Женщины во власти в России: оценки исследователей и аналитиков
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Сегодня в России сформировалось научное сообщество, специализирующееся на исследовании гендерной проблематики. Существуют центры, занимающиеся изучением «женского» вопроса, среди них: Лаборатория гендерных проблем, специализирующаяся на изучении социально-экономической тематики (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН), Сектор социологии семьи и гендерных отношений (Институт социологии РАН), Сектор социологии семьи, гендерных и сексуальных отношений (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург). В ряде высших учебных заведений России введена новая дисциплина - «феминология и гендерные исследования». В апреле 1990 г. по инициативе женщин-ученых, выступивших против дискриминации по признаку пола, был основан Московский центр гендерных исследований. Центром ведется работа в нескольких направлениях: поддержка социально активных женщин и женского движения; экспертиза законодательных актов; проведение исследований в области положения женщин; просвещение и образование. По инициативе организации проводятся женские форумы, съезды, научно-практические семинары. Гендерные центры созданы во многих городах России.Для того чтобы выяснить, каково положение женщин в системе государственного управления, обратимся к статистике. Ее данные свидетельствуют о том, что после введения гендерной статистики государственной службы по ветвям власти и по должностям с 1997 по 2005 г. динамика государственных гражданских служащих резко возросла, соответственно увеличилась доля женщин с 56,2 до 71,7%. При этом удельный вес женщин в законодательной ветви власти сократился с 55,8% до 49,8%, в судебной ветви власти в период с 1997 г. по 2003 г. - с 71,9% до 45,8%, но к 2005 г. возрос до 77,1%. В исполнительной ветви власти устойчивой динамики не наблюдается, доля женщин колеблется: если в период с 1997 г. по 2001 г. она увеличилась с 55,9% до 72,2%, то к 2003 г. уменьшилась до 51,4% и опять возросла до 70,8% к 2005 г. (табл. 1). [6]
Таблица 1 Сравнительный анализ численности государственных гражданских служащих по ветвям власти на федеральном уровне
Среди категорий высших и главных должностей все-таки лидируют мужчины, но вот в ранге обсуживающего персонала женщины занимают первое место. Из этого следует, что женщины лучше справляются с должностями, где не нужно принимать серьезных решений, а следовать строго регламенту. Но это не является женской особенностью, так как женский пол на ровне с мужским может принимать серьезные решения, и со многими трудными ситуациями именно женщины справляются лучше мужчин. Эксперты ООН говорят о том, что если в парламенте 20% принадлежит женщинам, тогда формируются программы в интересах детей, а если их среди законодателей 30%, то вырабатываются программы в интересах самих женщин [11, с. 20]. У нас в российском парламенте их меньше. В Государственной Думе шестого созыва всего около 14% женщин от общего состава депутатов (в ГД РФ четвертого созыва было 9,8% женщин). 43 депутата - женщины - представляют интересы партии «Единая Россия» (18% от общего числа депутатов-единороссов). Ряд авторов отмечает, что наиболее очевидной причиной сокращения количества женщин в структурах власти является отмена системы квот для них. Другие ученые утверждают, что это - влияние культурных факторов, таких как патриархальные ценности электората, традиции доминирования мужчин во власти. Некоторые исследователи считают, что в борьбе за власть у женщин недостаточно профессиональных политических навыков. [7, С123]
Для изучения отношения жителей к женщине-политику, был проведен опрос среди 500 респондентов (май 2013 г.). На вопрос: Как Вы относитесь к женщинам в политике? - ответы были такие: положительно - 38%; нейтрально - 35%; отрицательно - 27%. Респонденты, ответившие на заданный вопрос «отрицательно», считают: политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола; женщина не может заниматься политикой по своим психологическим особенностям; женщины - это хранители семейного очага; разочарованы в женских лидерах. Самыми влиятельными женщинами России в сфере политики респонденты называли (по мере уменьшения): В.И. Матвиенко, Э.С. Набиуллину, О.Г. Дмитриеву, Л.И. Швецову, С.П. Горячеву, Е.Ф. Лахову, Г.П. Хованскую, И.А. Яровую, Н.А. Нарочницкую. Женщинам (278 чел.) был задан вопрос: Готовы ли они участвовать в политической жизни на местах? Ответы такие: 28% готовы участвовать, имеют четко выраженную позитивную установку; у 19% такое желание есть, но они не считают себя пригодными для такой деятельности; остальные никакого желания участвовать в политической жизни не проявили. [8] В системе государственной власти женщин не допускают к должностям, связанным с принятием жизненно важных политических решений. Среди работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, женщины составляют 70,6%; мужчины - 29,4%, а «высшие» командные должности доступны 23,3% женщин и 76,7% мужчин [9, с. 174] Относительно высокие посты в системе власти занимают единицы женщин. Данные опубликованных социологических исследований подтверждают снижение интереса женщин к общественно-политической деятельности. Только для 9,5% респонденток общественно-политическая активность оказывается на первом плане. Меняется вся система ценностей и приоритетов. На первый план выходят ценности неполитического характера, что отмечается в исследовании Л.Л. Рыбцовой. Женщин больше волнует будущее собственное и своей семьи (81,9% ответов), 71,1% - будущее страны, 57,3% - будущее своего города и области [10, с. 78].
Перспективы женской политики в России
В отличие от мужчин российские женщины всегда обладали меньшей «сознательностью» и начиная с деревни XIX века, а потом и в советские времена, больше думали о личном, чувствуя, что имеют на это право: ведь женское личное - это родовое, витальное, вечное: вопрос воспроизводства семьи и тем самым - нации. Мужской модернизации «сверху» всегда противостояла женская модернизация «снизу» - грошовые приработки у барина при царе и мелкая торговля модной одеждой в туалете «Детского мира» при советской власти [11]. Конечно, женское сообщество расколото внутриполовой конкуренцией, прямым следствием общего кризиса государства и нации, проявляющегося в повышенной смертности молодых мужчин и массовом пьянстве выживших. Чем глубже будет кризис, тем сильнее разовьется эта конкуренция. Но на последнем рубеже российские женщины умеют сплачиваться: вспомним Февральскую революцию 1917 года, начатую демонстрациями женщин Петрограда, поддержанными армией (кстати, женщины оказались последними, кто защищал Временное правительство). Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны. Среди мегатенденций следует выделить растущую роль женщин в сферах политики и управления. В целом имеет место рост доли женщин в общественных службах, в государственных организациях, поддерживающих политику во благо женщин. На правительственном уровне большинство женщин сосредоточены в министерствах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Оценки экспертов и самих женщин-руководителей относительно перспектив женщин во власти варьируются в широком диапазоне. Все полученные в ходе исследования точки зрения можно интегрировать в сценарный прогноз. Применительно к России участники исследования предлагают три различных сценария женского представительства во власти: пессимистический, инерционный и оптимистический.
Первый сценарий: «Гендерная сегрегация». В данный сценарий укладываются все полученные от участников исследования оценки, согласно которым число женщин во власти в перспективе будет сокращаться. Второй сценарий: «Социальная инерция». Он объединяет оценки тех участников исследования, которые убеждены, что в будущем доля женщин, занимающих руководящие позиции во власти, будет относительно невысокой, а попадание или непопадание женщин во власть будет, как и сегодня, определяться волей первого лица. Третий, оптимистический, сценарий: «Спираль поступательного развития». Согласно этому сценарию представительство женщин во власти будет нарастать. Сторонники этой точки зрения не исключают, что через 10 лет соотношение женщин и мужчин на высших этажах российской власти будет примерно равным или почти равным. [5, стр. 63-64] Сложившаяся на сегодня ситуация в России отражает "однополовой" институт, каким предстает ныне административно-управленческая система, доведенная до степени гендерной кастовости, автономности. Почти закрытая или полузакрытая для ротации в пользу талантливых и образованных женщин, она не способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на процессе управляемости страной и на международных связях. Не прошла и инициатива Председателя избиркома А.А. Вешнякова по поводу квотирования женского представительства в мажоритарных списках политических партий. Выдвижение женских кадров на высшие государственные должности не по квотам, а на профессиональной основе объективно соответствует 14 меняющемуся статусу государственных менеджеров, предназначенных обслуживать интересы доминирующей властной группы (политического большинства). Вместе с тем, клубок противоречий в сфере государственной службы никогда не будет распутан, пока не будет "посредника" между двумя социальными группами: исполнителями-женщинами и распорядителями-мужчинами. Таким "посредником" является Конституция РФ с ее положением о равных правах и равных возможностях женщин и мужчин, в том числе в политике. Анализ распределения функций между ступенями должностной иерархии позволяет сделать вывод: реформа государственных структур органов управления и слом прежней практики продвижения женщин в сферу политики повлекли за собой быстрый рост руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Дальнейшее самоутверждение мужчин в своем служебном продвижении имеет тенденцию поступательного роста. У женщин же оно замедляется, приостанавливается или даже вообще идет на спад. Но это, конечно, не дает основания подвергать сомнению способности женщин, особенности их мышления и поведения. [6, стр. 13-14]
Так, например, интересную "дамскую модель" в политике описывает С. Солодовник, ведущий научный сотрудник Центра международных исследований МГИМО МИД РФ. В частности, он считает, что избиратель связывает с приходом в политику женщин "предсказуемость, умение находить компромиссы, готовность простить человеческие, а то и социальные слабости - в общем, большую способность понять и защитить, чем обычно проявляют мужчины". Отсюда автор делает два вывода: "первый - российским женщинам-политикам ни к чему быть "железными", второй - "державная стать им при этом не помешает - особенно, если будет неуловимо напоминать образ матери-государыни". [12] Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей. Считается, что дискриминация - явление естественное, связанное с биологической сущностью женщины, что существенно ограничивает потенциал ее социальной активности. Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработаны Устав и Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России, в которой сказано, что «подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе - на основе соотношения 50/50». [13] Для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику, нужно: ) изменить стереотип патриархального мышления; 2) ввести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности; ) изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти; ) целенаправленное продвижение женщин к высшим ступеням государственной службы; ) ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, использую при этом имеющийся положительный опыт. Конечно, выполнить все пункты в короткие сроки не получится. Для этого должно пройти несколько лет, а может даже и десятков лет, но наше общество не стоит на месте, а движется с огромной скоростью, поэтому, по мнению многих, совсем скоро можно будет увидеть большее количество женщин на руководящих местах в политике. Возможно даже удастся увидеть женщину-президента нашей страны. В стране должны быть выработаны гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также система систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика. Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности. Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин. [13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь. Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С конца XIX века в России появляются освободительные движения женщин, а с момента прихода к власти большевиков (1917 г.) оформляется комплекс прав для женщин. Иногда женщине удается быть мудрее некоторых мужчин, и она надолго удерживается у власти, как это было при правлении Екатерины II Великой. Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных в России нет. Но в России, как и в других странах, проблема власти женщин или женщин у власти на данном этапе решена формально в пользу мужчин, если считать количество министров, сенаторов, депутатов, стоящих на вершине государственной власти. Предпочтение мужчин-политиков женщинам-политикам имеет много причин, но главными являются образ политика, который должен обладать такими качествами как лидерство, самостоятельность, объективность, масштабность мышления, умение политического маневра - все эти качества считаются чисто мужскими; малая экономическая база, так как мало кто желает вкладывать деньги в женщину-политика. А ведь кто еще кроме самих женщин будет решать их «женские» вопросы. Они большее внимания уделяют социальным проблемам, в отличие от мужчин, отдающих предпочтение решению «военных» вопросов. Мужчинам не хватает таких женских качеств, как мудрости, позволяющей нестандартно мыслить и побуждающей к творчеству, приверженности идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественного темперамента, требующего быть нравственным и помогающего быть смелым. В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего, но, тем не менее, с каждым годом их количество всё увеличивается. В данной работе автор попытался изучить историю женской политики, проанализировать некоторые социологические данные, а так же дать несколько комментариев по поводу будущего развития политической жизни для женщин. Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанном на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Н.Л. Пушкарева Женщины древней Руси // Москва «Мысль» 1989, С. 286 2. Резник С.Д. Гендерный менеджмент // Москва «Финансы и статистика» 2009, С.414 . Плотникова В.М. История и современность: декларация прав женщины и гражданки [Электронный ресурс] 4. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах власти. Российские практики и французский опыт // Институт социологии РАН, 2009, С. 72 5. Канапьянова Р.М. Женщины в системы государственного управления, СоцИс, 2007, №2, С.16 6. Андреенкова А.В. Представительство женщин в парламентах России и Украины // СоцИс, 2000, №11, С.15 . Зимин В.А. Женщины России в политике и структурах власти. . Айвазова С.Г. Гендерное измерение власти в современной России. К постановке вопроса // Политическая наука. Власть и демократия в условиях глобализации: сб. науч. тр.// РанИНИОН, 2004, С174 . Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин // СоцИс. 2001. №4. С.78 . Тройнова Т. Возможен ли в России цивилизационный подход к равенству полов? // Женщина плюс. 2002. №2 . Энгельгарт А.Н. Из деревни. 12 писем. СПб., 1898. С. 384 . Солодовникова С. Дамская модель. Плюсы и минусы. // СоцИс. 2003. №17. С.14 13. Перспективы женской политики в России. Проблема квоты [Электронный ресурс] 14. Женщина в российской политике и структурах власти [Электронный ресурс] 15. Жуков В.И. Общая и прикладная политология. //МГСУ. “Союз”, 1997. С. 992 16. Барбакова К.Г. Ищите женщину. // Тюмень. «Тюменская правда». 1991. С172 . Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. // «Дашков и К». 2009. С. 307 . Абышева Н.М. Женщины в истории России. [Электронный ресурс] . Роль женщины в современной политике. [Электронный ресурс] . Персоналии. [Электронный ресурс]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|