по выполнению контрольных работ №1 и №2.
Министерство образования Республики Беларусь УО «Смиловичский государственный аграрный колледж»
Ботаника и физиология растений Методические рекомендации по изучению дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения ___1_____ курса по специальности 2-740201 «Агрономия»
Г.п. Смиловичи Автор(ы)___________________________________________________________ (Ф.И.О.) ____________________________________________________________________ (должность,) ____________________________________________________________________ (наименование учреждения образования) Разработано на основе типовой (индивидуальной) учебной программы дисциплины ___________________________________________________________________, (название) утвержденной______________________________________________________ (кем, когда) Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии __________________________________________________________________ (наименование цикловой комиссии)
Протокол №______ от «___»____________201___г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ботаника - это крупная биологическая наука, где учащиеся знакомятся с разнообразием растительных организмов, со сложнейшими физиологическими процессами, протекающими в растениях. Являясь общетеоретической, ботаника создает основу для последующего усвоения материала дисциплин агрономического цикла таких как растениеводство, защита растений, семеноводство с основами селекции, плодоовощеводство, кормо -производство, земледелие, почвоведение и мелиорация. Современное растениеводство основывается на интенсивных технологиях выращивания сельскохозяйственных культур. Для этого необходимо строгое соблюдение научнообоснованных приемов возделывания и защиты растений, использование высокопродуктивных сортов. Чтобы создать оптимальные условия для роста и развития растений, нужно знать их строение и основные проявления жизнедеятельности и зависимости этих процессов от факторов внешней среды.
Изучение ботаники и физиологии растений имеет большое значение в подготовке специалистов сельского хозяйства. В общем комплексе наук дисциплина вооружает учащихся материалистическим мировоззрением необходимым для общего развития личности, воспитывает любовь и гуманное отношение к природе. Дисциплина «Ботаника и физиология растений» изучается на 1 курсе, включает разделы ботаники, физиологии, микробиологии и агрометеорологии. Программа предусматривает выполнение учащимися двух контрольных работ и сбор гербария в количестве 25 видов растений. Программой дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение отдельных теоретических заданий и выполнение лабораторных и работ. Основным руководящим и направляющим документом при самостоятельном изучении курса ботаники является план самостоятельного изучения дисциплины, в котором последовательно расположены все темы программы, лабораторные и практические работы с указанием условий их выполнения (в учреждении образования или самостоятельно). На лабораторные и практические работы, которые выполняются самостоятельно, даны рекомендации по их выполнению. Предусмотренные программой лабораторные работы дают возможность глубже изучить анатомию и морфологию растений, характерные признаки ботанических семейств и жизнедеятельность растений. Выполнять лабораторные и практические задания рекомендуется в отдельной рабочей тетради. Часть заданий, относящихся к лабораторным и практическим работам, а также некоторые теоретические вопросы должны быть выполнены самостоятельно в межсессионный период.
Приступая к самостоятельному изучению и выполнению контрольных работ, рекомендуется: > ознакомьтесь с содержанием заданий по данной теме, по плану самостоятельного изучения дисциплины; > изучите рекомендуемую литературу, отберите нужный материал в соответствии с требованиями задания; > выполните задания, предусмотренные в данной теме в отдельной По каждой теме необходимо проработать рекомендуемую литературу. В результате изучения дисциплины «Ботаника и физиология растений» учащиеся должны знать на уровне представления: - роль растений в познании сущности жизненных процессов; - многообразие растений в процессе эволюции; - экологию растений; - значение микроорганизмов в природе и в сельском хозяйстве; - взаимоотношения между микроорганизмами и высшими растениями; - влияние агротехнических мероприятий на микробиологическую активность почв для повышения их плодородия; на уровне понимания: - классификацию растений; - процессы жизнедеятельности и функции растительного организма; - закономерности роста и развития растений; - этапы онтогенеза; - влияние экологических факторов на рост и развитие растений; - превращение микроорганизмами соединений углерода и азота; - роль микроорганизмов в почвообразовании; - влияние погоды и климата на распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур; должны уметь: - описывать строение растений; - определять растения с помощью определителя; - определять фазы развития растений; - прогнозировать и объяснять ход физиологических процессов при производстве и хранении продукции растениеводства; - оценивать климатические ресурсы хозяйства. Пояснение к сбору гербария Для гербария необходимо собирать растения в солнечную погоду со всеми вегетативными органами, в фазе цветения. Растения следует перекладывать газетными листами и менять их 1-2 раза в неделю, а затем реже, чтобы растения сохранили свою естественную окраску. В правом нижнем углу нужно начертить этикетку размером 8 х 10 см, в которой указываются семейство, род, вид, место сбора, фамилия, имя, отчество учащегося, К бумаге растения пришивают нитками или прикрепляют лейкопластырем. В колледж необходимо представить не менее 25 видов растений.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ №1 и №2. По дисциплине должно быть выполнено 2 контрольные работы. Варианты контрольных работ находятся в таблице «Перечень вопросов и заданий по вариантам контрольных работ №1 и №2», устанавливаются по двум последним цифрам шифра. Каждый вариант для первой и второй контрольных работ включает шесть теоретических вопросов и одно тестовое задание. Тестовое задание состоит из семи вопросов, правильные ответы к которым нужно найти в таблице и указать. При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования: 1. На титульном листе укажите дисциплину, свою фамилию, имя, отчество, шифр, домашний адрес. 2. Контрольные работы выполняются в отдельных ученических тетрадях с полями. Изложение материала должно быть чётким, предельно сжатым, исключается полное переписывание материала из учебника. 3. Перед каждым ответом необходимо записать изучаемый вопрос варианта. 4. Приводя рисунки, схемы, выделяйте их, используя цветные карандаши, делайте нужные подписи. 5. В конце работы ставьте свою подпись, дату окончания работы, приводите список использованной литературы. 6. Для рецензирования работ необходимо оставить 2-3 чистые страницы в конце работы. 7. Если работа на первом представлении не зачтена или в ней есть замечания рецензента, то следует проанализировать ошибки, сделать соответствующие исправления. 8. Если при изучении курса возникнут затруднения, вы можете обратиться в учреждение образования за устной или письменной консультацией. На лабораторно-экзаменационную сессию учащемуся-заочнику следует представить рабочие конспекты, две зачтённые контрольные работы по дисциплине, гербарий.
Таблица распределения контрольных вопросов и заданий по варантам
Вопросы контрольной работы №1
1.Задачи, разделы и содержание науки «Ботаника». Укажите роль растений в жизни природы и человека. Установите взаимосвязь ботаники и агрономии. 2. Опишите структурные компоненты клеток и дайте им краткую характеристику. Укажите различия в строений растительной клетки от животной. 3. Опишите цитоплазму, укажите структуру и функции компонентов цитоплазмы 4. Опишите форму, величину, строение и функции ядра. 5. Дайте описание способам деления ядра и клетки; амитоз, митоз, мейоз. 6. Объясните происхождение вакуолей. Опишите состав и оформленные компоненты клеточного сока. 7. Раскройте понятие и опишите запасные продукты клетки (алейроновые зёрна, крахмальные зёрна, жирные масла). 8. Опишите клеточную стенку, её строение, состав, структура, видоизменение. 9. Сформируйте понятие о тканях и их классификации. Заполните таблицу 1 (см. Приложение 1).. 10. Опишите образовательные (меристематические) ткани: их функции, особенности строение клеток, классификацию. 11. Опишите покровные ткани, особенности строения в связи с выполняемыми функциями.
12. Опишите механические ткани. Приведите примеры их практического использования. 13. Опишите проводящие ткани и проводящие пучки (зарисовать типы пучков). 14. Опишите основные и выделительные ткани. 15. Сформируйте понятие о вегетативных органах и объясните закономерности их строения. Опишите формирование и строение проростков однодольных и двудольных растений. 16. Опишите корень и его функции. Приведите классификацию корней и корневых систем. 17. Опишите микроскопическое строение корня. Первичное и вторичное строение. 18. Сформируйте понятие о стебле и его функциях. Объясните морфологическое строение стебля. 19. Опишите первичное и вторичное строение стеблей. 20. Раскройте понятие о побеге, его функциях, морфологии, ветвлении. Охарактеризуйте метаморфизированные побеги. 21. Сформулируйте понятие лист, объясните его функции макроскопическое строение. 22. Опишите особенности микроскопического строения листьев двудольных, однодольных и хвойных растений. 23. Дайте понятие о цветке и его функциях. Изложите общий план строения цветка. Опишите околоцветник. 24. Раскройте понятие андроцей, его строение, функции и типы. Опишите процесс микроспорогенеза (образование микроспор, пыльцы). 25. Раскройте понятие гинецей, его строение, функции и типы. Опишите процесс мегаспорогенеза (развитие семязачатка, образование мегаспор, зародышевого мешка). 26. Охарактеризуйте соцветие, его строение, значение. Изложите класссификацию. 27. Раскройте сущность процесса опыление и его способы. Укажите приспособление растений к перекрёстному опылению. 28. Опишите процесс двойного оплодотворения (открытое С.Г.Навашиным).Укажите изменения, происходящие в цветке после оплодотворения. Раскройте понятия апомиксис, полиэмбриония. 29. Сформулируйте понятие семя. Объясните изменения, происходящие в семязачатке после оплодотворения. Опишите классификацию семян. 30. Охарактеризуйте развитие плода, его функции и строение. Опишите классификацию плодов 31. Сформируйте понятие о размножение растений. Опишите естественное и искусственное вегетативное размножение. Укажите его значение в хозяйственной деятельности человека, 32. Раскройте суть полового размножения. Опишите типы полового процесса. 33. Дайте общую характеристику сине-зеленым водорослям, укажите их значение. 34Опишите строение, размножение, классификацию грибов. Укажите значение грибов в природе и народном хозяйстве. 35 Дайте характеристику низших грибов - паразатов сельскохозяйственных культур, опишите циклы развития их представителей. Заполните таблицу 2 (см. Приложение 1). 36, Дай те общую характеристику класса хитридиомицеты. Заполните таблицу 2(см. Приложение 1). 37. Дайте характеристику высших грибов, объясните их циклы развития и перечислите представителей. Заполните таблицу 2(см. Приложение 1). 38. Дайте характеристику классу сумчатых грибов. Заполните таблицу 2(см. Приложение 1). 39. Дайте общую характеристику водорослям. Их классификация. Значение в природе и хозяйстве 40.Дайте характеристику лишайников, укажите их значение. 41. Охарактеризуйте хвощевидные, опишите жизненный цикл хвоща полевого. Укажите значение и охраняемые виды. 42. Дайте общую характеристику мохообразных, Перечислите их значение, 43. Дайте характеристику, опишите цикл развития и значение плауновидных, 44. Дайте характеристику папоротникообразных, цикл развития, значение. 45. Дайте общую характеристику голосеменных. Опишите цикл развития на примере сосны обыкновенной. 46. Изложите характеристику покрытосеменных и их происхождение. Определите основные признаки классов двудольных и однодольных растений. 47. Дайте общую характеристику семейства розанных. Укажите представите -лей, их значение и охраняемые виды. 48. Дайте общую характеристику семейства бобовых. Укажите представителей, их значение и охраняемые виды. 49. Дайте общую характеристику семейства сельдерейных. Укажите представителей и их значение. 50. Дайте общую характеристику семейства пасленовых. Укажите представителей, их значение и ядовитые виды. 51. Дайте общую характеристику семейства маревых, капустных. Укажите представителей и их значение. 52. Дайте общую характеристику семейства астровых. Укажите представителей, их значение и охраняемые виды. 53. Дайте общую характеристику семейства тыквенных. Укажите представителей и их значение. 54. Дайте общую характеристику семейства гречишные, льновые. Укажите представителей, их значение в природе и в хозяйственной деятельности человека). 55. Дайте общую характеристику семейства лилейных и осоковых. Укажите представителей и их значение 56. Дайте общую характеристику семейства мятликовых. Укажите представителей, их значение в природе и в хозяйственной деятельности человека. 57. Опишите происхождение и эволюцию царства растений. Заполните таблицу 3 (см. Приложение 1). 58. Дать понятие о фитогеографии и флористических царствах. Заполните таблицу 4 (см. Приложение 1). 59. Раскрыть понятие о фитоценологии, о структуре фитоценозов и агрофитоценозов, и их отличительных особенностях. 60. Сформулируйте понятие экология. Опишите экологические группы. Охарактеризуйте жизненные формы растений. Тестовые задания 61-70 Тестовое задание 61 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 62 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 63 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 64 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 65 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 66 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 67 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 68 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 69 Выбери правильный ответ
Тестовое задание 70 Выбери правильный ответ
Приложение 1 Таблица 1. Классификация растительных тканей.
Таблица 2. Грибы – паразиты
Таблица 3. Происхождение и эволюция царства растений.
Таблица 4. Флористические царства Земли
Вопросы контрольной работы №2 1. Опишите главнейшие органические вещества, входящие в состав растительной клетки, назовите их локализацию и физиологическую роль. 2. Сформируйте понятия: осмос, осмотическое и тургорное давление, сосущая сила. Объясните осмотические свойства клетки. 3. Раскройте сущность фотосинтеза и его значение в круговороте веществ в природе. Автотрофные и гетеротрофные организмы. 4. Опишите химическую и энергетическую стороны фотосинтеза. Раскройте суть световой и темновой фазы фотосинтеза. 5. Охарактеризуйте строение аппарата фотосинтеза на разных уровнях. 6. Установите взаимосвязь между фотосинтезом и урожаем. Определите пути повышения продуктивности фотосинтеза. 7. Раскройте сущность и значение дыхания растений, установите взаимосвязь с внутренними и внешними факторами. 8. Опишите аэробную и анаэробную фазы дыхания. 9. Укажите способы снижения интенсивности дыхания зерна, корнеплодов, овощей при хранении. 10. Опишите свойства и физиологическую роль воды в растении, Раскройте сущность водного баланса и его нарушении. 11. Опишите движение воды из почвы в растение и атмосферу 12. Объясните понятие транспирации и её показателей. Укажите способы повышения транспирации. 13. Напишите физиологическую роль и усвояемые формы микро – и макроэлементов. 14. Раскройте физиологические основы применения удобрений. 15. Раскройте суть диагностики минерального голодания. 16. Опишите особенности минерального питания при орошении и выращивании растений без почвы. 17. Дайте понятие роста и развития растений. Раскройте особенности роста и влияния на него внешних и внутренних факторов. 18. Охарактеризуйте физиологически активные вещества, и укажите их роль в жизни растений. 19. Сформируйте понятие о филогенезе, онтогенезе, органогенезе растений. Установите их взаимосвязь. Опишите этапы органогенеза. 20. Установите сущность процессов яровизации и фотопериодизма. Пере -числите приемы регулирования ростом и развитием растений в производственных условиях. 21. Опишите виды покоя и установите приемы регулирования покоя в сельскохозяйственной практике. 22. Охарактеризуйте виды устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды. 23. Объясните понятия холодостойкости, морозоустойчивости и зимостойкости. Установите причины зимней гибели сельскохозяйственных растений и борьба с ними. Укажите меры борьбы с заморозками. 24. Дайте понятие засухоустойчивости растений. Обоснуйте мероприятия по борьбе с засухой. 25. Опишите процесс транспорта ассимилянтов в запасающие органы растений и их биологическую роль. 26. Объясните, какое влияние оказывают почвенноклиматические условия, орошение и удобрения на качество урожая. 27. Раскройте сущность науки микробиология. Установите распространение и значение микроорганизмов для сельскохозяйственного производства. 28. Опишите формы, размеры и структуру микроорганизмов. Заполните таблицу1(см. Приложение 2) 29. Изложите принципы систематики микроорганизмов. Опишите процесс спорообразования. 30. Опишите общую физиологию микроорганизмов (химический состав, питание, дыхание, рост, размножение). 31. Определите отношение микроорганизмов к различным факторам внешней среды. 32. Раскройте сущность анаэробного разложения (брожение) углеродсодержащих веществ. Укажите практическое использование брожения. 33. Раскройте сущность процесса аэробного разложения углеродсодержащих веществ, опишите химизм и его практическое значение. 34. Изложите сущность превращения микроорганизмами соединений азота (аммонификация, нитрификация). 35. Опишите процесс денитрификации, укажите микроорганизмы вызывающие этот процесс. 36. Опишите сущность фиксации молекулярного азота свободноживущими микроорганизмами. Укажите значение этого процесса. 37. Опишите процесс симбиотической фиксации молекулярного азота. 38. Установите роль микроорганизмов в формировании почвы и ее плодородия. 39. Объясните изменение состава микрофлоры почвы при внесении навоза. Изложите влияние агротехники, гербицидов, удобрение, пестицидов на почвенную микрофлору. 40. Опишите почвоудобрительные бактериальные препараты. 41. Охарактеризуйте взаимоотношения между микроорганизмами и высшими растениями. 42. Определите состав микрофлоры, её специфичность и влияние на рост, и развитие растений. 43. Опишите микробиологические процессы, протекают в растительной массе при сушке и силосовании кормов. 44. Охарактеризуйте микробиологический состав воды и воздуха, необходимость санитарной оценки и биологической очистки 45. Опишите процесс синтеза микроорганизмами аминокислот, витаминов, ростовых веществ, его практическое использование. 46. Раскройте сущность синтеза белка и биологически активных веществ, укажите его практическое использование. 47. Дайте понятие об антибиотиках и их п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|