Условия реализации программы дисциплины
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования для специальности:
190631Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
270813 Водоснабжение и водоотведение.
270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий.
190629 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и
электрооборудования.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский строительный колледж».
Разработчик: преподаватель-организатор ОБЖ Бекетов В.Н.
Рекомендована предметно-цикловой комиссией по физическому воспитанию.
Протокол №____________ от «____»__________2012г.
Председатель В.В.Михайлов
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛЫНЫ.
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО «Рязанский строительный колледж»:
190631Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
270813 Водоснабжение и водоотведение.
270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий.
190629 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и
электрооборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина входит в число общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающий должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающий должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузкой обучающегося 102 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
Самостоятельная работа обучающегося 34 часов
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
|
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
|
в том числе:
|
|
прогнозирование событий
|
|
составление таблиц и алгоритм действий
|
|
тест
|
|
контрольная работа
|
|
дифференцированный зачёт
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
в том числе:
|
|
подготовка сообщений
|
|
написание рефератов
|
|
составление алгоритма действий
|
|
подготовка к дифференцированному зачёту
|
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЖ.
Наиме-нование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
| Объем часов лекций/ практ./ сампо.
| Уровень усвоения
|
Раздел 1.
| Человек и техносфера.
| 16/16/16
|
|
Тема 1.1. Теорети-ческие основы учения о безопас-ности жизнедея-тельности.
| Содержание учебного материала
|
| 1/3
|
1.
2.
| Предмет и задачи изучения дисциплины. Основы взаимодействия человека со средой обитания.
Опасности, их классификация. Принципы защиты от опасностей.
|
|
|
Практическая работа
|
|
|
1.
| Составление таблицы классификации опасностей природного, техногенного, военного, социального и экологического характера.
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
1.
| Написание рефератов по темам:
- «Опасности современного человечества»,
- «Опасности природного и техногенного характера, присущие нашему региону».
|
|
2.
| Подготовка сообщений на темы:
- «Социальные опасности, их связь с опасностями криминального и военного характера»,
- «Экологические опасности, примеры экологических катастроф».
|
Тема 1.2.
Современ-ное состояние системы «человек – техносфе-ра».
| Содержание учебного материала
|
| 1/2/3
|
1.
2.
| Виды и формы деятельности человека. Классификация условий трудовой деятельности.
Работоспособность и пути повышения эффективности труда.
|
|
|
3.
4.
| Негативные факторы производственной среды.
Роль стихийных явлений в возникновении негативных факторов в техносфере.
|
|
|
Практическая работа.
|
|
|
1.
| Тест: «Здоровый образ жизни и его составляющие».
|
|
2.
| Составление прогноза развития событий от возникновения опасностей различного характера.
|
|
Самостоятельная работа.
|
|
|
1.
| Написание рефератов по темам:
- «Методы и способы обеспечения высокой работоспособности коллектива»,
- «Человеческий фактор и аварии: связь, профилактика возникновения»,
- «Законодательство РФ об особенностях трудовой деятельности женщин и подростков».
|
|
2.
| Подготовка сообщений на темы:
- «Главные отличия и взаимосвязи умственного и физического труда»,
- «Особо опасные работы на промышленных предприятиях»,
- «Характеристики физической тяжести и напряжённости труда».
|
|
Тема 1.3.
Воздейст-вие негатив-ных факторов на человека и защита от них.
| Содержание учебного материала
|
| 1/2/3
|
1.
2.
| Воздействие негативных факторов на организм человека в производственной сфере и быту, их нормирование.
Опасные (травмирующие) и вредные факторы производства.
|
|
|
3.
| Организация защиты работников от механического травмирования на производстве.
|
|
|
4.
| Защита человека от поражения электрическим током, от статического электричества и от энергетических воздействий.
|
|
|
5.
| Защитные мероприятия на производстве от вибрации и шума.
|
|
|
6.
| Защита человека от электромагнитных полей и ионизирующих излучений.
|
|
|
| Практическая работа.
|
|
|
| 1.
| Тест: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».
|
|
|
| 2.
| Производственные травмы, травматический шок и их профилактика.
|
|
|
| 3.
| Первая помощь при поражении электрическим током.
|
|
|
| 4.
| Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
|
|
|
| 5.
| Разработка ситуационных задач и составление алгоритма действий при оказании первой помощи при ранениях и травмах.
|
|
|
| Самостоятельная работа.
|
|
|
| 1.
| Написание рефератов по темам:
- «Роль защитно-приспособительных систем организма человека в обеспечении его безопасности»,
- «Действие вибрации и акустических колебаний на организм человека и защита от них»,
- «Меры профилактики производственного травматизма»,
- «Вредность электромагнитных полей и излучений на организм человека, защита от них»,
- «Действие электрического тока на организм человека, правила оказания первой помощи пострадавшим»,
- «Ожоги и отравления: правила оказания первой помощи пострадавшим».
|
|
|
| 2.
| Подготовка сообщений на темы:
- «Ультразвук и инфразвук, их действие на организм человека»,
- «Пути обезвреживания ядов в организме человека»,
- «Допустимое воздействие негативных факторов на человека»,
- «Первая помощь утопающему, при обморожении и тепловом ударе»,
- «Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровоте-чениях»,
- «Отличия термического действия тока на организм человека от электролитического и биологического»,
- «Что обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности?»,
- «Эргономика рабочего места».
|
|
|
Раздел 2.
| Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
| 14/14/14
| |
Тема 2.1.
ЧС мирного времени природно-го и тех-ногенного характера.
| Содержание учебного материала
|
| 1/2/3
|
1.
| Классификация чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
2.
| Техногенные аварии, опасные объекты, классификация. Стихийные явления и бедствия, их характеристики.
|
|
|
3.
| Пожарная защита производственных объектов и другие технические средства предотвращения техногенных аварий.
|
|
|
Практическая работа.
|
|
|
1.
| Использование ручных средств пожаротушения.
|
|
2.
| Тест: «Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного и техногенного характера».
|
|
3.
| Разработка алгоритма действий при стихийных бедствиях и крупных авариях.
|
|
Самостоятельная работа
|
|
1.
| Написание рефератов по темам:
- «Противопожарная профилактика на промышленных объектах»,
- «Правила поведения и действия населения при техногенных ЧС»,
- «Правила поведения и действия населения при природных ЧС».
|
|
2.
| Подготовка сообщений на темы:
- «Основные средства и способы пожаротушения»,
- «Действия населения в условиях заражения сильнодействующими ядовитыми веществами».
|
|
3.
| Разработка алгоритма действий при наводнении и сильном ветре, крупных авариях на хладокомбинате и нефтезаводе.
|
|
4.
| Изучение Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
|
|
Тема 2.2.
Устойчи-вость производ-ства и организа-ция защиты в ЧС мирного и военного времени.
| Содержание учебного материала.
|
| 1/2
|
1.
2.
| Чрезвычайные ситуации военного времени.
Современные средства уничтожения и их поражающие факторы.
|
|
|
3.
| Устойчивость производства в ЧС.
|
|
|
4.
| Назначение и задачи гражданской обороны на объектах экономики.
|
|
|
5.
6.
| Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Мероприятия по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
Практическая работа.
|
|
|
1.
| Использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожных покровов, медицинских средств защиты в условиях ЧС.
|
|
2.
| Тест: «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны».
|
|
3.
| Защита от АХОВ.
|
|
4.
| Контрольная работа: «Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации».
|
|
Самостоятельная работа.
|
|
|
1.
| Написание рефератов по темам:
- «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций»,
- «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций»,
- «Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»,
- «Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения».
|
|
2.
| Подготовка сообщений на темы:
- «Новые разрабатываемые средства массового поражения»,
- «Защитные сооружения гражданской обороны»,
- «Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях, её предназначение».
|
3.
| Изучение закона РФ «О гражданской обороне».
|
|
|
Раздел 3.
| Управление безопасностью жизнедеятельности.
| 4/2/2
|
|
Тема 3.1.
Правовые, норматив-но и организа-ционные основы обеспече-ния БЖ.
| Содержание учебного материала.
|
| 1/2
|
1.
2.
| Организация охраны труда на производстве. Охрана окружающей среды.
Правовая основа защиты в ЧС и ответственность должностных лиц по соблюдению законодательства по БЖ.
|
|
|
3.
4.
| Особенности обеспечения безопасности труда в отраслях экономики.
Негативное воздействие отраслей экономики на окружающую среду.
|
|
|
Практическая работа.
|
|
|
1.
| Использование промышленных средств индивидуальной защиты и защитных устройств для сохранения здоровья и жизни.
|
|
Самостоятельная работа.
|
|
|
1.
| Изучение Законов РФ «Об основах охраны труда в РФ», «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», Трудового кодекса РФ.
|
|
Самостоятельная работа – подготовка к дифференцированному зачёту.
|
|
|
Практическая работа: - Дифференцированный зачёт.
|
|
Всего:
|
34-лекц.
34-прак.
34-самп.
|
|
Примечание.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: