Предложение товара на рынке. Неценовые факторы предложения
Предложение - это совокупность товаров или услуг, которые предъявляются к продаже по определенным ценам. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения:
Q = S(P)
где P - продажная цена товара; Q - количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене. Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной. Очевидно, что производить слишком мало товаров, невыгодно, т.к. любой поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда административного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости зданий и оборудования, которые имеют физически ограниченный срок службы, независимо от степени их эксплуатации). Ясно, что на чем большее количество поставленных изделий распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма постоянной себестоимости будет у каждого из изделий; если бы все расходы поставщика были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы изделия монотонно убывала бы. Существование же некоторого ограничения сверху на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста переменных расходов, необходимых для выпуска каждого дополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критического значения, количество дополнительно произведенных изделий в расчете на единицу вложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться - так называемый закон убывающей производительности. Это связано прежде всего с существованием технических и технологических ограничений на наращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования. Оно будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всем известным производственным процессам.
Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену. В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, большую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.
Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения. Шкала предложения на исследуемый товар
Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом:
Закон предложения: чем выше цена, тем больше предложение, чем ниже цена, тем меньше предложение. Кроме цены для каждого поставщика существуют иные факторы, существенные для принятия решения об определенном объеме продаж, которые выше предполагались неизменными, но в реальности постоянно изменяются. Аналогично тому, как изменения неценовых факторов спроса сдвигают кривую спроса, изменения неценовых факторов предложения будут вызывать сдвиги кривой предложения. При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара (сдвиг кривой предложения исследуемого товара влево) - или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого (сдвиг кривой предложения исследуемого товара вправо). Неценовые факторы, влияющие на предложение: . Количество конкурентов. . Цены на ресурсы. . Современные технологии. . Налоги, льготы, субсидии и т.д. . Изменение финансовых отношений с государством. . Ожидание изменений в будущем. Каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше или меньше продавцов - тем больше или меньше общее предложение для каждой цены. При общем снижении (повышении) себестоимости производства в результате внешнего понижения (повышения) цен на используемые в производстве ресурсы, или при улучшении (ухудшении) технологии производства, или при снижении (повышении) уровня налогов, уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет (смещение кривой предложения вправо) или снизится (смещение кривой предложения влево).
Поставщик может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы). спрос предложение ценообразование конкуренция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|