Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство

Специалисты Центра исследований политики национального туризма США подходят к определению понятия «рекреация» с позиций деятельности. Под рекреацией они понимают деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, подчеркивая тем самым важность его наличия и использования.

Свободное время является частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности. Свободное время является динамичной категорией, носящей черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивой по объему и содержанию.

Одним из важнейших свойств времени является его иерархичность. Иерархию времени можно представить следующим образом:

Социальное время = Рабочее время + Нерабочее время

Нерабочее время включает в себя свободное время.

Рекреационное время является частью свободного времени.

Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки 8 часов тратится на сон, 8 часов - рабочее время, 8 часов -нерабочее время).

Свободное время (по Т.В. Николаенко) - часть нерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятия «свободное время» принадлежит ученым Российской международной академии туризма. По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и неотложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно.

В советской литературе в основном рассматривалось именно свободное время. Важно, что речь никогда не шла об усталости и (или) потребности в восстановлении сил, т.е. собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. «Отделение» свободного времени от времени внерабочего было очень строгим. К внерабочему обычно относили время на такие занятия, как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, и собственно свободное время, которое обычно использовалось для физического и интеллектуального развития и отдыха.

Внерабочее время включает в себя время, которое тратится на непреложные занятия и рекреацию:

· для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена);

· для домашнего труда и бытовых потребностей;

· для физического, интеллектуального развития и отдыха (свободное время).

Свободное время делится на две части: досуг, или время для отдыха, и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001).

Общей особенностью литературы является определенное смешение категорий свободного времени. Несомненно, наличие свободного времени нужно рассматривать как основной фактор массовости рекреации. Безусловно, отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но наличие свободного времени вовсе не означает, что обладающие им люди будут совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.

В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю (Т.В, Николаенко, 1998).

Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого(компенсаторного) и расширенного воспроизводства сил индивида.

Так, инклюзивное время - время простого…??

Вместе с тем не следует путать свободное и рекреационное время (И.В. Зорин, В. А. Квартальное, 2000), под которым понимается время реализации рекреационной функции деятельности человека (расширенное воспроизводство живых сил человека).

Рекреационное время (как и свободное) имеет определенную структуру (см. таблицу):

Тип свободного (рекреационного) времени Рекреационная функция деятельности человека
Инклюзивное время компенсаторное восстановление сил
Ежедневное время компенсаторно-расширенное восстановление
Уик-эндное время расширенно-компенсаторное восстановление
Отпускное и каникулярное время расширенное восстановление

При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени.

Согласно структуре рекреационного времени выделяют и соответствующие типы рекреационной деятельности:

· инклюзивную;

· ежедневную;

· еженедельную;

· отпускную;

· компенсаторную;

· расширенную.

Инклюзивная - рекреационная деятельность, встроенная в трудовую и бытовую деятельность.

Ежедневная, т.е. постоянная рекреационная деятельность, включает в себя краткосрочные прогулки, утреннюю зарядку, спортивные игры, купание, чтение.

Еженедельная рекреационная деятельность отнесена на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т.д.

Отпускная рекреационная деятельность отнесена на конец рабочего года.

Компенсаторная рекреационная деятельность компенсирует затраты живых сил человека до нормального уровня.

Расширенная рекреационная деятельность позволяет компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.

Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (синоним внерабочего) время, а в рамках последнего - свободное время.

Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.

Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее:

· затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно)

· затраты времени на предприятиях, не входящего в состав оплачиваемого рабочего времени, и т.д.);

· время на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей;

· свободное время.

Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых временных затрат.

Рекреационное время - часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья, также для интеллектуального совершенствования.

Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени. Более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определено как рекреационное

В рамках рекреационного времени следует различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается преимущественно с личностных позиций, то время организаторов отдыха уходит на формирование и функционирование деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения (т е их рабочее время)

Характерными свойствами рекреационного времени являются.
• ** иерархичность;
• ** квантованность,
• ** изменчивость,
• ** функциональность

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени Единицами измерения и предметом изучения в социальном времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость) год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени. В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, входят компактные периоды нерабочего времени- до работы, во время обеденного перерыва, после работы Недельный период помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени включает время уик-энда, обычно совпадающего с днями субботнего и воскресного отдыха Годовой период включает также интервал компактного нерабочего времени - это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год). Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве (детство, пенсионный период).

Для социального времени характерна определенная пропорциональность – квантованность. Это отпускное время, время уик-эндов и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня - это прежде всего время после работы, его длительность может достигать четырех-пяти часов Время уик-эндов для большей части трудящихся составляет два дня Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых категорий трудящихся достигает 36 - 48 рабочих дней Режимное время определяется в основном социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения Характер индивидуального и группового времени обуславливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности.

Рекреационное пространство - это часть социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т д. Пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности, из множества объектов и свойств реальности выбор падает на те, что соответствуют рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности.

Деятельность по организации рекреационного пространства предполагает

• ** освоение (оценку, охват, захват, присвоение) Осуществляется отдыхающими и организаторами,
• ** конструирование, комбинирование (экстенсивное) Осуществляется организаторами,
• ** рекомбинацию Осуществляется отдыхающими,
• ** изобретение, т.е., нахождение принципиально нового занятия и пространства,
• ** выбор места для реализации функции;
• ** подбор функции для данного места,
• ** расширение функций места (геотехеистемы). Многомерность рекреационного пространства обусловлена:
• ** разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т д.),
• ** социокультурной дифференцированностью отдыхающих;
• ** соотношениями между потребностями и возможностями их реализации;
• ** функциональными типами деятельности,
• ** природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности

Рекреационное пространство расширяется по мере роста потребностей отдыхающих и умножения функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируются в зависимости от ранга (индивид, группа, население и т д), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной или профессиональной группе, здоровья, активности, интересов и др.

Взаимозависимость структуры рекреационного времени и рекреационного пространства проявляется в их дискретности, квантованности - наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течение дискретных, компактных отрезков времени

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена прежде всего объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения)

В рамках жизненного пути связи между размерами свободного времени и рекреационного пространства далеко не прямолинейны Для большинства населения наибольший объем рекреационного времени совпадает с минимумом экономических и физических возможностей охвата пространства

Наибольшая продолжительность рекреационного времени наблюдается у детей и пенсионеров, а минимальная - у трудящегося населения. При этом физические и экономические возможности у лиц трудоспособного возраста заметно выше, чем у детей и пенсионеров, поэтому радиус их поездок, как правило, больше -они посещают самые удаленные, труднодоступные регионы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...