Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исчисление нормируемой величины расходов на рекламу

 

Одной из главных задач аудиторской проверки расходов на рекламу является проверка правильности исчисления нормируемой величины расходов на рекламу, принимаемых дл целей налогообложения прибыли. Это затрудняется тем, что бухгалтерское законодательство не содержит определения рекламы и рекламных услуг. В бухгалтерском учете расходы на рекламу учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) в полной сумме произведенных расходов, да и налоговое законодательство также не имеет своего определения рекламы, однако перечисляет ее некоторые виды, принимаемые для целей налогообложения.

В целях налогообложения прибыли до 2002 года рекламные расходы нормировались. Величина норматива устанавливалась Приказом Минфина России и зависела от объема выручки от продажи продукции, включая налог на добавленную стоимость.

 

В 2002 году все рекламные расходы следует разделить на два вида:

- расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объеме;

- расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки.

 

К ненормируемым расходам организации на рекламу относятся (ст. 264 п.4 НК РФ с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (например, в сети Интернет);

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

 

Перечень ненормируемых расходов является закрытым. Все иные, не входящие в данный перечень рекламные расходы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения нормируются. Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1 процента от выручки. При этом в сумму выручки не включаются НДС и налог с продаж. Нормативные расходы на рекламу, как и сама прибыль, рассчитываются нарастающим итогом с начала года.

 

Исходя из приведенного перечня, к нормируемым (прочим иным) рекламным расходам можно отнести затраты на разработку, издание и распространение (в частности, при реализации своей продукции) плакатов, афиш, рекламных писем, открыток, эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов при непосредственном вручении клиенту или отправке по почте.

 

Можно предположить, что и другие виды рекламных услуг, соответствующих определению рекламы в Федеральном законе о рекламе, будут отнесены в целях налогообложения к прочим видам рекламы.

 

Например, если по договору с организацией физическое лицо представляет по телефону бесплатно физическим лицами или оптовым фирмам информацию о предприятии и его продукции, это следует рассматривать как распространение рекламы.

 

В то же время визитные карточки, выдаваемые покупателям дисконтные карты, объявление в газете о найме сотрудников, вывески не будут являться рекламой, потому что они не содержат информацию о товарах и услугах, предлагаемых фирмой, и предназначены для ограниченного круга лиц, в то время как реклама публична

Пример:

Торговая организация получила выручку от продажи продукции по итогам 1 квартала 2001 года - 120 000 руб. (в т.ч. НДС - 20 000 руб.).

Расходы на рекламную компанию продаваемой продукции составили 24 000 руб. (в т.ч. НДС - 4000 руб.)

По итогам 1-го полугодия 2001 года выручка от продажи продукции - 600 000 руб. (в т.ч. НДС - 100 000 руб).

Расходы на рекламную компанию продаваемой продукции в 1 полугодии составили 48 000 руб. (в т.ч. НДС - 8000 руб.)

Организация утвердила в учетной политике дату реализации для целей налогообложения “по отгрузке”.

В I квартале 2001 года, при объеме выручки от продажи продукции, включая НДС, до 30 млн. руб. предельный размер расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения, составлял 5 процентов от объема выручки, а с 1 апреля – 7,5 процента от объема выручки.

В нашем примере нормативная величина расходов на рекламу в 1 квартале составит: 120 000 руб. х 5% = 6000 руб.

Сумма НДС, которая содержится в нормативной величине расходов на рекламу: 6000 руб. х 16,67% = 1000 руб.

Величина расходов на рекламу, принимаемая для целей налогообложения прибыли составит: 6000 - 1000 = 5000 руб.

Сверхнормативная величина расходов на рекламу без НДС: 24 000 - 4000 - 5000 = 15 000 руб.

Сумма НДС, приходящая на сверхнормативную величину расходов на рекламу: 4000 - 1000 = 3000 руб.

Списание принятых к вычету сумм НДС в части расходов на рекламу в пределах утвержденных норм отражается в учете: Дебет 68 Кредит 19.

Списание суммы НДС в составе сверхнормативных расходов на рекламу отражается по дебету счета 91-2 “Прочие расходы”

Эта сумма НДС не учитывается для целей налогообложения прибыли.

По строке 4.1.“з” Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли”, (Приложение № 4 к Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, далее Справка) за 1 квартал 2001 года указываются сверхнормативные расходы на рекламу в размере 15 000 руб., а по строке 4.23. - сумма НДС по сверхнормативным расходам на рекламу в размере 3000 руб.

Предельный размер расходов на рекламу, принимаемый для целей налогообложения, за 1-е полугодие 2001 года определяется следующим образом:

- к выручке, отраженной в бухучете в I квартале 2001 года, применяются нормативы, действовавшие до 1 апреля;

- из выручки за 1-е полугодие 2001 года, исчисленной нарастающим итогом с начала года, вычитается выручка I квартала. К полученной сумме выручки применяются нормативы, утвержденные с 1 апреля.

Полученные две предельные величины расходов на рекламу (за 1 и 2 квартал) складываются. Это и будет предельный размер расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения, за 1-е полугодие 2001 года.

В нашем примере предельный размер расходов на рекламу, которые могут быть приняты для целей налогообложения во II квартале 2001 года, равен 36 000 руб. ((600 000 руб. – 120 000 руб.) х 7,5%).

Сумма НДС, которая содержится в нормативной величине расходов на рекламу составит: 36 000 руб. х 16,67% = 6000 руб. Сумма расходов на рекламу без НДС – 30 000 руб.

Предельный размер расходов на рекламу (без НДС), которые могут быть приняты для целей налогообложения в 1-м полугодии 2001 года, составляет 35 000 руб. (5 000 + 30 000).

Сумма фактических расходов на рекламу, произведенных организацией в 1-м полугодии 2001 года, составляет без НДС 40 000 руб. (48 000 – 8000), то есть на 5000 руб. (40 000 - 35 000) превышает исчисленный предельный размер.

Поэтому в себестоимость для целей налогообложения включается только сумма расходов на рекламу в размере 35 000 руб.

Сверхнормативная величина расходов на рекламу без НДС - 5000 руб. (40 000- 35 000).

Сумма НДС, приходящая на сверхнормативную величину расходов на рекламу: 8000 - 7000 = 1000 руб.

Сумма превышения фактических расходов на рекламу над установленным нормативом в размере 5000 руб., увеличивающая налогооблагаемую прибыль организации, отражается по строке 4.1 “з” Справки за полугодие 2001 года, а по строке 4.23. - сумма НДС по сверхнормативным расходам на рекламу в размере 1000 руб.

Нормы расходов на рекламу, учитываемых при налогообложении прибыли, с 1 апреля 2001 года увеличены.

Поэтому для правильного расчета предельных величин расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли, надо применять различные нормативы к выручке I квартала 2001 года и к выручке, отраженной в бухучете с 1 апреля.

Несмотря на то, что с 01.01.2002 норматив изменился, принцип учета остался прежним. И данный пример интересен в случае, если вновь изменится норматив на рекламные расходы.

Сравнительная таблица, показывающая изменения в нормативах для исчисления предельных размеров расходов на рекламу указана в приложении № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...