Глава 7. Типологические особенности промышленных зданий
Классификации промышленных зданий Промышленные здания проектируются и строятся для определенных отраслей промышленности: черной металлургии, цветной металлургии, производства строительных материалов и изделий, добычи и переработки нефти, химической, машиностроительной и т.д. Технологические процессы, характерные для различных отраслей промышленности, отличаются друг от друга. Также большое разнообразие характерно для технологических процессов, протекающих в промышленных зданиях, принадлежащих к конкретной отрасли промышленности. Отмеченное выше объясняет то, почему для промышленных зданий характерно многообразие архитектурно-конструктивных решений. Однако при помощи обобщающих классификаций промышленные здания могут быть объединены в группы на основе следующих отличительных признаков. ПО РОЛИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ различают следующие здания: - производственные (цеха по производству продукции); - энергетические (ТЭЦ, ЦЭС, компрессорные, котельные); - транспортно-складские (склады, гаражи, депо); - вспомогательные (административные, бытовые, здравоохранения и т.п.). Технологический процесс чаще всего невозможно организовать без строительства СООРУЖЕНИЙ: эстакады, галереи, силосы, бункеры, водонапорные башни, градирни и т.п. ПО ЭТАЖНОСТИ промышленные здания подразделяют на следующие типы: - одноэтажные (до 70% от общего числа промышленных зданий); - двухэтажные; - многоэтажные. ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРОЛЁТОВ промышленные здания обычно подразделяют на два типа: - однопролётные и многопролётные. ПО ВИДУ ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ промышленные здания принято подразделять на два типа:
- бескрановые или здания без мостовых кранов; - здания с мостовыми кранами. ПО ВИДУ ОТОПЛЕНИЯ И ТЕПЛОЗАЩИТЫ промышленные здания целесообразно разделить на три группы: - отапливаемые; - не отапливаемые; - холодные. ПО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА помещения промышленных зданий подразделяются на 5 категорий: А, Б, В, Г, Д (прил. 3). Разделение помещений на категории В1-В4 осуществляется путем сравнения максимального значения удельной временной пожарной нагрузки с табличной величиной удельной пожарной нагрузки [16]. Вопросы для самоконтроля > Типы промышленных зданий по роли в производственном процессе. > Типы промышленных зданий по этажности и по количеству пролетов. > Типы промышленных зданий по виду подъемно-транспортного оборудования. > Типы промышленных зданий по виду отопления и теплозащите. > Категории помещений промышленных зданий по пожарной опасности. Функционально-технологические особенности промышленных зданий Влияние технологических процессов на объёмно-планировочные решения настолько значительно, что здания имеют индивидуальный облик, присущий определённому производству. Выбор технологического оборудования осуществляют инженеры-технологи. Однако компоновка плана и объёма здания осуществляются при активном участии архитекторов. Только при совместной работе названных специалистов может родиться рациональное решение. Схема технологического процесса может быть реализована горизонтально в одном уровне или по вертикали, что, в конечном счете, и определяет этажность зданий. Если возможна одинаково как горизонтальная, так и вертикальная компоновка, то предпочтение следует отдать вертикальной, так как при таком решении снижается площадь застройки, сокращается протяженность инженерных сетей и автодорог. Особенности технологического процесса предопределяют выбор внутрицехового транспорта. Наиболее часто транспортировка грузов в промышленных зданиях осуществляется крановым обо-
б Заказ 362 81 рудованием. Каждый тип крана имеет свои особенности и по-разному влияет на конструктивное решение здания. МОНОРЕЛЬСОВЫЕ ПОДВЕСНЫЕ КРАНЫ имеют грузоподъемность 0,1... 10 т, перемещают груз в двух направлениях, но имеет малую ширину зоны, обслуживаемой краном. Крановый путь крепится к конструкциям покрытия здания. ПОДВЕСНЫЕ КРАНЫ имеют грузоподъемность до 10 т и перемещают грузы в трёх направлениях. Крановые пути крепятся к конструкциям покрытия здания. МОСТОВЫЕ КРАНЫ могут иметь грузоподъемность 5...600 т, но обычно применяются при массе грузов более 10 т. Крановые пути устраиваются по подкрановым балкам, установленным на консолях колонн каркаса здания. Грузоподъёмность кранов влияет на привязку несущих колонн здания. В конечном счете, применение мостовых кранов ведет к удорожанию зданий. КОЗЛОВЫЕ КРАНЫ целесообразно применять в большепролетных зданиях при требуемой грузоподъёмности около 500 т и более. Крановые пути имеют напольное исполнение, поэтому козловые краны не оказывают дополнительных воздействий на конструкции каркасов зданий, но затрудняют перемещение в пределах цехов. Вопросы для самоконтроля > Виды реализации технологического процесса в промышленных зданиях. > Виды кранового оборудования. > Особенности монорельсовых подвесных кранов. > Особенности подвесных кранов. > Особенности мостовых кранов. > Особенности козловых кранов. Унификация и типизация промышленных Зданий Типизация и унификация размерных параметров промышленных зданий проведена на основе укрупненных модулей 6М, 12М, ЗОМ и 60М. В результате получены ряды унифицированных объёмно-планировочных параметров, которые наиболее полно отвечают требованиям различных отраслей промышленности: - пролёты - 3 м, 6 м, 9 м, 12 м (использован модуль ЗОМ); 18 м, 24 м, 30 м, 36 м, 42 м (использован модуль 60М); - шаги колонн - 6 м, 12 м (использован модуль 60М); - высоты - 3,0 м, 3,6 м, 4,2 м, 4,8 м, 5,4 м, 6,0 м (использован модуль 6М); 7,2 м, 8,4 м, 9,6 м, 10,8 м, 12,0 м, 13,2 м, 14,4 м, 15,6 м, 16,8 м, 18,0 м (использован модуль 12М). Пространственная ячейка здания в пределах высоты этажа, ограниченная в плане пролетом и шагом, называется ЯЧЕЙКОЙ КАРКАСА.
При проектировании промышленных зданий стараются применять параллельные пролеты одинаковой ширины и высоты. Перепады высот смежных пролетов допускается устраивать, если величина перепада составляет не менее 1,2 м. Возможна также компоновка зданий из унифицированных фрагментов: УНИФИЦИРОВАННЫХ ТИПОВЫХ ПРОЛЁТОВ (УТП) - фрагментов здания шириной в пролёт и длиной, равной протяженности температурного блока (для железобетонных каркасов - 144 м); УНИФИЦИРОВАННЫХ ТИПОВЫХ СЕКЦИЙ (УТС) - фрагментов здания, состоящих из нескольких параллельных полетов одинаковой высоты, габариты которого в плане соответствуют габаритам температурного блока (для железобетонных каркасов - 144x72 м). ТЕМПЕРАТУРНЫЙ БЛОК - часть здания, расположенная между продольными и поперечными температурными швами или между температурными швами и наружными стенами здания. На УТП и УТС разрабатывается полная рабочая документация. Проектирование здания на основе УТП и УТС является менее трудоемким процессом, так как практически сводится к подбору типов и взаимной привязке УТП и УТС. Вопросы для самоконтроля > Укрупненные модули, использованные при типизации и унификации промышленных зданий. > Унифицированные пролеты и шаги каркасов промышленных зданий. > Унифицированные высоты помещений промышленных зданий. > Определите термин «ячейка каркаса». > Унифицированный типовой пролет промышленного здания. >- Унифицированная типовая секция промышленного здания. > Определите термин «температурный блок».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|