Анализ рентабельности предприятия
Балансовая прибыль характеризует экономический эффект от производственно-хозяйственной деятельности, но не показывает какой ценой это это достигнуто. Экономическую эффективность использования ресурсов характеризует рентабельность производства. Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции, Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:
Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения, как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам. Для характеристики рентабельности реализованной продукции (R РП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):
(3)
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (R РП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):
(4)
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам. Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом: (5)
Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:
(6)
Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:
(7)
Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:
(8)
Таблица 7. Динамика рентабельности
Рентабельность продукции предприятия за 2006–2008 года приведена на диаграмме (рис. 7).
Рис. 7. Диаграмма рентабельности продукции предприятия
Высокий уровень рентабельности продаж по чистой прибыли в 2007, 2008 годах по сравнению с 2006 годом объясняется тем, что выросли доходы от внереализационных операций в 2007–2008 гг. соответственно в 61,6 раза и в 1,5 раза. Кроме того прибыль от прочей реализации возросла в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в 35 раз, а в 2008 г. в 3,4 раза по сравнению с предыдущим годом. В результате значительно увеличился размер чистой прибыли в основном за счет роста балансовой прибыли, которая была увеличена за счет доходов от внереализационных операций. Уровень рентабельности реализованной продукции в 2007 г. сократился по сравнению с 2006 г. на 25%, т. к. сократилась прибыль от реализации продукции, что связано с увеличением затрат на производство и реализацию, однако в 2008 г. он вырос на 12,5%, в результате проведенных мероприятий по снижению себестоимости, что повлекло за собой снижение затрат и увеличение прибыли от реализации. Соответственно аналогичная ситуация будет наблюдаться и с уровнем рентабельности продаж на основе прибыли от реализации, в 2007 г. он несколько сократился (на 23,5%), но в 2008 г. вырос на 13,25% и составил 7,52%. Уровень и динамика рентабельности, величина прибыли определяются разнообразными факторами, которые можно подразделить на две основные группы: по основным слагаемым (источникам) повышения рентабельности и по основным направлениям их развития и совершенствования технического и организационного уровня производства.
Литература 1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007. – 398 с.
2. Бизнес-план УП «МПОВТ» на 2009–20010 года 3. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Высшая школа. – 2009 г. – 230 с. 4. Закон РБ «О государственной экологической экспертизе» // Ведомости верховного совета РБ 2007 №24 – 294 с. 5. Ермалович Л.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 342 с. 6. Й. Ворст, П. Ревентлоу, Экономика фирмы. – М. – Высшая школа. – 2009 г. – 268 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|