Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный статус социологам: объект, предмет и методы




Объект науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конк­ретной наукой. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, система категорий законов, отражающих объект. Со­ответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятий­ная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исто­рического развития, плод усилий многих поколений ученых, каж­дое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а зна­чит, расширило предмет этой науки. Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выя­вить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль. Первое дает статичес­кую, а второе — динамическую картину общества. Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления: экономические, политические, духов­ные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как на­уку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных от­ношений, взаимосвязей.

Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первич­ный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, кол­лектив крупной организации, объединения); общность (рабо­чие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, об­щество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и зако­номерности.


Обычно при определении предмета социологического познания в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

— групповое взаимодействие (например, классы);

— социальные институты: семья, образование, культура;

— основные структуры человеческого общества;

— социальные процессы (забастовки, стачки и т.п.).

Методы социологии. На каждом уровне социологических иссле­дований существует своя методика. На эмпирическом уровне про­водятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методи­ческих и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пыта­ются осмыслить социальную реальность как единое целое, исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (сим­волический интеракционизм).

Теоретические методы. Значительное место в социологии зани­мает структурно-функциональный метод, с позиций которого об­щество рассматривается как функциональная система, характери­зующаяся своей устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элемен­тов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход имеет следующие черты:

— в центре внимания оказываются проблемы, связанные с фун­кционированием и воспроизводством социальной структуры;

— структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;

— функции социальных институтов определяются в соответ­ствии с состоянием интеграции, приводящей к равновесию соци­альной структуры;

— динамика социальной структуры объясняется исходя из принципа консенсуса — принципа сохранения социального рав­новесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод, который опирается на определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политичес­кой сфере различных народов много общего. Сравнительный ме­тод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, формы се-


 




мьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Например, немецкий социолог М.Вебер сопоставлял протестантскую и индусскую раз­новидности фатализма с целью показать, что каждый из этих типов взаимодействует с соответствующей системой общественных цен­ностей. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал социальную статистику в протестантских и католических странах.

Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточ­но сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следу­ющие составные части:

1. Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое ис­следование.

2. Социологию среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных струк­турных частей социальной системы (например, социологию соци­альных групп, социологию города, социологию права, социоло­гию образования, социологию спорта, социологию труда, социо­логию семьи и т.д.).

3. Микросоциологию, изучающую социальные явления и процес­сы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выраже­ние соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологических иссле­дований находятся само накопление, сбор фактического материа­ла в указанной области (на основе непосредственного наблюде­ния, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Было бы серьезной ошибкой разрывать теоретическое и эмпи­рическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследо­ванию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.

Иной специфический аспект характеристики структуры социоло­гии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.


Основанием для такого деления служит различие в целях и за­дачах, которые ставятся перед социологическим исследованием. Фундаментальная социология направлена на построение и совер­шенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладная социология — на изучение прак­тических вопросов, отдельных сторон социальной жизни, на вы­работку практических рекомендаций в этой области.

Следует различать:

социальные исследования — широкое понятие, они проводятся в других общественных науках: экономике, политологии;

социологические исследования — ядро более широких социологи­ческих исследований.

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-позна­вательную, практически политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет рас­ширить и конкретизировать знание о сущности общества, его струк­туре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социо­логии, так и в результате динамического развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. Особая роль принадлежит здесь эмпирической социологии и непосредственно специальным социологическим теориям.

Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальнос­ти. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекоменда­ции для политики и практики, направленные на совершенствова­ние социальной жизни, на повышение эффективности управле­ния социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на раз­ных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общече­ловеческих ценностей. Таким образом, обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и ус­ловие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-


ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний об­наруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и пре­одолению. Предвидение, планирование и прогнозирование явля­ются конкретными формами реализации практически политичес­кой функции социологии, из которых следуют функции социаль­ного проектирования и конструирования; управленческая и орга­низационно-техническая функции (разработка и внедрение соци­альных технологий).

Вопросы и задания

1. В чем суть социологического знания?

2. Чем социология отличается от философии, психологии и других гу­манитарных наук?

3. Расскажите о предмете изучения социологии.

4. Какова структура социологической науки?

5. Чем отличается фундаментальная социология от прикладной?

6. Что является предметом исследования макро- и микросоциологии?

7. Перечислите основные функции социологии.

Литература

Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.

ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Что такое общество. Понятие общества

Общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. От дру­гих образований оно отличается собственными признаками и свой­ствами. Американский социолог Э. Шиле выделил следующие кри­терии, отвечающие понятию «общества»:

1. Оно не является частью какой-либо крупной системы.

2. Оно состоит из людей, браки которых заключаются, как пра­вило, между представителями данного объединения.


 

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются представителями данного объединения.

4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственностью.

5. У данного объединения собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Э. Шиле достаточно полно характеризует общество с социоло­гической точки зрения, поскольку указывает на главные его при­знаки: семейно-брачные и кровно-родственные отношения; опи­сывает способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структу­рой, социальными институтами и социальной стратификацией.

В отличие от общества, государство — искусственный полити­ческий конструкт — учреждение или институт, призванный уп­равлять социальными отношениями. В то же время понятие «стра­на» включает в себя естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое обра­зование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая гра­ницами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государ­ство — политическая организация страны, подразумевающая оп­ределенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппа­рата управления (парламент, правительство). Общество — соци­альная организация не только страны, но и также нации, народ­ности, племени.

Понятия «общество», «государство», «страна» иногда по смыс­лу могут совпадать, но обязательно различаются по содержанию, поскольку отражают разные стороны одного и того же предмета. Рассматривая общество как социологическую категорию, можно констатировать, что это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей. Это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элемента­ми, пространственными и временными границами своего суще­ствования. Например, древнее общество, средневековое общество, современное европейское общество, французское общество, рос­сийское общество и т.д.

Итак, общество — это универсальный способ организации со­циальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей. Общество воз­никает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, по­явления особых институтов, норм, поддерживающих и развиваю­щих эти связи.


 




^^шшат^я^шш^ш^ш^^шяяяшшяшшя^^^^^^^^^^^^^^^ш ^ш


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...