Челябинск 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...