Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма




 

Проблемы ценностной ориентации личности в отечественной психологии освещены в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзэ. Несмотря на разнообразие школ и направлений, в отечественной психологии ценностные ориентации определяются как важнейшие компоненты структуры личности. Ценностные ориентации определяют направленность личности на те или иные ценности, выполняя функции регулятора поведения, целеполагания, мотивации и обеспечения приемлемых способов реализации целей человека. Они представляют собой социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, что, в свою очередь, определяет двойственный характер ценностей: с одной стороны, они социальны, так как зависят от ценностей окружающего социума, с другой стороны - индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного индивида.

Проблема осмысления ценностей человеческого бытия выходит на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный,аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Так, философы европейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей и целей человека. В психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В развитии представлений о личности в различных теориях выявляется общая закономерность, которая заключается в постепенном принятии идеи о социальной обусловленности поведения человека и, соответственно, обращения к проблеме ценностных ориентаций.

Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и связанными между собой процессами. К таким процессам можно отнести адаптацию, социализацию и индивидуализацию, направленную на выработку собственной, автономной системы ценностей. Однако система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности.

Из большого количества определений и классификаций ценностей по различным основаниям можно выделить две основные группы ценностей: терминальные и инструментальные. Первые ценности (ценности-цели) носят устойчивый характер и выступают в качестве основных целей человека, отражая его жизненную позицию и стратегию. Вторые (ценности-средства) являются основными стандартами при выборе определенного способа поведения для достижения поставленных целей. Система ценностной ориентации личности включает в себя как терминальные, так и инструментальные ценности.

Система ценностной ориентации личности формируется и развивается в процессе идентификации, интериоризации и интернализации, которые являются важными условиями социализации личности. Становление ценностной системы индивида определяется действием целого комплекса различных психологических оснований и социальных факторов: уровнем развития смысловой и эмоционально-смысловой сферы, социально-психологическими характеристиками, особенностями социальной среды, видом деятельности, характером и формой психологического воздействия. Однако психологические основания являются определяющими, влияя на становление системы ценностных ориентаций индивида.

Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от деятельностно-смыслового единства, которое заключается в соответствии профессиональных и личностных ценностей, что является особенно важным в профессиональной деятельности социального работника, направленной на оказание помощи нуждающимся. Ярко выраженный гуманистический и этико-деонтологический характер деятельности социального работника предъявляет высокие требования к его личностным качествам и уровню сформированности профессиональных ценностей.

Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов (И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова, С.Л. Рубинштейн) позволил выделить такие профессионально-значимые качества социального работника, как гуманность, альтруизм, терпимость, чуткость, эмпатия, эмоциональная устойчивость, доминантность, социальная смелость. Поскольку профессиональная деятельность социального работника опосредована нравственными критериями, то эффективная реализация этих качеств, будет определяться уровнем сформированности его системы ценностей.

Л.Н. Антилогова считает, что формирование и развитие альтруистической направленности личности особенно необходимо всем тем, кто работает с людьми. При этом, говоря словами В.А. Сухомлинского, «следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям останется глухим и к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Данное суждение можно адресовать и социальному работнику, от чуткости, отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания и жертвенности которого в определенной степени зависит здоровье и самочувствие подопечных.

Термин «альтруизм» был впервые введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outré» - жить для других. Альтруизм – разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. В.В. Давыдовой предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма:

ü Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания.

ü Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств.

Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается). Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку независимо от лежащих в его основе мотивов и связи с целями и задачами общества. При исследовании альтруизма обращают внимание или на само поведение, направленное на оказание помощи другим, или на его мотивы. Акт оказания помощи рассматривается как альтруистический, когда он мотивирован не собственными интересами лица, оказывающего помощь, а ожиданиями ее положительных последствий для другого человека.

У Г.П. Медведевой альтруизм – это жизненный принцип, согласно которому благо другого более важно и значимо, чем собственное «я». Принцип и нравственная практика альтруизма никогда не были широко распространены в человеческом обществе, но все же существовали во все времена, возрождаясь вновь и вновь, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. У зарубежных психологов широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждаемости другому нуждающемуся», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние».

Близким нашему пониманию данного феномена является определение, авторы которого считают альтруистическим поведение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-либо вознаграждение».

Е.Е. Носиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявлять альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого но является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен.

Под альтруизмом в философской и этической литературе понимается принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В данном определении отчетливо выделяется две части. Первая выражает суть альтруизма (бескорыстная помощь другому), а вот вторая требует некоторого уточнения.

Было бы точнее акцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, а на моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующего субъекта. Во-первых, для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во имя другого человека. Альтруистическое поведение, как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам. Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемый извне и ярко выраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко, поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее ему никакого вознаграждения, реализуется достаточно часто.

Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые являются взаимодополняемыми. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественным моральных норм. Главным образом они определены для человека в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде ожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций и установок.

Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.

Каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем – через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности – значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл – это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его (субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.

Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражается ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчекнуто А.Н. Леонтьевым. Он писал следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным – существующим в форме готовности, в форме установки».

Из многочисленных проблем морального сознания, имеющих отношение к жизни и деятельности каждого человека, существует еще одна проблема долга как одного из движущих механизмов профессиональной деятельности. Опыт подготовки социальных работников в нашей стране пока достаточно скромен. Основой выбора профессии может стать чистая случайность, поиски заработка, влияние родителей, друзей, соседей и т.д. Сильную устойчивую мотивацию именно на выбор этой специальности проследить пока трудно. Вместе с тем, можно с полной уверенностью заявить об одном – в эту профессию идут люди, ориентированные всем своим воспитанием, личностными предпосылками на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...