Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гленн Доман (Филатова, Мороз)




Никитиных (Михайлова)

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни. Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Воспитание «по Никитиным» связано с большой самоотдачей и сознательностью родителей, опирается на три основных принципах:

- создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр);

- свобода творчества детей в занятиях,

- родительское неравнодушие.

Принципы Никитиных перекликаются с педагогикой сотрудничества, отчасти связаны с идеями А. С. Макаренко, явились результатами осмысления практики жизни с детьми в собственной семье.

Особенность раннего развития по Никитиным — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов, чем раньше начнётся активное развитие, тем лучше.

Никитиными были разработаны методики воспитания и развивающие игры, которые популяризируются до сих пор разными авторами. Семья активно использовала спортивные тренажеры и весьма радикальную систему закаливания, позволяющую свести к минимуму различные простудные заболевания у детей, а если дети заболевали — обходиться без лекарств. Борисом и Леной были написаны множество книг.

Б. П. Никитиным был введён термин НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) — гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию (см. также: теория сензитивных периодов Монтессори, зона ближайшего развития Выготского). Эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определённое время и определённые условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Мерой НУВЭРС можно считать асинхронат — разрыв во времени между «моментом» созревания и началом развития. Согласно Никитину, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте.

После выхода первой книги «Правы ли мы?» (1963 год) «методы Никитиных» были подвергнуты критике как отклонение от педагогических и медицинских норм. Право Никитиных на свой подход в педагогике поддержал А. А. Ляпунов. Положительную оценку дали такие специалисты, как Н. А. Амосов, И. А. Аршавский. Регулярно проводимые медицинские исследования не обнаруживали отклонений от нормы в здоровье детей Никитиных.

В 2011 году появился сайт семьи Никитиных, убеждающий в том, что дети Никитиных позитивно оценивают опыт своих родителей и активно развивают сложившиеся традиции в собственных семьях.

Уделяя большое внимание интеллектуальному развитию, Б. П. Никитин отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или переводил из класса в класс с опережением. Все дети действительно почти не испытывали проблем с учебой как таковой, однако разница в возрасте (от 1 до 3 лет) создавала сильное психологическое напряжение и негативно сказывалась на общении с одноклассниками. Дополнительное давление создавала нараставшая слава семьи. Пятеро детей ушли в средние учебные заведения после 8 класса, двое — после 10 класса (пятеро закончили их с красными дипломами). В высших учебных заведениях дети учились уже со сверстниками. Из младших Никитиных никто своих детей не отправлял в школу раньше.

http://nikitiny.ru/knigi-i-statyi-nikitina


2. Марии Монтесорри (Орлова, Мухомедова)

В целом, в основе разрабатываемой М.Монтессори педагогической системы лежат следующие базисные идеи и установки:

- учет возрастной периодизации развития ребенка и актуализация раннего образования и воспитания ребенка;

- необходимость всестороннего изучения ребенка и учет сензитивных периодов его развития;

- предоставление ребенку свободы выбора вида деятельности и её продолжительности

- наличие подготовленной культурно-развивающей среды;

- особая роль педагога.

В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод» предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие - педагогическая система. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды».

целесообразность раннего обучения детей

В центре системы Монтессори стоит ребенок, который развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре.

взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд.

понимание того, что мир детей и мир взрослых - совершенно разные миры

«Непрерывность образования» с 3 до 12 лет

Взрослый не должен формировать характер ребенка,

помощь психическому развитию ребенка с самого рождения

ребенок обладает такими особенностями психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивностъ

взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого - создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Особенно важно помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца

любая ненужная помощь является препятствием при развитии естественных сил

 

- принижение значения детства как важнейшего периода для развития личности ребенка; детство не должно рассматриваться лишь как «переходная стадия к взрослости»;

- непонимание своеобразия и особенностей природы ребенка: считалось, что дети должны работать так же сознательно и целенаправленно, как взрослые; в определенные периоды времени они должны достигнуть определенных результатов в обучении;

- авторитарный характер воспитания и образования: взрослый единолично определяет, в чем нуждается ребенок, какие качества (моральные) нужно привить ребенку, какие - подавить (аморальные); порядок диктуется извне, дисциплина и послушание - результат давления взрослых.

гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться.

Особое значение имеет предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

«поляризацию внимания» М. Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, - начала процесса нормализации его поведения. Под «нормализацией» здесь имеется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное.

все негативные черты характера происходят из неправильного обращения с ребенком в первый период его жизни

дети учат других детей лучше, чем взрослые

Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе.

Интерес, индивидуальный подход,

 

Гленн Доман (Филатова, Мороз)

Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьётся его интеллект.

Мзг ребёнка с самого рождения запрограммирован на обучение, поэтому всякая дополнительная мотивация для обучения не нужна, стоит лишь грамотно организовать процесс – и любой ребёнок с удовольствием будет впитывать предложенную вами информацию.

Чем младше ребенок, тем больше информации способен впитать его мозг и тем лучше будет результат занятий. До пяти лет дети обрабатывают огромное количество информации.

Ребенку достаточно показать карточки с изображением понятий, которые необходимо изучить. А он уже, на основании увиденного, найдет правила, которым они подчиняются.

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов. За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...