Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь
Особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать годы после обретения республикой государственной независимости, подлинной самостоятельности. Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения, трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия, являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии политические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности, оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики, как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязанная к административно-территориальному делению судебная организация. С середины 30-х годов и вплоть до распада Союза ССР в БССР действовала трехзвенная система общих судов: народные суды, областные и Минский городской (с 1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, как и всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовали на ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую систему судов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно. Ощущалась острая необходимость в модернизации судебной системы, ее обновлении и реформировании с тем, чтобы она отвечала новым реалиям жизни, не тормозила, а способствовала решению новых задач развития общества, социальному прогрессу.
Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать судебную систему на следующих исходных началах: 1. децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти; 2. максимальное приближение суда к населению, экстерриториальность основного звена судебной организации; 3. обеспечение компетентности и профессионализма в судебной деятельности; 4. сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел; 5. участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей; 6. образование специализированных судов и судебных коллегий; 7. учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы; 8. восстановление апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов. Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о создании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка пересмотра дел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе о судоустройстве и статусе судей 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационных форм судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укреплении их независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформирования суда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлении сделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовые затраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона о судоустройстве и статусе судей и предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективной всю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной и исполнительной властям, обеспечить свободу личности, квалифицированной и беспристрастной судебной защитой.
Историческое значение для укрепления и развития национальной судебной системы имели решения первого съезда судей Республики Беларусь, в частности его резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судов по осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплению судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены в жизнь, некоторые из них – еще ждут своей реализации. С 1 января 2014 вступили в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, объединен Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь. Документы направлены на совершенствование деятельности судов и органов юстиции. При этом к Верховному Суду перешли все функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.
Объединение Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда позволило устранить трудности в определении подведомственности судебных дел, обеспечило единство судебной практики применения законодательства и толкования норм материального права, создать эффективную и понятную систему специализированных судов, возглавляемую единым высшим судебным органом. Следующим этапом реформирования судебной системы является упразднение с 1 июля 2014 года Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, их квалификационной коллегии и конференций. С учетом специфики деятельности судебных исполнителей, связанной с исполнением как судебных постановлений, так и иных исполнительных документов других государственных органов, предусматривается образование системы органов принудительного исполнения, подчиненной органам исполнительной власти. В этой связи с 1 января 2014 года функции по обеспечению принудительного исполнения были возложены на Министерство юстиции и главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), в структурах которых быи созданы соответствующие подразделения. Такая модель построения органов принудительного исполнения позволило обеспечить процессуальный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей нижестоящих органов вышестоящему органу принудительного исполнения (должностному лицу), а затем в судебном порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|