Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь




Особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать годы после обретения республикой государственной независимости, подлинной самостоятельности. Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения, трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия, являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии политические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности, оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики, как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязанная к административно-территориальному делению судебная организация. С середины 30-х годов и вплоть до распада Союза ССР в БССР действовала трехзвенная система общих судов: народные суды, областные и Минский городской (с 1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, как и всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовали на ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую систему судов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно. Ощущалась острая необходимость в модернизации судебной системы, ее обновлении и реформировании с тем, чтобы она отвечала новым реалиям жизни, не тормозила, а способствовала решению новых задач развития общества, социальному прогрессу.

Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать судебную систему на следующих исходных началах:

1. децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;

2. максимальное приближение суда к населению, экстерриториальность основного звена судебной организации;

3. обеспечение компетентности и профессионализма в судебной деятельности;

4. сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;

5. участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

6. образование специализированных судов и судебных коллегий;

7. учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;

8. восстановление апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.

Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о создании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка пересмотра дел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе о судоустройстве и статусе судей 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационных форм

судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укреплении их независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформирования суда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлении сделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовые затраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона о судоустройстве и статусе судей и предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективной всю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной и исполнительной властям, обеспечить свободу личности, квалифицированной и беспристрастной судебной защитой.

Историческое значение для укрепления и развития национальной судебной системы имели решения первого съезда судей Республики Беларусь, в частности его резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судов по осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплению судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены в жизнь, некоторые из них – еще ждут своей реализации.

С 1 января 2014 вступили в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, объединен Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Документы направлены на совершенствование деятельности судов и органов юстиции.
В соответствии с подписанными актами Главы государства с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды республики объединились в единую систему судов общей юрисдикции. Возглавит эту систему единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд. При этом хозяйственные суды областей и Минска были переименованы в экономические и продолжили свое функционирование как суды соответствующей специализации.

При этом к Верховному Суду перешли все функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.

Объединение Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда позволило устранить трудности в определении подведомственности судебных дел, обеспечило единство судебной практики применения законодательства и толкования норм материального права, создать эффективную и понятную систему специализированных судов, возглавляемую единым высшим судебным органом.

Следующим этапом реформирования судебной системы является упразднение с 1 июля 2014 года Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, их квалификационной коллегии и конференций.
Все полномочия Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов перейдут к областным (Минскому городскому) и районным (городским) судам общей юрисдикции.
Указанные преобразования позволили установить единые подходы к подсудности дел в отношении гражданских лиц и военнослужащих, исключить случаи возможного ведомственного влияния, обеспечить независимость и беспристрастность судей при принятии решений.
Проведение судебной реформы обусловлено необходимостью объединения судебных исполнителей общих и хозяйственных судов в единую службу.

С учетом специфики деятельности судебных исполнителей, связанной с исполнением как судебных постановлений, так и иных исполнительных документов других государственных органов, предусматривается образование системы органов принудительного исполнения, подчиненной органам исполнительной власти.

В этой связи с 1 января 2014 года функции по обеспечению принудительного исполнения были возложены на Министерство юстиции и главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), в структурах которых быи созданы соответствующие подразделения.
Общую координацию работы данной системы осуществляет Министерство юстиции.

Такая модель построения органов принудительного исполнения позволило обеспечить процессуальный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей нижестоящих органов вышестоящему органу принудительного исполнения (должностному лицу), а затем в судебном порядке.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...