Методологическая часть программы
Обоснование проблемы исследования. Необходимость разработки и реализации исследовательского проекта связана прежде всего с особенностями развития нашего общества, его реформированием, новым формирующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры. Ухудшение экономической ситуации повлекло за собой целый ряд* социальных проблем: безработица, низкий прожиточный уровень, платные медицинские услуги привели к резкому снижению показателей здоровья населения. Одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей остаются физическая культура и спорт. Более того, с каждым годом совершенствуются и развиваются новые формы занятий физическими упражнениями, возникают необычные виды спорта, однако интерес к ним со стороны большей части населения остается достаточно слабым. Несмотря на увеличение показателей смертности от таких заболеваний, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья. Все сказанное выше выдвигает перед социологами ряд важных вопросов, и в первую очередь вопрос о том, каково реальное отношение людей различных социально-демографических групп населения к занятиям физ-кулыурно-спортивной деятельностью (ФСД), выступает ли она для них как определенная ценность? Чем именно их привлекают занятия физическими упражнениями и спортом? Оценивают ли они положительно такие занятия? Какие виды физической активности привлекают их в первую очередь? Кроме того, ведут ли люди здоровый образ жизни, как они его понимают? Какое место занимают физическая культура и спорт в их образе жизни? Умеют ли люди правильно организовать свою физическую активность, есть ли у них опыт и знания в этой области, а также где они получают эти знания и вообще есть ли у них желание узнать побольше о методике и организации занятий? Проводится ли образовательная пропа-
гандистская работа, в каких направлениях она осуществляется? Кто непосредственно принимает участие в этой работе? В различных странах и в России предпринимались отдельные попытки ученых провести социологические исследования с целью получения информации по этим вопросам среди школьников (М.Е.Кутепов), среди студентов (М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева), среди взрослого населения (В.И.Жолдак). Опыт подготовки ранее проведенных исследований учтен при разработке данной программы. Изучение проблемы повышения значимости физической культуры и спорта в стиле жизни людей, разработка путей актуализации основных ценностей культуры физической студенческой молодежью имеет важнейшиее значение. Применительно к данной социально-демографической группе многие из поставленных вопросов (особенно касающихся культуроведческих аспектов) практически в последнее десятилетие не ставились. Учитывая стремительные изменения, происходящие в сознании и образе жизни студенческой молодежи, актуальность данного исследования резко возрастает. Объект исследования. Объектом исследования является социологическая информация, полученная от студентов московских вузов, о роли и месте физической культуры в их образе жизни, о значимости физкуль-турно-спортивной деятельности и путях актуализации студентами ценностей физической культуры и спорта. Предмет исследования. Предметом исследования является оценка значимости физической культуры и спорта в образе жизни студентов, степень актуализации физической культуры в образе жизни студентов московских вузов.
Цель исследования — получить социологическую информацию об отношении студентов московских вузов к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи. Разработать практические рекомендации по формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи. Задачи исследования. С целью исследования связан ряд исследовательских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить: — являются ли физическая культура и спорт ценностью для студентов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность; — какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в образе жизни современных студентов; — какие вопросы, касающиеся организации и методики занятий физ-культурно-спортивной деятельностью, интересуют студентов в первую очередь; — какая работа по пропаганде физической культуры и спорта проводится в московских вузах; — какова образованность студентов в области физической культуры и спорта; — ведут ли студенты московских вузов здоровый образ жизни; — каково мнение студентов о возможности и целесообразности улучшения работы по формированию здорового стиля жизни и усилении роли и значимости физической культуры в нем. Логический анализ понятий. В соответствии с проблемой и целью исследования логическому анализу подлежат следующие понятия. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — обобщенное для данного социума понятие, содержащее представление о формах и способах жизнедеятельности, не противоречащих требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций. Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) — сложившиеся и актуализированные личностью формы и способы жизнедеятельности, не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций. Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) — деятельность, направленная на физическое, нравственное, духовное совершенствование человека средствами физической культуры и спорта. Физическая культура — часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, физическое, нравственное и духовное совершенствование человека.
Спорт — система подготовки и организации соревновательной деятельности, а также средство и метод формирования физической культуры личности. Гипотеза исследования. В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы. 1. Большинство студентов положительно оценивают занятия физкуль-турно-спортивной деятельностью. 2. Физическая культура и спорт привлекают студенческую молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности, в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значительно реже студенты оценивают физическую культуру как средство развития личности, понимают физическую культуру как вид личностной культуры. 3. Физкультурная образованность и грамотность студентов крайне низкие и поверхностные. 4. Примерно у половины студентов не сформирован ЗОЖ, и они имеют неполные и поверхностные представления о нем 5. Работа по пропаганде ЗОЖ в вузе организована слабо. Физкультурное воспитание в основном сводится к организации практических занятий. Методическая часть программы Обоснование статистического объекта исследования. В связи с большим объемом реальной совокупности формирование выборки осуществлялось в несколько этапов. Статистические данные, находящиеся в распоряжении исследовательской группы, позволяют осуществить квотную модель выборки. В московских вузах обучаются 25 тысяч студентов. Учитывая опыт прошлых социологических исследований, число подвергнувшихся опросу должно быть не меньше 10% от генеральной совокупности, что составляет в данном случае не менее 2,5 тыс. студентов. Данное число опрошенных обеспечивает статистически значимые результаты исследования. Число подлежащих опросу респондентов распределилось по трем конкретным признакам:
1. Профиль вуза: гуманитарный, технический. 2. Курс обучения: младшие курсы (1-, 2-й), старшие курсы (3-, 4-, 5-й). 3. Пол: мужчины, женщины.
Методы исследования для сбора социологической информации применяются следующие: — традиционный анализ специальной литературы по теме исследования; — сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатываются компьютерами методами математической статистики. Организационно-технический план исследования. АНКЕТА Дорогой друг! Кафедра социологии РГАФК проводит исследование с целью изучения отношения студентов к физической культуре и спорту. Ваши ответы позволят наметить практические меры по совершенствованию организации физического воспитания в высших учебных заведениях. От вашей доброжелательности, искренности ответов будет зависеть успех исследования. Как заполнить анкету 1. Внимательно прочтите вопрос и возможные варианты ответов на него. 2. Выберите из возможных вариантов тот, который соответствует вашему мнению, и обведите кружком. 3. Если ваше мнение не совпадает с предложенным ответом или ответ отсутствует и оставлено место, напишите его сами. 4. Если вы не можете дать ответ на какой-либо вопрос, отметьте позицию «Затрудняюсь ответить». Не оставляйте, пожалуйста, вопросы без ответов! 5. Анкета анонимна. 1. Вуз, в котором вы учитесь: 1.................................................................................................................................. 2................................................................................................................................... 3.................................................................................................................................. 4.................................................................................................................................. 5.................................................................................................................................. 2. Курс, на котором вы учитесь: 1.................................................................................................................................. 2.................................................................................................................................. 3................................................................................................................................... 4.................................................................................................................................. 5.................................................................................................................................. 3. Пол: 1. Женский. 2. Мужской 4. Где вы живете? 1. Дома. 2. В общежитии. 3. Снимаю комнату. 5. Ваш возраст 2. 19-20 лет. 3. 21—22 и старше. 6. Ваше семейное положение: 1. Женат (замужем). 2. Нет. 7. Ваша успеваемость (итоги последней сессии): 1. На «отлично». 2. На «хорошо» и «отлично». 3. На «удовлетворительно». 4. Бывают «завалы». 8. Как вы оцениваете состояние своего здоровья: 1. Хорошее 2. Удовлетворительное. 3. Затрудняюсь ответить. 9. Ваши затраты времени на учебные занятия в вузе и самоподготовку в 1.6—7 час. 2. 8—9 час. 3. 10 час. и более.
10. Ваш бюджет свободного времени в сутки: 1. 1 — 2 часа. 2. 3 — 4 часа. 3.5—6 час. 4. 7 час. и более 11. Занимаетесь ли вы физической культурой и спортом во внеучебное 1.Да. 2. Нет. 3. Нерегулярно. 12. Ваши затраты свободного времени на ФСД в течение недели: 1. 0,5-1 час. 2. 2—3 часа. 3. 4—5 час. 4. 6—7 час. 5. 8 час. и более. 13. Считаете ли вы, что ваш двигательный режим достаточен для нор 1Да. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить. 14. Что побуждает вас заниматься ФСД: 1. Желание повысить физическую подготовленность. 2. Оптимизировать вес, улучшить фигуру. 3. Снять усталость и повысить работоспособность. 4. Воспитать красивую манеру, культуру движений. 5. Добиться спортивных успехов. 6. Воспитать волю, характер, целеустремленность. 7. Рационально проводить время. 8. Вовремя получить зачет по физическому воспитанию. 9. Не знаю, не думал. 15. Что мешает вам заниматься ФСД? (отметьте не более трех вариантов 1. Отсутствие свободного времени. 2. Не хватает физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий. 3. Отсутствие инвентаря и спортивной формы. 4. Нет секции по любимому виду спорта в вузе. 5. Слабая организаторская работа, никто не вовлекает в ФСД. 6. Не знаю, не думал. 16. Сколько примерно дней вы пропустили по болезни за последний год 1. Не пропустил(а) вообще. 2. До 3-х дней. 3. От 3-х до 10-ти дней. 4. Свыше 10-ти дней. 17. Знаете ли вы показатели, характеризующие уровень вашего физичес 1.Да. 2. Нет. 3. Приблизительно. 18. Знаете ли вы показатели, характеризующие уровень вашей физичес 1.Да. 2. Нет. 3. Приблизительно. 19. Какую информацию о своем физическом состоянии вы хотели бы Интересует и получаю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|