Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Женщины во власти в России: оценки исследователей и аналитиков




 

Сегодня в России сформировалось научное сообщество, специализирующееся на исследовании гендерной проблематики. Существуют центры, занимающиеся изучением «женского» вопроса, среди них: Лаборатория гендерных проблем, специализирующаяся на изучении социально-экономической тематики (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН), Сектор социологии семьи и гендерных отношений (Институт социологии РАН), Сектор социологии семьи, гендерных и сексуальных отношений (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург). В ряде высших учебных заведений России введена новая дисциплина - «феминология и гендерные исследования». В апреле 1990 г. по инициативе женщин-ученых, выступивших против дискриминации по признаку пола, был основан Московский центр гендерных исследований. Центром ведется работа в нескольких направлениях: поддержка социально активных женщин и женского движения; экспертиза законодательных актов; проведение исследований в области положения женщин; просвещение и образование. По инициативе организации проводятся женские форумы, съезды, научно-практические семинары. Гендерные центры созданы во многих городах России.Для того чтобы выяснить, каково положение женщин в системе государственного управления, обратимся к статистике. Ее данные свидетельствуют о том, что после введения гендерной статистики государственной службы по ветвям власти и по должностям с 1997 по 2005 г. динамика государственных гражданских служащих резко возросла, соответственно увеличилась доля женщин с 56,2 до 71,7%. При этом удельный вес женщин в законодательной ветви власти сократился с 55,8% до 49,8%, в судебной ветви власти в период с 1997 г. по 2003 г. - с 71,9% до 45,8%, но к 2005 г. возрос до 77,1%. В исполнительной ветви власти устойчивой динамики не наблюдается, доля женщин колеблется: если в период с 1997 г. по 2001 г. она увеличилась с 55,9% до 72,2%, то к 2003 г. уменьшилась до 51,4% и опять возросла до 70,8% к 2005 г. (табл. 1). [6]

 

Таблица 1

Сравнительный анализ численности государственных гражданских служащих по ветвям власти на федеральном уровне

Органы власти Годы Всего чел.

В том числе

Доля женщин (%)
      Муж. Жен.  
Законодательная 1997 2001 2003 2005 2511 10 511 4000 4077 1100 4812 2600 2048 1401 5699 1400 2029 55,8 54,2 55,0 49,8
Исполнительная 1997 2001 2003 2005 22 692 445 378 149 700 405 196 9996 123651 72700 118318 12696 321727 77000 286878 55,9 72,2 51,4 70,8
Судебная 1997 2001 2003 2005 843 89 923 47 600 88 110 237 31210 25800 20174 606 58713 21800 67936 71,9 65,3 45,8 77,1

Среди категорий высших и главных должностей все-таки лидируют мужчины, но вот в ранге обсуживающего персонала женщины занимают первое место. Из этого следует, что женщины лучше справляются с должностями, где не нужно принимать серьезных решений, а следовать строго регламенту. Но это не является женской особенностью, так как женский пол на ровне с мужским может принимать серьезные решения, и со многими трудными ситуациями именно женщины справляются лучше мужчин.

Эксперты ООН говорят о том, что если в парламенте 20% принадлежит женщинам, тогда формируются программы в интересах детей, а если их среди законодателей 30%, то вырабатываются программы в интересах самих женщин [11, с. 20]. У нас в российском парламенте их меньше. В Государственной Думе шестого созыва всего около 14% женщин от общего состава депутатов (в ГД РФ четвертого созыва было 9,8% женщин). 43 депутата - женщины - представляют интересы партии «Единая Россия» (18% от общего числа депутатов-единороссов).

Ряд авторов отмечает, что наиболее очевидной причиной сокращения количества женщин в структурах власти является отмена системы квот для них. Другие ученые утверждают, что это - влияние культурных факторов, таких как патриархальные ценности электората, традиции доминирования мужчин во власти. Некоторые исследователи считают, что в борьбе за власть у женщин недостаточно профессиональных политических навыков. [7, С123]

Для изучения отношения жителей к женщине-политику, был проведен опрос среди 500 респондентов (май 2013 г.). На вопрос: Как Вы относитесь к женщинам в политике? - ответы были такие:

положительно - 38%;

нейтрально - 35%;

отрицательно - 27%.

Респонденты, ответившие на заданный вопрос «отрицательно», считают:

политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола;

женщина не может заниматься политикой по своим психологическим особенностям;

женщины - это хранители семейного очага;

разочарованы в женских лидерах.

Самыми влиятельными женщинами России в сфере политики респонденты называли (по мере уменьшения): В.И. Матвиенко, Э.С. Набиуллину, О.Г. Дмитриеву, Л.И. Швецову, С.П. Горячеву, Е.Ф. Лахову, Г.П. Хованскую, И.А. Яровую, Н.А. Нарочницкую.

Женщинам (278 чел.) был задан вопрос: Готовы ли они участвовать в политической жизни на местах? Ответы такие:

28% готовы участвовать, имеют четко выраженную позитивную установку;

у 19% такое желание есть, но они не считают себя пригодными для такой деятельности;

остальные никакого желания участвовать в политической жизни не проявили. [8]

В системе государственной власти женщин не допускают к должностям, связанным с принятием жизненно важных политических решений. Среди работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, женщины составляют 70,6%; мужчины - 29,4%, а «высшие» командные должности доступны 23,3% женщин и 76,7% мужчин [9, с. 174]

Относительно высокие посты в системе власти занимают единицы женщин. Данные опубликованных социологических исследований подтверждают снижение интереса женщин к общественно-политической деятельности. Только для 9,5% респонденток общественно-политическая активность оказывается на первом плане. Меняется вся система ценностей и приоритетов. На первый план выходят ценности неполитического характера, что отмечается в исследовании Л.Л. Рыбцовой. Женщин больше волнует будущее собственное и своей семьи (81,9% ответов), 71,1% - будущее страны, 57,3% - будущее своего города и области [10, с. 78].

  Перспективы женской политики в России

 

В отличие от мужчин российские женщины всегда обладали меньшей «сознательностью» и начиная с деревни XIX века, а потом и в советские времена, больше думали о личном, чувствуя, что имеют на это право: ведь женское личное - это родовое, витальное, вечное: вопрос воспроизводства семьи и тем самым - нации. Мужской модернизации «сверху» всегда противостояла женская модернизация «снизу» - грошовые приработки у барина при царе и мелкая торговля модной одеждой в туалете «Детского мира» при советской власти [11].

Конечно, женское сообщество расколото внутриполовой конкуренцией, прямым следствием общего кризиса государства и нации, проявляющегося в повышенной смертности молодых мужчин и массовом пьянстве выживших. Чем глубже будет кризис, тем сильнее разовьется эта конкуренция. Но на последнем рубеже российские женщины умеют сплачиваться: вспомним Февральскую революцию 1917 года, начатую демонстрациями женщин Петрограда, поддержанными армией (кстати, женщины оказались последними, кто защищал Временное правительство).

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.

Среди мегатенденций следует выделить растущую роль женщин в сферах политики и управления. В целом имеет место рост доли женщин в общественных службах, в государственных организациях, поддерживающих политику во благо женщин. На правительственном уровне большинство женщин сосредоточены в министерствах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.

Оценки экспертов и самих женщин-руководителей относительно перспектив женщин во власти варьируются в широком диапазоне. Все полученные в ходе исследования точки зрения можно интегрировать в сценарный прогноз. Применительно к России участники исследования предлагают три различных сценария женского представительства во власти: пессимистический, инерционный и оптимистический.

Первый сценарий: «Гендерная сегрегация». В данный сценарий укладываются все полученные от участников исследования оценки, согласно которым число женщин во власти в перспективе будет сокращаться. Второй сценарий: «Социальная инерция». Он объединяет оценки тех участников исследования, которые убеждены, что в будущем доля женщин, занимающих руководящие позиции во власти, будет относительно невысокой, а попадание или непопадание женщин во власть будет, как и сегодня, определяться волей первого лица. Третий, оптимистический, сценарий: «Спираль поступательного развития». Согласно этому сценарию представительство женщин во власти будет нарастать. Сторонники этой точки зрения не исключают, что через 10 лет соотношение женщин и мужчин на высших этажах российской власти будет примерно равным или почти равным. [5, стр. 63-64]

Сложившаяся на сегодня ситуация в России отражает "однополовой" институт, каким предстает ныне административно-управленческая система, доведенная до степени гендерной кастовости, автономности. Почти закрытая или полузакрытая для ротации в пользу талантливых и образованных женщин, она не способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на процессе управляемости страной и на международных связях. Не прошла и инициатива Председателя избиркома А.А. Вешнякова по поводу квотирования женского представительства в мажоритарных списках политических партий. Выдвижение женских кадров на высшие государственные должности не по квотам, а на профессиональной основе объективно соответствует 14 меняющемуся статусу государственных менеджеров, предназначенных обслуживать интересы доминирующей властной группы (политического большинства).

Вместе с тем, клубок противоречий в сфере государственной службы никогда не будет распутан, пока не будет "посредника" между двумя социальными группами: исполнителями-женщинами и распорядителями-мужчинами. Таким "посредником" является Конституция РФ с ее положением о равных правах и равных возможностях женщин и мужчин, в том числе в политике. Анализ распределения функций между ступенями должностной иерархии позволяет сделать вывод: реформа государственных структур органов управления и слом прежней практики продвижения женщин в сферу политики повлекли за собой быстрый рост руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Дальнейшее самоутверждение мужчин в своем служебном продвижении имеет тенденцию поступательного роста. У женщин же оно замедляется, приостанавливается или даже вообще идет на спад. Но это, конечно, не дает основания подвергать сомнению способности женщин, особенности их мышления и поведения. [6, стр. 13-14]

Так, например, интересную "дамскую модель" в политике описывает С. Солодовник, ведущий научный сотрудник Центра международных исследований МГИМО МИД РФ. В частности, он считает, что избиратель связывает с приходом в политику женщин "предсказуемость, умение находить компромиссы, готовность простить человеческие, а то и социальные слабости - в общем, большую способность понять и защитить, чем обычно проявляют мужчины". Отсюда автор делает два вывода: "первый - российским женщинам-политикам ни к чему быть "железными", второй - "державная стать им при этом не помешает - особенно, если будет неуловимо напоминать образ матери-государыни". [12]

Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.

Считается, что дискриминация - явление естественное, связанное с биологической сущностью женщины, что существенно ограничивает потенциал ее социальной активности.

Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработаны Устав и Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России, в которой сказано, что «подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе - на основе соотношения 50/50». [13]

Для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику, нужно:

) изменить стереотип патриархального мышления;

2) ввести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности;

)   изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти;

)   целенаправленное продвижение женщин к высшим ступеням государственной службы;

)   ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, использую при этом имеющийся положительный опыт.

Конечно, выполнить все пункты в короткие сроки не получится. Для этого должно пройти несколько лет, а может даже и десятков лет, но наше общество не стоит на месте, а движется с огромной скоростью, поэтому, по мнению многих, совсем скоро можно будет увидеть большее количество женщин на руководящих местах в политике. Возможно даже удастся увидеть женщину-президента нашей страны.

В стране должны быть выработаны гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также система систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика.

Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности.

Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин. [13]

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь.

Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С конца XIX века в России появляются освободительные движения женщин, а с момента прихода к власти большевиков (1917 г.) оформляется комплекс прав для женщин. Иногда женщине удается быть мудрее некоторых мужчин, и она надолго удерживается у власти, как это было при правлении Екатерины II Великой.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных в России нет. Но в России, как и в других странах, проблема власти женщин или женщин у власти на данном этапе решена формально в пользу мужчин, если считать количество министров, сенаторов, депутатов, стоящих на вершине государственной власти.

Предпочтение мужчин-политиков женщинам-политикам имеет много причин, но главными являются образ политика, который должен обладать такими качествами как лидерство, самостоятельность, объективность, масштабность мышления, умение политического маневра - все эти качества считаются чисто мужскими; малая экономическая база, так как мало кто желает вкладывать деньги в женщину-политика. А ведь кто еще кроме самих женщин будет решать их «женские» вопросы. Они большее внимания уделяют социальным проблемам, в отличие от мужчин, отдающих предпочтение решению «военных» вопросов. Мужчинам не хватает таких женских качеств, как мудрости, позволяющей нестандартно мыслить и побуждающей к творчеству, приверженности идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественного темперамента, требующего быть нравственным и помогающего быть смелым.

В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего, но, тем не менее, с каждым годом их количество всё увеличивается.

В данной работе автор попытался изучить историю женской политики, проанализировать некоторые социологические данные, а так же дать несколько комментариев по поводу будущего развития политической жизни для женщин.

Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанном на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.Л. Пушкарева Женщины древней Руси // Москва «Мысль» 1989, С. 286

2. Резник С.Д. Гендерный менеджмент // Москва «Финансы и статистика» 2009, С.414

.   Плотникова В.М. История и современность: декларация прав женщины и гражданки [Электронный ресурс]

4. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах власти. Российские практики и французский опыт // Институт социологии РАН, 2009, С. 72

5. Канапьянова Р.М. Женщины в системы государственного управления, СоцИс, 2007, №2, С.16

6. Андреенкова А.В. Представительство женщин в парламентах России и Украины // СоцИс, 2000, №11, С.15

.   Зимин В.А. Женщины России в политике и структурах власти.

.   Айвазова С.Г. Гендерное измерение власти в современной России. К постановке вопроса // Политическая наука. Власть и демократия в условиях глобализации: сб. науч. тр.// РанИНИОН, 2004, С174

.   Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин // СоцИс. 2001. №4. С.78

.   Тройнова Т. Возможен ли в России цивилизационный подход к равенству полов? // Женщина плюс. 2002. №2

.   Энгельгарт А.Н. Из деревни. 12 писем. СПб., 1898. С. 384

.   Солодовникова С. Дамская модель. Плюсы и минусы. // СоцИс. 2003. №17. С.14

13. Перспективы женской политики в России. Проблема квоты [Электронный ресурс]

14. Женщина в российской политике и структурах власти [Электронный ресурс]

15. Жуков В.И. Общая и прикладная политология. //МГСУ. “Союз”, 1997. С. 992

16. Барбакова К.Г. Ищите женщину. // Тюмень. «Тюменская правда». 1991. С172

.   Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. // «Дашков и К». 2009. С. 307

.   Абышева Н.М. Женщины в истории России. [Электронный ресурс]

.   Роль женщины в современной политике. [Электронный ресурс]

.   Персоналии. [Электронный ресурс]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...