Хадисы, подтверждающие существование величайшего заступничества
Из приведённых хадисов следует, что верующие будут обращаться к пророкам, желая избавиться от тягот предстояния, пока не дойдут до Мухаммада
хариджитам и последовавшим за ними му'тазилитам, которые утверждают, что те, кто вошёл в Огонь, уже никогда оттуда не выйдут. Поэтому имамы упоминают обычно именно эту часть хадиса, в которой содержится ясное опровержение их убеждений, которые являются нововведением и противоречат хадисам» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. После этого он разбирает хадис о Роге. Из слов Мухаммада ибн Мухаммада ибн Абу аль-'Изза аль-Ханафи можно сделать следующие выводы. 1. Он подтверждает наличие неясности в этих хадисах. Об этом же говорил Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, передавая слова ад-Дараварди: «Создаётся впечатление, что передатчик хадиса отнёс некоторые из описываемых событий не туда, куда следовало. Так, в начале хадиса упоминается о заступничестве и при этом речь идёт об избавлении от тягот предстояния, а в конце хадиса упоминается о заступничестве, цель которого — выведение некоторых людей из Огня. То есть это произойдёт уже после того, как закончится предстояние, люди пройдут по Сырату, и те, кому суждено упасть в Огонь, упадут туда — тогда уже придёт черёд заступничества, итогом которого станет выход некоторых людей из Огня» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 437]. Ибн Хаджар привёл эти слова ад-Дараварди и сказал: «Это значительная неясность» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438].
2. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» ответил на это, как мы уже говорили, что люди, передавшие эти тексты, не приводили их полностью — потому, что их целью было только ответить хариджитам, которые сказали, что никто не выйдет из Огня после того, как войдёт туда, то есть все, кто попал в Огонь, останутся там навечно. При этом он подтверждает свою точку зрения хадисом о Роге, в котором ясно говорится о том, что Посланник Возможно, мнение кадыя 'Ияда, к которому присоединились ан-Навави, Ибн Хаджар и другие, ближе к истине и в нём меньше противоречий, чем в том, что сказал комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа», Ибн Хаджар сказал: «'Ияд сказал об этом несоответствии следующее, и его поддержал ан-Навави и другие: в хадисе Хузайфы и Абу Хурайры говорится: "И они придут к
Мухаммаду Ибн Хаджар добавил к этому разъяснению своё и привёл тексты, указывающие на то, что в некоторых из приведённых хадисов имеются сокращения: «Создаётся впечатление, что один передатчик запомнил то, чего не запомнил другой. Продолжение последует в разъяснении хадиса следующей главы. Там говорится: "Пока не придёт человек, который сможет передвигаться по Сырату только ползком. А по обе стороны Сырата будут крюки, исполняющие повеления и хватающие тех, относительно кого им было дано повеление. И некоторые будут оцарапаны, но всё же спасутся, а некоторые свалятся в Ад!" Из хадиса следует, что сначала Пророк
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 388
А в версии, которую передаёт Убайй ибн Ка'б, говорится: "Затем я воздам Ему хвалу, которой Он останется доволен. Потом Он позволит мне говорить, а потом моя община пройдёт по Сырату, протянутому над Адом, и преодолеет его" [Абу Я'ля]. В версии хадиса Ибн 'Аббаса, передаваемой 'Абдаллахом ибн аль-Харисом, Посланник Аллаха А в другой версии хадиса Ибн 'Аббаса говорится: "И я скажу: <Я заступлюсь!> — и буду ждать до тех пор, когда Аллах даст позволение тем, кому пожелает и кем Он доволен. И вот, когда Аллах пожелает начать расчёт, глашатай воззовёт: <Где Мухаммад и община его?>" [Ахмад; Абу Я'ля]. Ат-Тыби подошёл к этому вопросу несколько иначе. Вот что он говорит: "Возможно, что под огнём подразумеваются страдания и муки, которые будут испытывать задержанные в месте предстояния люди, когда палящее солнце приблизится к их головам, а пот достигнет их ушей. А под выходом из огня, соответственно, подразумевается избавление их от того положения, в котором они находятся". Эта версия далека от истины. Конечно, можно сказать, что будет два "вывода": один из них упомянут в хадисе данной главы, передаваемом разными путями, и подразумевается под ним избавление от тягот предстояния. А второй "вывод" упоминается в хадисе следующей главы: "И Он скажет: <Пусть тот, кто поклонялся чему-то, последует за тем, чему поклонялся>". Это будет уже после избавления от тягот предстояния и после того, как будет протянут Сырат и людям будет позволено пройти по нему. Тогда будут выведены те, кто упадёт в Огонь во время прохождения по Сырату — это и есть два "вывода" Аль-Куртуби сказал, что в конце хадиса, который передал Абу Зар'а от Абу Хурайры, после слов "И я скажу: <Господи! Моя община, моя община!>" говорится: "И будет сказано: <Введи через правые врата Рая тех людей из твоей общины, которым не предстоит ни расчёт, ни наказание>". Далее он говорит: "Это указывает на то, что Пророк
заступиться за обитателей Рая, чтобы им войти а Рай'. Тогда Аллах скажет: 'Я принял твоё заступничество за них и разрешаю им войти а Рай'>". Складывается впечатление, что представление дел, взвешивание на Весах и раздача свитков с записью дел будут именно тогда, а потом глашатай воззовёт: "Пусть каждая община последует за тем, чему она поклонялась" Тогда неверующие упадут в Огонь. Затем верующих отделят от лицемеров через испытание: им будет велено совершить земной поклон, когда откроется Голень. После этого протянут Сырат и людям будет разрешено пройти по нему. Свет лицемеров будет погашен, и они тоже свалятся в Огонь. Верующие пройдут по Сырату в Рай. Некоторые грешники тоже свалятся в Огонь, а некоторые из успешно преодолевших Сырат будут задержаны у моста (кантара) для сведения счётов друг с другом, а потом они войдут в Рай» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438]. Это могло бы устранить неясность и несоответствие, однако аль-Кальби — слабый передатчик, к тому же хадис не имеет связного иснада, восходящего к Пророку
Заступничество, которое будет принято, и заступничество, которое будет отвергнуто. Виды заступничества, которое принимается Приведённые нами хадисы указывают на то, что заступничество в Судный день будет следующих видов. 1. Величайшее заступничество — это то самое «хвалимое место», которое обещано Посланнику 2. Заступничество за грешников из числа верующих — приверженцев единобожия, которые вошли в Огонь. Об этом виде заступничества мы поговорим подробнее в теме «Вход в Рай» в книге «Рай и Ад», если будет на то воля Аллаха. Остаются виды заступничества, упоминаемые в хадисах. О них мы расскажем вкратце.
1. Заступничество Посланника БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 390
2. Он заступится за них, чтобы им было позволено войти в Рай. Онзаступится за других — тех, кого велено было отправить в Огонь. Пророк 3. Заступничество, цель которого возвысить степени входящих в Рай: они займут более высокое положение, чем то, которое предполагают их дела. 4. Заступничество за некоторых людей, чтобы они вошли в Рай без расчёта. Например, 'Уккаша ибн Михсан передаёт, что Посланник 5. Заступничество Пророка 6. Заступничество Пророка
Что же касается заступничества за грешников, то заступаться за них сможет не только Посланник Это виды заступничества, которые будут иметь место в Судный день. Что же касается заступничества, которое будет отвергнуто, то это заступничество, которое имеет место в этом мире. Порой человек заступается за другого, а другой уступает, не желая этого, а в иных случаях он просто вынужден принять это заступничество — из-за высокого положения, власти и влияния заступающегося. К этому виду заступничества относитсяи заступничество, в которое верят многобожники, придавая Аллаху сотоварищей и считая, что эти сотоварищи будут заступаться за них. То же самое касается и приверженцев нововведений из нашей общины, которые просят заступничества усвоих шейхов. И это при том, что Всевышний сообщил нам:такое заступничество недействительно и в Судный день никто не будет заступаться, кроме как с Его позволения, и ни один
заступник не сможет заступиться за кого-либо, если Аллах не будет доволен и заступником, и тем, за кого он заступается. Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2«Корова», аят 255). Всевышний также сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура 21 «Пророки», аят 28). Когда отец Ибрахима погиб неверующим, Аллах не принял заступничество Своего халиля. Абу Хурайра
147 Таким образом, отец Ибрахима
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|