Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лицензионный договор (исключительная лицензия) (примерная форма)




Вопросы к экзамену по дисциплине «Авторское право»

Неделя

1.Понятие авторских и смежных прав Понятие и содержание авторского права и смежных прав Авторское право – это система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, именуемых объектами авторского права. Целью авторского права является – охрана интересов творца произведения, а также интересов общества. В структуре общественных отношений авторское право занимает, казалось бы, небольшое место. Однако авторские права по значимости признаются одними из основных прав человека, признанных Всеобщей Декларацией прав человека. Современное российское законодательство об авторском праве регулирует отношения по возникновению, осуществлению, а так же защите авторских прав. Авторским правом охраняются продукты интеллектуальной, творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства самого произведения. В отличие от законодательства, обеспечивающего охрану интеллектуального труда в сфере промышленной собственности, авторское право предоставляет охрану результатов творческой деятельности в определенной сфере: науке, литературе, искусстве. Институт авторского права не предусматривает правил о приоритетах, назначениях и достоинствах произведения и не связывает возникновение авторских прав с регистрацией произведения.   2.Источники авторского права Источники авторского права Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат законы и иные правовые акты РФ, международные договоры РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК источниками авторского права являются отдельные нормы ГК и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК и другим федеральным законам. В настоящее время помимо ГК авторско-правовые отношения регулируются вступившим в силу с 3 августа 1993 г. Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" <1>; Законами РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <2> и "О правовой охране топологий интегральных микросхем" <3>, рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. -------------------------------- Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), измененная 28 сентября 1979 г. и вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции от 24 июля 1971 г. - с 9 марта 1995 г. <1>. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. <2> и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК). Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).   3.Принципы авторского права Основной задачей авторского праваявляется, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом 4.Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора и непередаваемости их иным способом принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора– означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора); 5.Принцип свободы авторского договора Принцип свободы заключения авторского договора Принцип свободы заключения авторского договора, в соответствии с которым авторы произведений своей волей и в своих интересах заключают договоры на передачу или использование другими лицами созданного ими произведения. Законодательством определены только существенные условия того или иного договора, а стороны в договорных отношениях самостоятельно определяют в отношении договора содержание и дополнительные условия принцип свободы авторского договора– данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор. 6.Возникновение авторского права, презумпция авторства   7.Сущность и содержание знака охраны авторского права Статья 1271. Знак охраны авторского права Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html#p499 © КонсультантПлюс, 1992-2012 8.Объекты авторского права, понятие произведения, сущность творческой деятельности 9.Виды произведений, охраняемых авторским правом
  • литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.   10.Произведения, не охраняемые авторским правом 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). 7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи. 11.Самостоятельные и несамостоятельные произведения ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - самостоятельные и несамостоятельные. В самостоятельных произведениях форма оригинальна, содержание (полностью или частично) может быть заимствованным. Несамостоятельные произведения бывают двух видов: производные (переводы, обработки) и сборники (составные произведения). 12.Субъекты авторского права Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано»[1] произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства). Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями [2]. Такими правообладателями могут быть:
  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения[ источник не указан 750 дней ];
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя[ источник не указан 750 дней ];
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа[ источник не указан 750 дней ];
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму) [ источник не указан 750 дней ].
Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение. Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права[3], который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.
  13.Составители и переводчики как субъекты авторского права   14.Понятие и признаки соавторства, раздельное и нераздельное соавторство Статья 1258. Соавторство 1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. 2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. 3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса. 4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.   Соавторство условно подразделяется на два вида, которые отличаются различным режимом использования произведений: - раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами; - нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (произведения братьев Вайнеров). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов. Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое. 15.Понятие служебного произведения Наряду с плановыми работами служебными обычно признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий и радиовещательных организаций и т.д. Если же произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является. 16.Особенности использования служебных произведений Согласно ст. 1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором. Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом. В случае, когда в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя. При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.   17.Личные неимущественные права автора   18.Сущность права на обнародование произведения и на его отзыв Статья 1268 Право на обнародование произведения 1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. 2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. 3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Статья 1269 Право на отзыв Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правила настоящей статьи не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (статья 1240).   19.Имущественные права авторов   20.Право автора на вознаграждение, минимальные ставки авторского вознаграждения   21.Содержание права на перевод и права на переработку произведения Формами использования произведений являются их перевод на другой язык или переработка в другой вид и жанр. Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование перевода. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически. Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления. Подбор переводчика, с которым будущий пользователь произведения заключает отдельный договор, как правило, организация оставляет за собой, хотя договор может предусматривать необходимость согласования кандидатуры переводчика с автором произведения. Если, по мнению автора, перевод выполнен некачественно или допущены какие-либо иные отступления от условий договора, например нарушена целостность произведения, автор может запретить использование такого перевода. Как правило, дача автором согласия на перевод не имеет характера исключительной лицензии. Обычно автор оставляет за собой право разрешать перевод своего произведения на тот же язык другим лицам. Однако не будет нарушением закона и взятое автором обязательство воздерживаться на какой-либо срок от уступки права на перевод другим лицам. Разрешая перевод произведения, автор может оговорить свое право на внесение в произведение исправлений и дополнений, исключение из произведения отдельных частей и т. д. Право на перевод по действующему российскому законодательству признается за автором и его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. В законодательстве не содержится также каких-либо иных ограничений права на перевод, кроме тех, которые связаны с общими случаями свободного использования произведений. Иными словами, российское законодательство не предусматривает механизма выдачи принудительных лицензий на перевод, который допускается вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве. К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования. Право на переработку произведения охватывает собой все виды произведений и все виды переработок. Это следует подчеркнуть особо, так как до последнего времени данное право касалось лишь переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий, и наоборот. В остальных случаях чужие изданные произведения могли без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора использоваться для создания нового, творчески самостоятельного произведения (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося не санкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав. АОЗТ "Никита Продакс Лтд" поставило в розничную торговлю партию водки "NIKITA" с этикеткой, в центре экспозиции которой помещены две конные фигуры гусар. Указанные фигуры взяты с открыток "Русская армия 1812 г." (выпуск 2), выпущенных в свет в 1988 г. издательством "Изобразительное искусство". При этом на этикетке два отдельных рисунка художника П. объединены в общую композицию. Поскольку автор рисунков согласия на их использование и переработку не давал, РАО в его интересах обратилось с иском в суд. В пользу автора взыскана компенсация в размере 500 минимальных размеров оплаты труда1. Применительно к программам для ЭВМ и базам данных переработка именуется модификацией и означает любые их изменения, кроме тех, которые осуществляются исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных его программ. После смерти автора в течение срока действия авторского права право давать согласие на переработку осуществляется его наследниками. Никаких иных временных или других ограничений данного права законодательство не предусматривает.   22.Сущность права доступа и права следования, принадлежащих авторам произведений изобразительного искусства 23.Охрана авторским правом программ для ЭВМ как литературных произведений, охрана баз данных как сборников 3 неделя 24.Случаи свободного использования произведений без получения согласия автора и без выплаты автору вознаграждения Основания свободного использования произведений   Свободное воспроизведение произведения в личных целях   Для решения вопроса о возможности свободного использования произведения в Кодексе установлены существенные условия, которые должны быть выполнены: произведение должно быть обнародованным; использование произведения должно осуществляться в личных целях; использование произведения может осуществляться только гражданином[4].   Необходимо отметить, что в отличие от ЗоАП в Гражданском кодексе прямо предусмотрено, что использовать в личных целях может только гражданин (физическое лицо). Следовательно, юридические лица такое использование осуществлять не могут.   Воспроизведение, согласно ст. 1270 ГК РФ, предполагает изготовление одного или более экземпляра произведения, следовательно, без специально установленных законом ограничений возможного количества экземпляров, воспроизводимых в личных целях, гражданин вправе изготовить как один экземпляр произведения, так и более.   Свободное воспроизведение в личных целях содержит ряд прямых запретов в законе, а именно: воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или их существенных частей; воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ; репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ГК РФ) книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. [править] Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях   Авторским правом (ст. 1274 ГК) установлены случаи, когда допускается свободное использование произведений, т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора.   К таким случаям относятся использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.   Объем использования определяется целью такого использования.   К формам использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях относятся: цитирование в оригинале и переводе в научных, полемических, критических или информационных целях, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; использование произведения и отрывков из него в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в прессе, сообщение в эфире или по кабелю статей по экономическим, политическим, социальным и религиозным темам; воспроизведение в прессе, сообщение в эфире или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов или иных аналогичных произведений (за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках); воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфире или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий; воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых. Исключение составляют случаи, когда такие произведения специально созданы подобными способами.   Библиотекам дано право предоставлять во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений. Для предоставления во временное пользование согласия автора или иного правообладателя, а также выплаты вознаграждения не требуется.   Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. [править] Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения   Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью[5].   Под правоприменением необходимо понимать не только судопроизводство, но и административное судопроизводство, дознание и предварительное следствие. Для целей правоприменения произведение может быть воспроизведено, показано, исполнено, переведено на другой язык и т.д. Из общего смысла этой нормы следует, что она может относиться как к обнародованным, так и к необнародованным произведениям 25.Случаи использования произведений без получения согласия автора, но с выплатой автору вознаграждения 26.Сроки действия авторских прав Срок действия авторских прав является важным элементом авторского законодательства. Для защиты интересов авторов, с одной стороны, и учета интересов общества в целом — с другой, государство обеспечивает охрану одних прав вечно, других — на определенный срок.   По общему правилу, установленному ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.   Из данного правила имеются следующие исключения.   Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведения будет исчисляться по общим правилам. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.     Авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. Срок охраны авторских прав на произведение, автор которого работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, увеличивается на четыре года.   Изложенное относится к имущественным авторским правам. Ряд личных неимущественных прав автора, а именно: право авторства, право на имя автора и право на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Некоторыми авторами отмечается, что в данном случае точнее говорить не о бессрочной охране указанных прав, так как указанные права в силу своей неразрывной связи с личностью автора не могут существовать после его смерти. Данные юридические феномены признаются и охраняются после смерти автора уже не как субъективные права, а как общественные интересы, нуждающиеся в признании и защите.   По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, как было указано выше, должно соблюдаться право авторства, право на имя автора и право на неприкосновенность произведения. 27.Понятие лицензионного договора Понятие лицензионного договора Передача исключительного права осуществляется, как правило, по лицензионному договору. Такой подход использования и в Гражданском кодексе Российской Федерации, что соответствует подходу большинства стран мира к передаче исключительного права. Лицензионный договор - это заключение в письменном виде соглашение между правообладателем и правопреемником об условиях передачи исключительного права на объект интеллектуальной собственности на возмездной основе. Лицензионным договор иногда называют лицензионным соглашением или лицензией. Стороны лицензионного договора имеют особые наименования. Сторонами лицензионного договора являются лицензиар и лицензиат. Лицензиар - это правообладатель, передавший исключительное право на объект интеллектуальной собственности иному лицу на основе лицензионного договора. Лицензиат - это лицо, приобретшее у правообладателя исключительное право на объект интеллектуальной собственности на основе лицензионного договора(лицензий). При передаче исключительного права интеллектуальной собственности обычно используют следующие лицензии: исключительная лицензия; единственная лицензия; неисключительная лицензия; сублицензии; открытая лицензия; публичная оферта; принудительная лицензия. Исключительная лицензия – это передача исключительного права или его части по лицензионному договору только одному лицу без сохранения переданного права за первичным правообладателем. Исключительная лицензия называется полной лицензией, если передается все исключительное право иному лицу. Единственная лицензия – это передача исключительного права или его части только одному лицу с сохранением переданного права за первичным правообладателем. Это частный случай исключительной лицензии, при котором сохраняется переданное исключительное право за первичным правообладателем. Неисключительная лицензия – это передача исключительного права или его части нескольким лицам с сохранением переданного права за первичным правообладателем. Сублицензии – лицензии, выдаваемые лицензиатом иным лицам, если это разрешено условиями лицензионного соглашения с лицензиаром. Вид сублицензии зависит от условий основного лицензионного соглашения. Например, если правопреемник получил исключительную сублицензию. Существует несколько видов неисключительных лицензий, одним из которых является открытая лицензия. Открыта лицензия – это неисключительная лицензия, предоставляемая патентообладателем иным лицам на условиях, опубликованных в официальном бюллетене патентного ведомства. Предложение об открытой лицензии, публикуемой в бюллетене патентного ведомства, обычно рассматривается как публичная оферта, т. е. как коммерческое предложение патентообладателя. Публичная оферта – это письменное предложение патентообладателя (оферента), адресованное неопределенному кругу лиц(акцептантам), которое достаточно определенно выражает намерение патентообладателя заключить договор с любым лицом, которое примет предложение на изложенных условиях. В случае принятия оферты любое лицо вправе требовать от патентообладателя заключения с ним лицензионного договора на условиях, предложенных патентообладателем. Принудительная лицензия – это лицензия, которую предоставляет патентообладатель иным лицам по решению суда при неиспользовании своего патента. В настоящее время признается только одна причина принудительного представления лицензии третьим л
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...