Предложение. Эластичность предложения.
Предложение – количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения – товары. На предложение товаров могут влиять техническим прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и т.д.. Функция предложения – это взаимосвязь между предложением товара и определяющими его факторами. Закон предложения: объём предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при её снижении. Эластичность предложения – это показатель, характеризующий тесноту связи, реакции предложения на изменение цен. То, в какой степени, как быстро меняется предложение в зависимости от изменения цен. Эластичность предложения зависит от трёх факторов: 1. Лёжкость товара или возможность его длительного сохранения и издержки этого хранения. 2. Особенности технологии производства. Если производитель способен быстро нарастить производство при росте цены на эту продукцию или столь же быстро переключится на производство какой-нибудь другой продукции при понижении цены, то предложение данного товара эластично. 3. Фактор времени. Особенностью эластичности предложения является то, что она всегда величина положительная. А это значит, что при любом повышении цены (PA) доход производителя увеличивается и при любом понижении PA - его прибыль падает. Второй особенностью эластичности предложения является ускорение роста доходов товаропроизводителя при Es > 1. И аналогично, чем выше эластичность предложения, тем стремительнее падение доходов товаропроизводителя при понижении цены на его продукцию. Здесь кроется ответ на вопрос, почему при постоянном спросе понижение цены на продукцию ведёт к массовому банкротству мелких товаропроизводителей. Естественно, в целом на эластичность предложения влияет вся совокупность факторов, определяющих предложение. Их связь с эластичностью предложения можно анализировать как по отдельности, так и в совокупности, но поведение кривой эластичности предложения подчиняются одним и тем же закономерностям, независимо от анализируемого фактора.
Анализируя проблемы эластичности, мы не можем забывать фактор времени, так как он является одним из важнейших моментов, определяющих спрос и предложение. Вспомним, что анализ спроса и предложения вне фактора времени бессмыслен вообще. В отношении эластичности фактор времени говорит о том, что спросу и предложению необходим определённый промежуток времени, чтобы приспособиться к изменившемуся уровню цен. Сказанное особенно касается предложения, так как его изменения или реакция связаны с изменениями масштабов производства - производственных возможностей. Следовательно, анализ рыночного равновесия, реакции рынка на изменение цены не будет полным без анализа колебаний спроса и предложения с учётом фактора времени, который экономисты рассматривают в трёх периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном. Допустим, что в мгновенном периоде резко повышается спрос. Так как предложение не может в эти же сроки отреагировать на повышении спроса, на рынке произойдет резкое повышение цены – с P1 до P2. Предложение будет характеризоваться вертикальной линией, показывающей его абсолютную неэластичность.
В краткосрочном периоде предприятия всё же сумеют отреагировать на повышение спроса благодаря изменению своих факторов производства (переменных издержек) и увеличат предложение. Но пока ещё нет достаточного времени, чтобы на повышение предложения подключить постоянные факторы производства, тем более для того, чтобы другие предприятия переключились на производства товара повышенного спроса. Совершенно очевидно, что предложение увеличится до A3, а кривая его наклонится вправо и примет более или менее знакомый вид. Цена P опустится от P2 и установится на уровне P3. Ээластичность предложения выросла. В долгосрочном периоде предложение полностью отреагировало на повышение спроса за счёт подключения в производство постоянных факторов производства и переключения какой-то части других предприятий на производство товара повышенного спроса. Здесь уже производство выросло до Q4, цена упала до P4 и по существу восстановилось равновесие, но на более высоком уровне потребления. Очевидно, что эластичность связана со временем: она возрастает с увеличением периода времени. А цена равновесия самая высокая при мгновенном периоде – P2 и становится самой низкой в долгосрочном периоде – P4, следовательно, эластичность есть величина, обратная цене равновесия. С повышением эластичности (с учётом фактора времени) цена равновесия падает. Кроме показателей эластичности по цене рассчитываются также перекрёстная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу. В анализе эластичности споса по его факторам необходимо выделить такой неожиданный фактор как изменение цены другого товара. Да, изменение цены другого товара может сильно повлиять на спрос на данный товар. В этом случае возникает перекрёстная эластичность. Таким образом, перекрёстная эластичность представляет собой отношение величины изменения спроса одного товара в процентах к изменению цены другого товара тоже в процентах. Если товары А и Б являются субститутами, то коэффициент перекрёстной эластичности будет положительным, если же они комплементарны – коэффициент будет отрицательным (меньше нуля). Эластичность спроса по доходу отражает изменение спроса на товар, вызванное изменением дохода.
Если коэффициент спроса по доходу больше 1, то данный товар относится к категории нормальных. Если меньше 1, т.е. рост доходов ведёт к сокращению спроса на товар, то он относится к низким товарам. Эластичность помогает производителю правильно, научно обоснованно выбирать тактику и стратегию ценообразования на свой товар и гибко лавировать в условиях быстроменяющийся рыночной конъюктуры. Список использованной литературы: 1. Власова В. М. «Основы предпринимательской деятельности»:- М.; Финансы и статистика, 1994. 2. Сатина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов.- М.: Издательство НОРМА, 2001. 3. Чипурин, Киселёва. Курс экономической теории. Учебник для ВУЗов.- М., 2000 г. 4. Розенблат С.. Боннингтон Р.. Нидлс Б.. Концепция бизнеса. Рыночная экономика.- М.: Соминтек, 1992 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|