Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Типологические особенности промышленных зданий




Классификации промышленных зданий

Промышленные здания проектируются и строятся для опреде­ленных отраслей промышленности: черной металлургии, цветной металлургии, производства строительных материалов и изделий, добычи и переработки нефти, химической, машиностроительной и т.д. Технологические процессы, характерные для различных от­раслей промышленности, отличаются друг от друга. Также боль­шое разнообразие характерно для технологических процессов, протекающих в промышленных зданиях, принадлежащих к кон­кретной отрасли промышленности.

Отмеченное выше объясняет то, почему для промышленных зданий характерно многообразие архитектурно-конструктивных решений. Однако при помощи обобщающих классификаций про­мышленные здания могут быть объединены в группы на основе следующих отличительных признаков.

ПО РОЛИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ различают следующие здания:

- производственные (цеха по производству продукции);

- энергетические (ТЭЦ, ЦЭС, компрессорные, котельные);

- транспортно-складские (склады, гаражи, депо);

- вспомогательные (административные, бытовые, здравоохра­нения и т.п.).

Технологический процесс чаще всего невозможно организовать без строительства СООРУЖЕНИЙ: эстакады, галереи, силосы, бун­керы, водонапорные башни, градирни и т.п.

ПО ЭТАЖНОСТИ промышленные здания подразделяют на сле­дующие типы:

- одноэтажные (до 70% от общего числа промышленных зданий);

- двухэтажные;

- многоэтажные.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРОЛЁТОВ промышленные здания обычно подразделяют на два типа:

- однопролётные и многопролётные.

ПО ВИДУ ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ промышленные здания принято подразделять на два типа:

- бескрановые или здания без мостовых кранов;

- здания с мостовыми кранами.

ПО ВИДУ ОТОПЛЕНИЯ И ТЕПЛОЗАЩИТЫ промышленные здания целесообразно разделить на три группы:

- отапливаемые;

- не отапливаемые;

- холодные.

ПО ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА помещения промышленных зданий подразделяются на 5 категорий: А, Б, В, Г, Д (прил. 3). Разделение помещений на категории В1-В4 осуществля­ется путем сравнения максимального значения удельной временной пожарной нагрузки с табличной величиной удельной пожарной на­грузки [16].

Вопросы для самоконтроля

> Типы промышленных зданий по роли в производственном процессе.

> Типы промышленных зданий по этажности и по количеству пролетов.

> Типы промышленных зданий по виду подъемно-транспорт­ного оборудования.

> Типы промышленных зданий по виду отопления и теплоза­щите.

> Категории помещений промышленных зданий по пожарной опасности.

Функционально-технологические особенности промышленных зданий

Влияние технологических процессов на объёмно-планировочные решения настолько значительно, что здания имеют индивидуальный облик, присущий определённому производству.

Выбор технологического оборудования осуществляют инжене­ры-технологи. Однако компоновка плана и объёма здания осуще­ствляются при активном участии архитекторов. Только при совме­стной работе названных специалистов может родиться рацио­нальное решение.

Схема технологического процесса может быть реализована го­ризонтально в одном уровне или по вертикали, что, в конечном счете, и определяет этажность зданий. Если возможна одинаково как горизонтальная, так и вертикальная компоновка, то предпочте­ние следует отдать вертикальной, так как при таком решении сни­жается площадь застройки, сокращается протяженность инженер­ных сетей и автодорог.

Особенности технологического процесса предопределяют вы­бор внутрицехового транспорта. Наиболее часто транспортировка грузов в промышленных зданиях осуществляется крановым обо-

б Заказ 362

81 рудованием. Каждый тип крана имеет свои особенности и по-разному влияет на конструктивное решение здания.

МОНОРЕЛЬСОВЫЕ ПОДВЕСНЫЕ КРАНЫ имеют грузоподъ­емность 0,1... 10 т, перемещают груз в двух направлениях, но име­ет малую ширину зоны, обслуживаемой краном. Крановый путь крепится к конструкциям покрытия здания.

ПОДВЕСНЫЕ КРАНЫ имеют грузоподъемность до 10 т и пере­мещают грузы в трёх направлениях. Крановые пути крепятся к кон­струкциям покрытия здания.

МОСТОВЫЕ КРАНЫ могут иметь грузоподъемность 5...600 т, но обычно применяются при массе грузов более 10 т. Крановые пути устраиваются по подкрановым балкам, установленным на консолях колонн каркаса здания. Грузоподъёмность кранов влияет на привязку несущих колонн здания. В конечном счете, примене­ние мостовых кранов ведет к удорожанию зданий.

КОЗЛОВЫЕ КРАНЫ целесообразно применять в большепролет­ных зданиях при требуемой грузоподъёмности около 500 т и более. Крановые пути имеют напольное исполнение, поэтому козловые краны не оказывают дополнительных воздействий на конструкции каркасов зданий, но затрудняют перемещение в пределах цехов.

Вопросы для самоконтроля

> Виды реализации технологического процесса в промышлен­ных зданиях.

> Виды кранового оборудования.

> Особенности монорельсовых подвесных кранов.

> Особенности подвесных кранов.

> Особенности мостовых кранов.

> Особенности козловых кранов.

Унификация и типизация промышленных

Зданий

Типизация и унификация размерных параметров промышлен­ных зданий проведена на основе укрупненных модулей 6М, 12М, ЗОМ и 60М. В результате получены ряды унифицированных объ­ёмно-планировочных параметров, которые наиболее полно отве­чают требованиям различных отраслей промышленности:

- пролёты - 3 м, 6 м, 9 м, 12 м (использован модуль ЗОМ); 18 м, 24 м, 30 м, 36 м, 42 м (использован модуль 60М);

- шаги колонн - 6 м, 12 м (использован модуль 60М);

- высоты - 3,0 м, 3,6 м, 4,2 м, 4,8 м, 5,4 м, 6,0 м (использован модуль 6М); 7,2 м, 8,4 м, 9,6 м, 10,8 м, 12,0 м, 13,2 м, 14,4 м, 15,6 м, 16,8 м, 18,0 м (использован модуль 12М).

Пространственная ячейка здания в пределах высоты этажа, ограниченная в плане пролетом и шагом, называется ЯЧЕЙ­КОЙ КАРКАСА.

При проектировании промышленных зданий стараются приме­нять параллельные пролеты одинаковой ширины и высоты. Пере­пады высот смежных пролетов допускается устраивать, если ве­личина перепада составляет не менее 1,2 м.

Возможна также компоновка зданий из унифицированных фрагментов:

УНИФИЦИРОВАННЫХ ТИПОВЫХ ПРОЛЁТОВ (УТП) - фраг­ментов здания шириной в пролёт и длиной, равной протяженности температурного блока (для железобетонных каркасов - 144 м);

УНИФИЦИРОВАННЫХ ТИПОВЫХ СЕКЦИЙ (УТС) - фрагментов здания, состоящих из нескольких параллельных полетов одинако­вой высоты, габариты которого в плане соответствуют габаритам температурного блока (для железобетонных каркасов - 144x72 м).

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ БЛОК - часть здания, расположенная меж­ду продольными и поперечными температурными швами или между температурными швами и наружными стенами здания.

На УТП и УТС разрабатывается полная рабочая документация. Проектирование здания на основе УТП и УТС является менее тру­доемким процессом, так как практически сводится к подбору типов и взаимной привязке УТП и УТС.

Вопросы для самоконтроля

> Укрупненные модули, использованные при типизации и уни­фикации промышленных зданий.

> Унифицированные пролеты и шаги каркасов промышленных зданий.

> Унифицированные высоты помещений промышленных зданий.

> Определите термин «ячейка каркаса».

> Унифицированный типовой пролет промышленного здания. >- Унифицированная типовая секция промышленного здания.

> Определите термин «температурный блок».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...