Понятие о формах и законах мышления.
МВД РОССИИ Санкт-Петербургский университет
Кафедра философии и социологии
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры Полковник полиции В.В. Балахонский «_ 17 _» __ апреля __ 2014 г.
РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине: ЛОГИКА
По направлению подготовки (специальности) Правовое обеспечение национальной безопасности
ТЕМА № 1: «Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности»
Санкт-Петербург ПЛАН ЛЕКЦИИ: Мышление и его особенности. Понятие о законах и формах мышления. Основные этапы развития логики как науки. Применение логики в правоохранительной деятельности. Литература: Основная: 1. Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Изд-во «Кнорус», 2013. 2. Гетманова А.Д. Логика для юристов со сборником задач: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Кнорус», 2012. 3. Грядовой Д. И. Общий курс формальной логики: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 4. Демидов И.В. Логика: Учебник. Под ред. Каверина Б.И. - 7-e изд. - М.: Дашков и К, 2012. Дополнительная: 1. Федеральный закон N3-ФЗ «О полиции». М., 2011. 2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие/ – Уфа: УЮИ МВД, 2010. 4. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. 5. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.
Вопрос 1. Мышление и его особенности. Понятие о формах и законах мышления. Слово “логика” происходит от древнегреческого logoz [логос] (слово, мысль, рассуждение, разум) и употребляется в следующих основных значениях: а) логика, как множество закономерностей в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира (объективная логика); б) логика, как множество закономерностей в связях и развитии мыслей (субъективная логика); в) логика - наука о законах и формах правильного мышления. (1а) Мышление. Человека окружает мир (объективная реальность). Этот мир представляет собой сложный объект, то есть состоящий из отдельных элементов, связанных между собой и воздействующих друг на друга определённым образом. Элементы мира и сумма связей между ними образуют структуру мира. Кроме того, структура мира не является неизменной, она изменяется с течением времени. Таким образом, мир представляет собой сложный динамический объект, обладающий определённой закономерной структурой и развивающийся так же с учётом определённых закономерностей. Закон — необходимая, устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь между явлениями. Закономерности в структуре и развитии мира получили название “ объективная логика ” (то есть логика, независящая ни от какого-либо отдельного человека, ни от человечества вообще). Человек (познающий субъект) существует в мире, ставя перед собой определённые цели, а затем реализуя их. Для реализации этих целей человеку необходимо ориентироваться в мире, то есть знать закономерности настоящего состояния его структуры, прогнозировать будущие состояния, а также прогнозировать последствия своего воздействия на мир. Для этого человеку необходима более менее адекватная модель мира, на которой он мог бы проигрывать различные варианты развития ситуации.
Такой моделью мира является сознание. Сам процесс моделирования мира (приведение структуры модели мира (сознания) в соответствие со структурой оригинала (самого мира)) будем называть познанием. Познание мира происходит на двух уровнях: (а) непосредственное (чувственное) познание и (б) опосредованное (логическое). Опосредованное познание мира будем называть мышлением. Мысль — отвлечённый, обобщённый образ чего-либо. Мышление — активный процесс отражения (моделирования) объективного мира при помощи оперирования мыслями, имеющий опосредованный, обобщённый характер. Мышление является продуктом особым образом организованной материи — человеческого мозга. Чувственное познание представляет собой процесс непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Оно позволяет отразить лишь настоящее, сиюминутное состояние мира, причём, лишь той его части, которая чувственно доступна в настоящий момент (чувственному познанию недоступно, например, ядро Земли). Оно не позволяет проникнуть в сущность этого состояния, познать его закономерности, и тем более не позволяет объяснить это состояние и прогнозировать будущие состояния мира. Логическое познание (мышление) позволяет выявить закономерности в структуре мира и закономерности в его изменении, и, следовательно, реализовать объяснительную и предсказательную функции познания. (1б) Свойства человеческого мышления. 1. Опосредованность: мышление связано с миром не непосредственно, а через ощущения, восприятия и представления, на базе которых формируется мыслительный акт. 2. Обобщённость: способность познавать общие характеристики предметов, осуществлять переходы от менее общего к более общему, формировать общие понятия, общие суждения, законы, нормы, научные теории. 3. Абстрактность (отвлечённость): способность мысленно выделять в предмете интересующие нас свойства и рассматривать их независимо от предмета. 4. Целенаправленность: мышление направлено обычно на достижение каких-либо познавательных целей (выявление сущности предметов, выявление связей между явлениями, выявление причин или следствий какого-либо явления).
5. Неразрывная связь с речью: речь является материализованным выражением мысли; кроме того, язык является средством обмена информацией, что позволяет объединять в сознании одного человека опыт многих людей, что позволяет сделать модель мира более адекватной. (1в) Формы мысли. В процессе мышления мы всегда пользуемся какими-то уже сложившимися мыслями, прибегая к различным приёмам оперирования ими. А всякая мысль имеет определённое содержание и определённую логическую форму. Содержание мысли составляют отражённые в ней связи и отношения определённых предметов и явлений. Например, содержание мысли «Все деревья есть растения» “Все курсанты Санкт-Петербургского университета МВД РФ уступают места пожилым людям в общественном транспорте”. Это принадлежность указанного признака “уступать место пожилым людям в городском транспорте” всем курсантам университета. Чтобы выявить форму данной мысли, необходимо отвлечься от содержания мысли. В результате мы получим схему “Все S есть Р”. Такую же логическую форму имеют следующие мысли “Все преступления являются правонарушениями”, “Все граждане РФ равны перед законом” и т. д. Форма мысли — это устойчивая взаимосвязь её элементов. Форма мысли является специфически логическим способом отражения определённого типа отношения вещей. Существуют общечеловеческие формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), а также формы научного познания (проблема, гипотеза, теория). (1г) Законы мышления. Процесс оперирования уже сложившимися мыслями происходит по определённым законам. Эти законы называют субъективной логикой. Человек свободен в выборе субъективной логики. Но для успешной реализации своих целей ему необходима как можно более адекватная модель мира, которая может быть построена лишь при учёте объективной логики вещей. Человек, например, может построить модель мира, в которой он находится в одно и то же время в двух различных местах. Но в мире эта модель нереализуема, и, значит, не способна обеспечить ориентацию человека в нём. То есть при построении субъективной логики необходимо учитывать объективную. В процессе своего существования человечество выработало определённые законы мышления, обеспечивающие адекватное отражение (моделирование) объективной реальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|