Имагология: эволюция дисциплины, ее предмет, задачи, структура, источники
Проблема названия
Имиджелогия:
Ø наука о технологии личного обаяния;
Ø научно-технологическая дисциплина, помогающая высвечивать свои личностно-деловые качества и искусственно затенять недостатки;
Ø комплексная практическая дисциплина по созданию и преобразованию имиджа.
В предмет имиджелогии входят такие области как пиар-технологии, реклама, мода, дизайн.
Имагология:
Ø сфера исследований в разных гуманитарных дисциплинах, занимающаяся изучением образа «чужого» (чужой страны, народа и т. д.) в общественном, культурном и литературном сознании той или иной страны, эпохи;
Ø гуманитарная теоретическая дисциплина, рассматривающая образы мира как естественно-исторические формы диалога культур, а отдельных персоналий в качестве носителей, выразителей, трансляторов коллективного опыта.
Имэджинология (от англ. imagine - воображать, представлять):
Ø наука о представлении, т.е. процессе создания образов;
Ø креативная технология мульти-медиа, специализирующаяся на создании веб-сайтов (появляется новая специальность – креативный технолог (imaginologist)).
Эволюция дисциплины
Истоки имагологии – французское сравнительно-историческое литературоведение 1950-х гг.
1947 г. – выход монографии профессора Сорбонны Ж.-М. Карре «Французские писатели и немецкий мираж: 1800–1940» (о формировании и эволюции образа Германии во французской литературе XIX – первой половины XX века).
1951 г. – издание книги М.-Ф. Гийяр «Сравнительное литературоведение» – теоретический манифест, декларировавший необходимость обращения к новой (имагологической) проблематике в рамках компаративистики. «Не будем больше прослеживать и изучать иллюзорные влияния одной литературы на другую. Лучше попытаемся понять, как формируются и существуют в индивидуальном или коллективном сознании великие мифы о других народах и нациях… — в этом залог обновления компаративистики, новое направление ее исследований».
1966 г. – публикация бельгийским учёным, профессором Аахенского университета (поэтому его относят к немецкой школе сравнительного литературоведения) X. Дизеринком статьи «К проблеме «имиджей» и «миражей» и их исследования в рамках сравнительного литературоведения». В ней в научный оборот введен термин «имагология». Сравнительная имагология трактуется им как наука об имаготипических системах и элементах, их генетической и функциональной ролях, нашедших отражение в художественном тексте и, при его влиянии, в социальном дискурсе, а также литературной критике, истории и теории литературы.
1960-1970-е гг. – формирование «Аахенской программы по имагологии».
1980-е гг. – историзация имагологии, оформление исторической имагологии (отказ от рассмотрения эстетической функции образа Другого в художественном тексте в пользу изучения контекста, социокультурной детерминации формирования представлений и их функции в общественном дискурсе).
.
Дисциплинарный статус имагологии
Статус имагологии в современном гуманитарном знании не вполне определен.
Первый подход: имагология – теоретическая или историко-литературная дисциплина в рамках литературоведения как «учение об образах». Её задача – исследование устойчивых образов (имиджей) чужого, другого (по этнической, культурной и языковой принадлежности),
объективированных в литературных текстах.
Второй подход: имагология – как раздел исторической науки, исследующий те представления о другом народе или стране, которые складываются в общественном сознании той или иной страны на определенном историческом этапе.
Третий подход: имагология – ответвление культурологии или социологии, исследующих представления участников культурного диалога друг о друге.
Четвертый подход:имагология – междисциплинарная область исследований, изучающая рецепцию и репрезентацию своего мира или мира других. Она находится на стыке социальных и гуманитарных наук (истории, литературоведения, культурологии, цивилизациологии, геполитики, политологии), втягивая в предмет своего изучения устное народное творчество, различные виды искусства, элитарную и массовую культуру, СМИ.
Предмет имагологии
Предметом имагологии являются образы (иностранца, народа, страны, региона и пр.). Но ввиду полисемантичности понятия необходимо обозначить пределы этого понятия для имагологии: верхний (максимальный) – картина мира, нижний (элементарный) – представление. При этом, если мы изучаем базовые элементы картины мира, то вторгаемся в историю ментальностей, если же анализируем понятийно-логические формы артикуляции представлений (мнения, идеи, концепции), то попадаем в область интеллектуальной истории.
Актуальность имагологии
1990 г. – «Бессмертие» Милана Кундеры.
Инстиуционализация имагологии в России
1993 г. – выход сборника «Одиссей. Человек в истории. Образ «другого» в культуре».
Два академических центра:
Ø Центр культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН. Основан в 1987 г. А.Я. Гуревичем. На базе Центра был создан альманах «Одиссей. Человек в истории» (к настоящему времени Центр опубликовал 24 выпуска альманаха). Руководитель Центра – С.И. Лучицкая;
Ø Научный семинар по проблемам взаимовосприятия культур при Центре по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН (руководитель – А.В. Голубев). В 1994-2017 гг. было проведено 24 заседания «круглого стола» на тему «Россия и внешний мир» (название постепенно трансформировалось: 5 февраля 2016 г. прошел ХХIII круглый стол» под названием «Россия и мир глазами друг друга. Из истории взаимовосприятия»). С 2012 г. функционирует сайт семинара (http://rosmir.iriran.ru/index.php?id=1). На основе материалов первых «круглых столов» вышли два сборника научных трудов: «Россия и Европа в XIX-ХХ вв.: проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур» (М.,1996); «Россия и внешний мир: диалог культур» (М.,1997), а также коллективная монография «Россия и Запад: Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины ХХ века» (М.,1998), С 2000 года издаются периодические сборники статей под общим названием «Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия» (выпуски 1-7, 2000-2016 гг.).
Самый известный региональный центр: Научно-образовательный центр «Региональное историко-культурное наследие и кросс-культурные связи» (РКН и КС). Создан 20.05.2008 г. и является структурным подразделением Института истории и международных отношений Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (http://www.sgu.ru/structure/imimo/nasledie). Одно из направлений исследования НОЦ – исследования по потестарной, социальной и этнической имагологии.
2001 г. – в Санкт-Петербурге проведена Международная научная конференция ««Наши» и «чужие» в российском историческом сознании».
2003 г. – выход единственного в России специализированного справочного издания «Миры образов - образ мира. Справочник по имагологии» (Волгоград, 2003) (перевод немецкого издания).
2008 г. – Всероссийская научная конференция «Россия и мир глазами друг друга: история взаимовосприятия».