Методмонологического изложения.
Технология проблемного обучения. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Педагогическая технология (от др.-греч — искусство, мастерство, умение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого- педагогических установок, приводящий всегда к результату. Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова). Актуальность. У выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества, как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) для этого и применимы педагогические технологии.
Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию: -игровые технологии; -технология ТРИЗ; - технология активной социализации дошкольников; технология дифференцированного обучения и воспитания; -здоровьесберегающие технологии, - технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, - технология исследовательской деятельности, - технология проектной деятельности, - технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога», - информационно-коммуникативные технологии; - технология проблемного обучения. Презентация. 1 слайд. В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, используется технология проблемного обучения. Слайд. История. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. Слайд. Авторы. В разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали: Джон. Дьюи, Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, В. Оконь, М. Н. Скаткин. Слайд. Технология проблемного обучения является специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач, т.е знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание и материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Слайд Функции. - усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; - воспитание навыков творческого усвоения знаний; - воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности. Слайд. В основу разработки данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста были положены следующие концептуальные идеи.
Слайд 7. Основные методы.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:
Методмонологического изложения. При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция. Методы рассуждающего изложения. Первый вариант - создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант - излагать тему педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция. Метод диалогического изложения. Представляет диалог педагога с коллективом обучающихся. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Форма - поисковая беседа, рассказ. Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий. Метод исследовательских заданий. Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование. Метод программированных заданий. Это метод, при котором обучающиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия. Слайд 8
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает в том случае, если: ● для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием; ● обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями); ● необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях; ● имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа; ● имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|