Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическая часть программы




Обоснование проблемы исследования. Необходимость разработки и реа­лизации исследовательского проекта связана прежде всего с особеннос­тями развития нашего общества, его реформированием, новым форми­рующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры.

Ухудшение экономической ситуации повлекло за собой целый ряд* социальных проблем: безработица, низкий прожиточный уровень, плат­ные медицинские услуги привели к резкому снижению показателей здо­ровья населения. Одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей остаются физическая культура и спорт. Более того, с каждым годом совершенствуются и развиваются новые фор­мы занятий физическими упражнениями, возникают необычные виды спорта, однако интерес к ним со стороны большей части населения оста­ется достаточно слабым. Несмотря на увеличение показателей смертности от таких заболеваний, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего сред­ства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здо­ровья.

Все сказанное выше выдвигает перед социологами ряд важных вопро­сов, и в первую очередь вопрос о том, каково реальное отношение людей различных социально-демографических групп населения к занятиям физ-кулыурно-спортивной деятельностью (ФСД), выступает ли она для них как определенная ценность? Чем именно их привлекают занятия физи­ческими упражнениями и спортом? Оценивают ли они положительно та­кие занятия? Какие виды физической активности привлекают их в пер­вую очередь? Кроме того, ведут ли люди здоровый образ жизни, как они его понимают? Какое место занимают физическая культура и спорт в их образе жизни? Умеют ли люди правильно организовать свою физическую активность, есть ли у них опыт и знания в этой области, а также где они получают эти знания и вообще есть ли у них желание узнать побольше о методике и организации занятий? Проводится ли образовательная пропа-


гандистская работа, в каких направлениях она осуществляется? Кто не­посредственно принимает участие в этой работе?

В различных странах и в России предпринимались отдельные попытки ученых провести социологические исследования с целью получения ин­формации по этим вопросам среди школьников (М.Е.Кутепов), среди студентов (М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева), среди взрослого населения (В.И.Жолдак). Опыт подготовки ранее проведенных исследований учтен при разработке данной программы. Изучение проблемы повышения зна­чимости физической культуры и спорта в стиле жизни людей, разработка путей актуализации основных ценностей культуры физической студен­ческой молодежью имеет важнейшиее значение. Применительно к дан­ной социально-демографической группе многие из поставленных вопро­сов (особенно касающихся культуроведческих аспектов) практически в последнее десятилетие не ставились. Учитывая стремительные изменения, происходящие в сознании и образе жизни студенческой молодежи, акту­альность данного исследования резко возрастает.

Объект исследования. Объектом исследования является социологичес­кая информация, полученная от студентов московских вузов, о роли и месте физической культуры в их образе жизни, о значимости физкуль-турно-спортивной деятельности и путях актуализации студентами ценно­стей физической культуры и спорта.

Предмет исследования. Предметом исследования является оценка зна­чимости физической культуры и спорта в образе жизни студентов, сте­пень актуализации физической культуры в образе жизни студентов мос­ковских вузов.

Цель исследования — получить социологическую информацию об от­ношении студентов московских вузов к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи. Разработать практические рекомендации по формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи.

Задачи исследования. С целью исследования связан ряд исследователь­ских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить:

— являются ли физическая культура и спорт ценностью для студен­тов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность;

— какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в об­разе жизни современных студентов;

— какие вопросы, касающиеся организации и методики занятий физ-культурно-спортивной деятельностью, интересуют студентов в первую очередь;

— какая работа по пропаганде физической культуры и спорта прово­дится в московских вузах;

— какова образованность студентов в области физической культуры и спорта;

— ведут ли студенты московских вузов здоровый образ жизни;

— каково мнение студентов о возможности и целесообразности улуч­шения работы по формированию здорового стиля жизни и усилении роли и значимости физической культуры в нем.

Логический анализ понятий. В соответствии с проблемой и целью ис­следования логическому анализу подлежат следующие понятия.


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — обобщенное для данного социума понятие, содержащее представление о формах и способах жизнедеятель­ности, не противоречащих требованию сохранения и укрепления здоро­вья человека, его духовных и нравственных кондиций.

Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) — сложившиеся и актуализированные личностью формы и способы жизнедеятельности, не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.

Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) — деятельность, на­правленная на физическое, нравственное, духовное совершенствование человека средствами физической культуры и спорта.

Физическая культура — часть общей культуры, одна из сфер социаль­ной деятельности, направленная на укрепление здоровья, физическое, нравственное и духовное совершенствование человека.

Спорт — система подготовки и организации соревновательной дея­тельности, а также средство и метод формирования физической культуры личности.

Гипотеза исследования. В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.

1. Большинство студентов положительно оценивают занятия физкуль-турно-спортивной деятельностью.

2. Физическая культура и спорт привлекают студенческую молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности, в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значи­тельно реже студенты оценивают физическую культуру как средство раз­вития личности, понимают физическую культуру как вид личностной культуры.

3. Физкультурная образованность и грамотность студентов крайне низ­кие и поверхностные.

4. Примерно у половины студентов не сформирован ЗОЖ, и они име­ют неполные и поверхностные представления о нем

5. Работа по пропаганде ЗОЖ в вузе организована слабо. Физкуль­турное воспитание в основном сводится к организации практических занятий.

Методическая часть программы

Обоснование статистического объекта исследования. В связи с большим объемом реальной совокупности формирование выборки осуществлялось в несколько этапов.

Статистические данные, находящиеся в распоряжении исследователь­ской группы, позволяют осуществить квотную модель выборки.

В московских вузах обучаются 25 тысяч студентов. Учитывая опыт про­шлых социологических исследований, число подвергнувшихся опросу должно быть не меньше 10% от генеральной совокупности, что составля­ет в данном случае не менее 2,5 тыс. студентов. Данное число опрошенных обеспечивает статистически значимые результаты исследования.

Число подлежащих опросу респондентов распределилось по трем кон­кретным признакам:


 

1. Профиль вуза: гуманитарный, технический.

2. Курс обучения: младшие курсы (1-, 2-й), старшие курсы (3-, 4-, 5-й).

3. Пол: мужчины, женщины.

Методы исследования для сбора социологической информации приме­няются следующие:

— традиционный анализ специальной литературы по теме исследо­вания;

— сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатываются компьютерами метода­ми математической статистики.

Организационно-технический план исследования.

АНКЕТА

Дорогой друг!

Кафедра социологии РГАФК проводит исследование с целью изуче­ния отношения студентов к физической культуре и спорту. Ваши ответы позволят наметить практические меры по совершенствованию органи­зации физического воспитания в высших учебных заведениях. От вашей доброжелательности, искренности ответов будет зависеть успех иссле­дования.

Как заполнить анкету

1. Внимательно прочтите вопрос и возможные варианты ответов на него.

2. Выберите из возможных вариантов тот, который соответствует ва­шему мнению, и обведите кружком.

3. Если ваше мнение не совпадает с предложенным ответом или ответ отсутствует и оставлено место, напишите его сами.

4. Если вы не можете дать ответ на какой-либо вопрос, отметьте пози­цию «Затрудняюсь ответить». Не оставляйте, пожалуйста, вопросы без ответов!

5. Анкета анонимна.

1. Вуз, в котором вы учитесь:

1..................................................................................................................................

2...................................................................................................................................

3..................................................................................................................................

4..................................................................................................................................

5..................................................................................................................................

2. Курс, на котором вы учитесь:

1..................................................................................................................................

2..................................................................................................................................

3...................................................................................................................................

4..................................................................................................................................

5..................................................................................................................................

3. Пол:

1. Женский.

2. Мужской


4. Где вы живете?

1. Дома.

2. В общежитии.

3. Снимаю комнату.

5. Ваш возраст
/. 17—18 лет.

2. 19-20 лет.

3. 21—22 и старше.

6. Ваше семейное положение:

1. Женат (замужем).

2. Нет.

7. Ваша успеваемость (итоги последней сессии):

1. На «отлично».

2. На «хорошо» и «отлично».

3. На «удовлетворительно».

4. Бывают «завалы».

8. Как вы оцениваете состояние своего здоровья:

1. Хорошее

2. Удовлетворительное.

3. Затрудняюсь ответить.

9. Ваши затраты времени на учебные занятия в вузе и самоподготовку в
течение суток:

1.6—7 час.

2. 8—9 час.

3. 10 час. и более.

10. Ваш бюджет свободного времени в сутки:

1. 1 — 2 часа.

2. 3 — 4 часа. 3.5—6 час.

4. 7 час. и более

11. Занимаетесь ли вы физической культурой и спортом во внеучебное
время?

1.Да.

2. Нет.

3. Нерегулярно.

12. Ваши затраты свободного времени на ФСД в течение недели:

1. 0,5-1 час.

2. 2—3 часа.

3. 4—5 час.

4. 6—7 час.

5. 8 час. и более.

13. Считаете ли вы, что ваш двигательный режим достаточен для нор­
мальной жизнедеятельности и сохранения здоровья:

1Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.


14. Что побуждает вас заниматься ФСД:

1. Желание повысить физическую подготовленность.

2. Оптимизировать вес, улучшить фигуру.

3. Снять усталость и повысить работоспособность.

4. Воспитать красивую манеру, культуру движений.

5. Добиться спортивных успехов.

6. Воспитать волю, характер, целеустремленность.

7. Рационально проводить время.

8. Вовремя получить зачет по физическому воспитанию.

9. Не знаю, не думал.

15. Что мешает вам заниматься ФСД? (отметьте не более трех вариантов
ответа):

1. Отсутствие свободного времени.

2. Не хватает физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий.

3. Отсутствие инвентаря и спортивной формы.

4. Нет секции по любимому виду спорта в вузе.

5. Слабая организаторская работа, никто не вовлекает в ФСД.

6. Не знаю, не думал.

16. Сколько примерно дней вы пропустили по болезни за последний год
обучения:

1. Не пропустил(а) вообще.

2. До 3-х дней.

3. От 3-х до 10-ти дней.

4. Свыше 10-ти дней.

17. Знаете ли вы показатели, характеризующие уровень вашего физичес­
кого состояния (рост, вес, артериальное давление и т.п.):

1.Да.

2. Нет.

3. Приблизительно.

18. Знаете ли вы показатели, характеризующие уровень вашей физичес­
кой подготовленности (результаты бега на 100 м, теста Купера, силовые
возможности и т.п.):

1.Да.

2. Нет.

3. Приблизительно.

19. Какую информацию о своем физическом состоянии вы хотели бы
иметь от специалистов и получаете ли вы ее в настоящее время? (Отметьте
выбранный вариант ответа по каждой строке):

Интересует и получаю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...