Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры в современном обществе
Факторов, определяющих развитие общества, несколько. К движущим силам этих факторов в социологии относят, в первую очередь, деятельность людей, в основе которой лежит их стремление к удовлетворению своих потребностей. Удовлетворенная потребность, сам процесс ее удовлетворения порождают новые потребности. Таким образом, изменяется и совершенствуется жизне- деятельность человека и общества. Однако откуда появляются и как возникают новые потребности, каков механизм их развития? Современная психология считает, что новые потребности возникают в результате саморазвития человека, механизм которого состоит в воздействии на тот или иной предмет. Преобразуя его, человек воздействует на самого себя, он как бы будит дремлющие в нем силы. Вообще жизнь во всех ее формах обязательно предполагает себя в будущем. Это заложено и в строении живого, и в характере потребностей человека. Потребность всегда предполагает некоторый объект (свой предмет), который, по существу, еще надо встретить; потребностное состояние «предполагает» свою смену (в случае успешного осуществления потребностного цикла) состоянием удовлетворения. Даже само существование живого в любой данный момент есть опережающее отражение возможности существования в момент последующий. Одним из приоритетных показателей развития человека является его потребностная сфера. В то же время неудовлетворенность человека самим собой, своими делами дает ему импульс к совершенствованию себя, своей деятельности, своего окружения. Стремление улучшить ситуацию, устранить помехи, добиться нового качества и движет человеком и обществом. Механизм формирования потребностей лежит и в основе индивидуальных, присущих каждому человеку движущих сил, составляя вместе основу движущих сил общества. Такими индивидуальными движущими силами являются ценностные ориентации, мотивация, потребности и удовлетворенность результатами деятельности.
Социальная жизнь людей развивает общественные потребности, которые как бы стоят над личностными, регулируют их, детерминируют их развитие, формируют новые. Удовлетворение общественных потребностей требует организации новых социальных структур, образования новых социальных институтов, совокупность которых составляет сферы общества — экономическую, социальную, политическую и духовную. В каждой из этих сфер развиваются и функционируют собственные движущие силы. Движущими силами социальной сферы общества выступают потребности в подготовке людей к совместной общественной жизни, потребности в социализации и интеграции подрастающего поколения в общественную жизнь, объединение людей в группы и общности для совместной деятельности в той или иной области, потребности в адаптации населения к постоянно изменяющимся условиям жизни, регулирование и социальный контроль общественной жизни. Физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организации свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института — физической культуры. Необходимость и стремление людей к удовлетворению социальных потребностей в физкультурной деятельности составляет одну из основных движущих сил, определяющих развитие физической культуры. Общественная жизнь складывается из взаимодействия всех сфер и областей общества, составляющих в целом единый социальный организм. При этом трудно выделить такую область жизнедеятельности общества, которая была бы абсолютно приоритетной. Тем не менее такие социальные институты, как экономика, культура, политика, во многом определяют уровень социальной жизни любого общества. Движущие силы этих ведущих сфер общества воздействуют на другие, существенно детерминируя их развитие, в одних случаях замедляя его, в других, — наоборот, ускоряя. Таким образом появляются интегральные общественные факторы: социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, обусловливающие функционирование и развитие как общества в целом, так и каждого его компонента. В физической культуре воздействие экономических, политических, духовных факторов особенно заметно. Предмет физкультурной деятельности — физическое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Любому человеку, независимо от того, какова его профессия, необходимо в первую очередь иметь хорошее, крепкое здоровье. Физическая культура посредством физического совершенствования, оздоровительного, рекреативного воздействия оказывает влияние и на экономическую, и на политическую, и на духовную жизнь общества. Исследование физической культуры в системе современного социума является одним из важных направлений социологических исследований, поскольку они дают ответы на вопросы: какое место занимает физическая культура в обществе, как она взаимодействует с другими социальными институтами?
Представить механизм существования и функционирования движущих сил общества, и в частности физической культуры, достаточно сложно, мы попытались нарисовать лишь общую картину этого процесса. Детальное рассмотрение роли и значимости ведущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влияние общества на процесс развития физической культуры как социокультурного явления. Социально-экономические факторы. Трудно переоценить значение и роль экономики, которую она играет в жизнедеятельности любого человека и общества в целом, поскольку люди прежде всего Должны биологически обеспечивать свою жизнь — есть, пить, одеваться, иметь жилье. Чтобы все это иметь, необходимо трудиться,
производить материальные блага, распределять их, т. е. сознательно преобразовывать окружающую среду в полезные для жизни объекты. Известно, что в процессе труда происходит и формирование самого человека, развиваются его способности, формируются умения и навыки, а вместе с ними возникают и потребности. Это делает производство основой, фундаментом жизнедеятельности людей любого общества. Экономика влияет на развитие всех компонентов общества, в свою очередь на социальную сферу и через нее — на другие стороны социальной жизни. Своего рода преобразование экономической деятельности в социальную получило в социологии название социально-экономического фактора. Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-экономические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и экономическом обеспечении. Физическая культура интенсивно воздействует на экономическую сферу жизни государства и общества — на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей. Для того чтобы повысить благосостояние общества, необходимо обеспечить интенсивный рост экономики, зависящий от многих факторов, среди которых ведущие — качественный уровень рабочей силы и высокий производительный труд. Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связано с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующей развитию общей выносливости, совершенствованию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешной трудовую деятельность. Многочисленные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В современном обществе, когда население многих цивилизованных стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудоспособного возраста имеют первостепенное значение.
Роль физкультурных занятий в здоровье нации, в том числе и в российском обществе, общепризнанна. Доказательством могут служить новые спортивные сооружения, выпуск качественных спортивных товаров. Таким образом, именно экономика создает условия для эффективной физкультурной деятельности. Зависимость материальной базы от развития экономики очевидна. Первоначально физкультурная деятельность не требовала организации особых условий и обходилась естественными средствами — дорожками для бега, водоемами для плавания и т.д. Затем появляются специаль- ные приспособления, гимнастические снаряды, площадки, стадионы, бассейны, залы для спортивных игр, катки, лыжные трассы и т.д. Физкультурная практика начинает создавать искусственную среду — тренажеры, приспособления, позволяющие выполнять упражнения специальной тренировочной направленности. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также финансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физкультурной деятельности. Важнейшими условиями активной самостоятельной физкультурной деятельности является экономическое благополучие людей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Экономика обеспечивает нужный для человека уровень благосостояния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения. При исследовании социально-экономических факторов физкультурной деятельности используются социологические методы. Чаще всего — метод анализа документов: всевозможных отчетов, периодических изданий, статистических данных. Одно из первых социологических исследований в сфере физической культуры было направлено на изучение роли, места и социально-экономической эффективности физкультурной деятельности в социальной жизни. С 1963 по 1975 г. в Северодонецке — городе, где активно развивалось физкультурно-спортивное движение («Город здоровья и спорта»), были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, в том числе и массовые социологические опросы, которые позволили научно обосновать экономическую эффективность систематических занятий физическими упражнениями. Аналогичные исследования и развернутый социальный эксперимент были осуществлены в башкирском городе химиков Салавате. При обследованиях на предприятиях подмосковного красногорского механического завода, свердловского Уралмаша, Каменск-Уральского металлургического завода и некоторых других были выявлены новые формы организации физкультурных занятий на промышленных предприятиях типа «Цеха здоровья», «Сектора здоровья», которые способствовали снижению уровня заболеваемости трудящихся и повышению их производительности труда. Данные исследования показали, что каждый регулярно занимающийся физкультурной деятельностью работник приносил своему предприятию дополнительно 440 рублей прибыли в год.
Социально-политические факторы. Политика — это управление обществом при помощи государства, его политических институтов. Политическая деятельность связана с обретением, удержанием и использованием власти. Суть ее состоит в использовании власти, в способности оказывать определяющее воздействие на пове-
дение людей с помощью силовых структур. Отсюда социально-по-литческий фактор — воздействие политики на социальные процессы, на те или иные социальные факты, на образ жизни и поведение людей, социальных общностей. В сфере политики находится все общество в целом и составляющие его социальные институты. Не является исключением в этом смысле и физическая культура. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регулировании правовых и идеологических аспектов физкультурного движения, в определении его статуса в обществе. Таким образом, политическая сфера общества создает условия для организации физкультурной деятельности людей. Она обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирующую роль, предоставляя льготные условия для развития тех социальных функций физической культуры, которые выгодны государству. В России, как показывают исследования Н. А. Пономарева [18], специальная физическая подготовка войск впервые была введена в вооруженных силах по инициативе и в интересах правящих классов в конце XVIII в. Вначале специальная физическая подготовка вводится в суворовской армии, а затем организуются занятия по гимнастике в кадетских корпусах. В середине XIX в. были созданы специальные курсы для подготовки преподавателей военно-физического воспитания. Привилегированные учебные заведения, такие, как известный Царскосельский лицей, вводят занятия по гимнастике, фехтованию и танцам. Для этого строятся специальные гимнастические залы. Физическая культура и спорт широко используются в пропагандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях. Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть официальные организации, управляющие физической культурой, которые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей. Социокультурные факторы. Воздействие духовной сферы общества на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов. К таким факторам относятся общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство. Духовная сфера общества — это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образцов поведения, представлений и верований, их распространение через образование, воспитание, посредством массовой информации, путем проведения массовых мероприятий и другой социальной работы. В задачи социологии входит изучение социокультурных факторов как основных составляющих развития общества. Социология физической культуры, в свою очередь, изучает их воздействие на физкультурную деятельность и обратное воздействие физической культуры на духовную жизнь общества. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физкультурной деятельности различных групп населения, в упорядочении этой деятельности, придании ей организационно-управленческого характера. Немаловажно для социологии физической культуры исследование эффективности этих процессов. Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезности физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, качеством физкультурного образования и воспитания, обучения физическим упражнениям. Особое место здесь занимает политическая идеология. Например, призыв к осуществлению лозунга о национальной безопасности путем оздоровления нации, и в первую очередь молодого поколения, является сейчас одним из важнейших стимулов в развитии физической культуры и спорта в обществе. Институт религии, как показывает история развития общества, играл значительную роль в данном процессе, когда спортивная победа рассматривалась как дар богов. В современном обществе церковь также старается придать религиозную окраску различным соревнованиям; религиозные амулеты, молитвы спортсменов перед стартом — обычные явления для нынешних спортивных соревнований Результаты научных исследований, доказывающие эффективность влияния физических упражнений на здоровье занимающихся, их физическое состояние и подготовленность, также могут ориентировать людей на положительное отношение к физкультурной деятельности. Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом. В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Достаточно вспомнить героев русских сказок, художественных произведений, которые, как правило, отличаются не только силой духа, но и выносливостью, быстротой, крепким телосложением. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей. В основе любого конкурса красоты телесность рассматривается как один из главных признаков. Красивые, здоровые люди определяют атмосферу благополучия общества и являются залогом его процветания. Социология физической культуры дает возможность изучать влияние социокультурных факторов на развитие этой сферы жизни общества, находить количественные характеристики его оцен-
ки путем использования социологических методов, от общеизвестного — опроса до метода социального эксперимента. Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре Изменения, происходящие во всех областях жизни российского общества, в значительной мере влияют и на отношение к физической культуре. Новые социально-экономические, экономические и другие условия как результат научно-технического прогресса накладывают свой отпечаток на ценностное отношение к физической культуре. Оно находится в зависимости от цикла и фазы развития жизни человека. Наиболее мобильной категорией общества является молодежь. Уровень физкультурно-спортивнои активности современной молодежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют как на процесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, так и на развитие физкультурно-спортивного движения в целом. Известно, если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивнои деятельности, то она для них становится источником получения психо-соматического комфорта, того, что П.Ф.Лесгафт называл «возвышающим чувством удовольствия». Только в случае, если участие в физкультурно-спортивнои деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности. Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет. Проведенные анкетные опросы, беседы, наблюдения, анализ состояния учебной и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сибирских вузах позволили представить объективное положение, отражающее уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов в этой сфере деятельности. Важная роль в социологическом исследовании принадлежит оценке значимости влияния различных объективных и субъективных факторов на уровень физкультурно-спортивнои активности студентов. Наибольший интерес представляет взаимодействие таких факторов, как пол и возраст студентов, курс обучения и профиль вуза. Физкультурно-спортивная активность — это совершенствование биосоциальной природы человека средствами физической культуры. В то же время ее количественно-качественная характеристика может быть представлена показателями затраченного времени, регулярностью занятий, мотивацией студентов в сфере физкультурно-спортивнои деятельности. Принявшие участие в исследовании студенты, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивнои активности, условно были разделены на три типологические группы: — студенты с низкой физкультурно-спортивнои активностью, затраты времени не превышают 3-х часов в неделю (28,1 %); — студенты с оптимальной физкультурно-спортивнои активностью, затраты времени 6 часов в неделю (15,1 %); — студенты, не проявляющие физкультурно-спортивнои активности, не имеющие затрат свободного времени на занятия физическими упражнениями и спортом (28,1 %). Для того чтобы получить достоверное представление об уровне физкультурно-спортивнои активности студентов необходимо проанализировать показатели систематичности занятий. Анализ данных табл. 1 характеризует уровень устойчивости физкультурно-спортивнои активности: 21,8% опрошенных студентов систематически обращаются к физкультурным занятиям, 50,1 % — от случая к случаю, 28,1 % — не занимаются физическими упражнениями в свободное время. В целом лишь у 15,1 % студентов длительность и регулярность занятий отвечает требованиям рационального двигательного режима. Таблица 1 Отношение студентов разного пола к физкультурно-спортивнои деятельности, %
Анализ данных конкретно-социологических исследований показывает, что отношение студентов к физкультурно-спортивнои
деятельности во многом определяется характером интересов и мотиваций. Более того, по нашему мнению, уровень сформированное™ интересов и мотивов выступает как один из ведущих показателей личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы поведения и потребность реализовывать их на практике. Результаты данного исследования показывают, что 73,2% опрошенных студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 2). Таблица 2 Как показывают данные табл. 2, более 18% опрошенных студентов затруднялись оценить социальную роль физической культуры в формировании личности человека. На наш взгляд, такое положение в первую очередь характеризует слабую информированность студентов о социальной сущности физической культуры. Интерес к физической культуре — это динамическая социальная категория, которая формируется на протяжении всей жизни человека. Так, за время обучения в вузе у 15,7 % опрошенных студентов отмечается повышенный интерес к физкулыурно-спортивной деятельности, у 62,1 % он остался прежним, о снижении интереса к физической культуре говорят 18,9% опрошенных студентов трех сибирских вузов (табл. 3). Настораживает тот факт, что в вузе смешанного профиля более трети студентов говорят о снижении интереса к физкулыурно-спортивной деятельности за период обучения. Это в первую очередь характеризует состояние физического воспитания в данном вузе как неудовлетворительное, показывает слабый учет физкультурных интересов студентов. На формирование интереса к физкулыурно-спортивной деятельности влияет много внешних факторов (табл. 4). Таблица 4 Анализ проведенного исследования указывает на необходимость улучшения качества проведения занятий физическими упражнениями: 40,9% опрошенных студентов считают, что этот фактор существенно влияет на повышение интереса к физкуль-турно-спортивной деятельности, особенно для студентов гуманитарно-технического профиля, 50,8% которых подтверждают необходимость улучшения качества проведения физкультурных занятий. Повышение уровня профессиональной подготовки преподавателей, улучшение материально-спортивной базы, использование нетрадиционных методик занятий будут способствовать реализации физических возможностей для желающих заниматься спортом. Другим, не менее значимым, для студентов фактором повышения интереса к занятиям физическими упражнениями является возможность выбора вида спорта или вида физической активности, который наиболее приемлем для занимающегося: 35,6% опрошенных студентов подтверждают необходимость развития в вузах широкого круга видов и форм занятий физическими упражнениями. Достаточно значимым для студентов (16,9%) фактором повышения их интереса к физкультурно-спортивной деятельности является и возможность заниматься на современно оборудованной материальной базе. Полученные данные свидетельствуют о том, что опрошенные студенты не придают особого значения агитационно-пропагандистской деятельности и рекламе занятий физическими упражнениями: лишь 2,5% опрошенных считают, что хорошая реклама способствует повышению интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Видимо, в данном случае сказывается недостаточное внимание к спортивной рекламе, которое в целом присутствует в нашем обществе. Низкий уровень качества существующей рекламы не дает студентам возможности понять и осознать ее истинную ценность и влияние на развитие физической культуры. Как показывает исследование, уровень сформированное™ интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется возможностями выбора как вида спорта, так и других форм организации физической активности. Для повышения эффективности организации физкультурно-спортивной деятельности следует рассмотреть приоритетность выбора форм занятий физическими упражнениями в вузе (табл. 5). Полученные данные свидетельствуют о значительном интересе студентов к секционным занятиям по видам спорта: 32,1 % опрошенных выбрали бы эту форму занятий, если бы были созданы условия для физкультурно-спортивной деятельности. Более всего секционная форма занятий привлекает студентов технических вузов: 37,8 % опрошенных выбрали бы для занятий секции по видам спорта. Такое распределение полученных результатов исследова- ния вызвано тем, что студенческий контингент технического вуза в основном составляют мужчины (74% опрошенных студентов), которые отдают, как правило, предпочтение спортивной направленности занятий. Студентам гуманитарных вузов и вузов смешанного профиля, где в основном обучаются девушки (до 82 % опрошенных), в большей степени свойственны занятия оздоровительной направленности: более 31% опрошенных привлекают лишь прогулки, игры, организованные по свободному регламенту, купание, 18,2% студентов хотели бы заниматься в клубных формах по физкультурно-спортивным интересам. Значительное число студентов хотели бы использовать в свободное время самостоятельную форму занятий: 20,9 % опрошенных считает эту форму занятий наиболее приемлемой. Таблица 5 Следует особо подчеркнуть слабую заинтересованность студентов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в вузах. Организаторам массовой физкультурно-оздоровительной работы, спортивным клубам вузов, видимо, следует ИЗ перестраивать свою работу, отказаться от изживших шаблонных мероприятий, подобных спартакиадам. Практика показывает, что в них зачастую участвуют слабо подготовленные к соревновательной деятельности студенты, соревнования проводятся по непопулярным среди студентов видам спорта, занимают много времени и по существу снижают интерес к физкультурно-спортив-ной деятельности. Большинство опрошенных студентов готовы использовать для организации оздоровления и активного отдыха платные услуги (табл. 6). Таблица 6 В свете изменившейся экономической ситуации в стране этот факт особенно важен. Он требует от специалистов поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы в вузе. Наиболее популярными видами оздоровления у студентов всех вузов считаются сауна, бассейн, массажные процедуры. Такие виды платных услуг уже длительное время используются населением, благоприятно воздействуя на самочувствие и здоровье людей, и, конечно, их развитие требует особой финансовой поддержки. Поэтому большинство опрошенных (88,1 %) готовы оплачивать данные услуги и регулярно их использовать в качестве оздоровительных форм и активного проведения досуга. Социологические исследования последних лет неоднократно доказывали, что социальная активность (в том числе и физкуль- турно-спортивная) во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентации, предпочтений и установок. Анализ данных выявил комплекс объективных (внешних) условий и субъективных (внутренних) факторов, характеризующих отношение и мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физ-культурно-спортивную деятельность определяются состоянием материальной спортивной базы, направленностью содержания учебного процесса и организацией массовой физкультурно-оздоровительной работы, наличием физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий (табл. 7). Таблица 7 Таблица показывает заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению студентов, препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени: 48,3% опрошенных указывает этот фактор в качестве главной причины своей низкой физкультурно-спортивной активности. В то же время большинство социологов, исследовавших бюджет свободного времени студентов, утверждают о наличии значительного количества времени, которое студенты отводят на досуговые формы занятий: от 1,5 до 3,5 часов в учебный день. По данным нашего исследования, бюджет свободного времени студентов Новосибирского института народного хозяйства составляет 4 час. 46 мин. Анализируя полученные данные и сопоставляя их с другими, можно заключить, что причиной низкой активности в физкультурно-спортивной деятельности является не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально им распорядиться, и главное — невысокая ценность физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени студентов. Данный вывод созвучен с ответами 19,8% опрошенных студентов, подтверждающих, что никогда не задумывались о причинах своей низкой физкультурно-спортивной активности. Более того, в вузах гуманитарного профиля этот факт подтверждают около 27% опрошенных. Хотелось бы отметить недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий: 10,2% опрошенных студентов считают его основной причиной своей низкой физкультурно-спортивной активности. Поэтому важно усилить образовательную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе. Около 15 % опрошенных студентов вузов различного профиля говорят об отсутствии возможности выбора вида спорта, недостатке инвентаря и спортивной формы для занятий физическими упражнениями. Причем в ходе анализа становится очевидным, что подобное положение характерно для всех вузов, независимо от профиля обучения студентов. Таким образом, значительно снижают физическую активность студентов слабое развитие физкультурно-спортивной индустрии и не отвечающий объективным требованиям экономический базис физкультурного движения. Рассмотрев комплекс объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, препятствующих реализации физкультурно-спортивной деятельности, удовлетворению имеющихся потребностей личности, можно утверждать, что от своевременного устранения объективных причин и усиления образовательного и воспитательного аспектов во многом зависит уровень физкультурно-спортивной активности студентов. Анализ факторов, определяющих процесс формирования потребностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмотрения субъективных побуждений личности (табл. 8). Из таблицы видно, что существенно влияет на уровень физкультурно-спортивной активности значительный приоритет двух факторов: желание студентов повысить свою физическую подготовленность (33,5% опрошенных) и необходимость оптимизиро- вать вес и улучшить фигуру (42,8 % опрошенных студентов). Следовательно, 76,3 % студентов считают, что их физкультурно-спортив-ная активность определяется одним из этих факторов. Таблица 8 Для студентов технического вуза наиболее значим такой фактор-побудитель в мотивационной сфере, как повышение физической подготовленности: 48,5% опрошенных считают его наиболее важным побудителем их физкультурно-спортивной деятельности. Для студентов гуманитарного и смешанного профилей важнейшим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упражнениями, является необходимость оптимизировать вес и улучшить фигуру: соответственно 48,6 % и 52,7 % опрошенных отмечают зна- чимость данного фактора-побудителя их физкультурно-спортив-ной активности. На наш взгляд, это объясняется наличием в данных вузах преимущественно женского контингента. Для девушек-студенток высоко значимы мотивации, связанные с оптимизацией веса тела и улучшением фигуры путем активных занятий физическими упражнениями. Вто время как для юношей-студентов важен мотив повышения своей физической подготовленности (табл. 9). Таблица 9 Проведенное исследование показало низкую значимость для студентов всех вузов такого фактора, как достижение высокого спортивного результата: лишь 0,5% опрошенных оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры. Видимо, именно этим обстоятельством объясняется нежелание студентов участвовать в крупных спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях. Значит, в организации массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузе необходимо руководствоваться в большей степени спортивно-оздоровительной направленностью: проводить спортивные праздники, «дни здоровья», организовывать клубы по физкультурно-спортив-ным интересам и другие неформальные объединения, способствующие развитию самоуправления, творческой активности в сфере физической культуры и спорта. Тревожным выводом данного раздела исследования является недооценка студентами таких субъективных факторов, формирующих мотивацию, как понимание значимости занятий для воспитания красивой манеры и культуры движений, воспитания волевых качеств, рационального использования свободного времени: всего лишь 4,6 % опрошенных студентов отмечают их особое влияние на формирование ценностно-мотивационных установок. Сложившееся положение социологи связывают с низким образовательно-воспитательным потенциалом учебных занятий и спортивно-массовых мероприятий, акцентированным вниманием к нормативным показателям физкультурно-спортивной деятельности студентов. Подтверждением может считаться мнение 6,3 % студенток и 4,7 % студентов. Положительной мотивацией для них является получение зачета по физической культуре. Неопределенность мотивационной сферы говорит о том, что важно планомерно и целенаправленно проводить учебно-воспитательную работу, побуждающую студент
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|