Учение о знаках Ч.С. Пирса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 2. Язык и речь: семиотика и теория коммуникации План Семиотические основы анализа языка Теория речевых актов 3. Постулаты речевого общения Семиотические основы анализа языка
Человек отличается от животного тем, что он способен использовать знаки. Причем речь идет не только о тех знаках - индексах, которые находятся в причинно-следственных отношениях с предметами (дым - указатель огня) – их могут улавливать и высшие животные, но, прежде всего, о знаках - символах, которые лишь конвенционально «привязаны» к предмету. Использование таких знаков требует уже определенного уровня абстракции, чтобы за любым словом-знаком уметь увидеть некоторый предмет, чтобы быть способным передавать необходимую информацию и общаться друг с другом. Знак не несет в себе ни грана вещи, но он материален; он – заместитель вещи, предмета. Именно найдя такого «заместителя» человек становится подлинно человеком, то есть разумным существом, homo sapiens. Человеку как таковому вообще свойственно стремление семиотизировать окружающую действительность, свою жизнь, превратить их в своего рода «текст», поддающийся прочтению. Можно согласиться с Ч.У. Моррисом, одним из создателей семиотики как науки, когда он утверждает: «Человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем, человеческий разум неотделим от функционирования знаков – а возможно, и вообще интеллект следует отождествить именно с функционированием знаков». Семиотика – это наука, изучающая вещи и свойства вещей в их функции служить знаками, и так как любая наука использует знаки и выражает свои результаты с помощью знаков, то семиотика призвана служить инструментом всех других наук. Именно это качество семиотики представляется для нас наиболее привлекательным. Учитывая тот факт, что язык в XX-м веке превращается в одну из центральных, а может, и просто центральную философскую проблему; учитывая, что почти все науки о человеке заново открывают языковые аспекты своего предмета, в семиотике мы находим весьма ценные методы и принципы, на которых должно базироваться любое исследование языка.
Исследования естественного языка являются традиционной областью приложения совместных усилий логики и лингвистики, риторики и теории аргументации. При этом важно отметить, что в философском представлении язык рассматривается не как простое средство коммуникации, но как явление, которое, возникнув из потребностей общественной практики, стало средством выделения признаков объектов действительности, «кодирования» и обобщения их, то есть, превратилось в систему, позволяющую сформулировать любое отвлеченное отношение, любую абстрактную мысль. Язык, как средство выражения мысли, становится, в то же время, средством её построения, средством углубления и развития абстрактного мышления, что, в свою очередь, позволяет перейти от неполного и неточного знания, к более полному и точному. Интерес к языку со стороны логики и философии, с одной стороны, и лингвистики, с другой, шел до определенного времени как бы с разных сторон. Так, для логиков и теоретиков науки на первый план выступали формально-структурные аспекты построения языка, причем сам естественный язык рассматривался как недостаточно строгий и, в силу этого не являющийся идеальным орудием мышления. Для традиционной же лингвистики, наоборот, наиболее важным представлялось изучение реального многообразия существующих языков. В теории аргументации сочетаются оба данных подхода: нас интересует как язык как знаковая система (это закладывает самые основы, без исследования природы знака и знаковых систем мы не можем двигаться дальше), но также, и даже, может, в большей степени, язык в процессе его функционирования, т.е. человеческая речь.
Учение о знаках Ч.С. Пирса Основные идеи семиотики были разработаны американским логиком, математиком и философом Ч.С. Пирсом, а впоследствии в гораздо более четком и приемлемом для широкой публики виде изложены Ч. Моррисом, подвергнувшись при этом существенному упрощению, и именно в таком упрощенном виде вошло в большинство современных учебников. В целом, семиотика оказала значительное влияние на развитие способов мышления и освоения человеком мира в ХХ веке. Знак, или репрезентамент, для Пирса – это то, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении. На первый взгляд, это слишком широкое и неясное определение. Но если вдуматься – то как еще иначе определять базисные понятия? На самом деле, его выражения – «что-либо», «для кого-нибудь» служат для максимально точного и аккуратного обозначения этого предельно широкого и основополагающего понятия, избегая ненужной конкретизации и упрощения. Знак создает «в уме» адресата равноценный или, может быть, более развитый знак, называемой интерпретантой. То, что знак обозначает, это – о бъект. Но, как пишет Пирс, объект не во всех отношениях, но только в отношении к своего рода идее, которая может быть названа он обозначает основой репрезентамента. Идея понимается им как то, что имеет схожее содержание (у разных людей – когда один человек «схватывает» идею другого человека, или у одного человека, но в разные отрезки времени). Таким образом, всякий репрезентамент соотносится с тремя вещами – основой, объектом и интерпретантой. Иначе говоря, на основании некоторой идеи, мы выделяем некоторый предмет (объект), который обозначаем определенным знаком и связываем с ним некоторое содержание (даем интерпретацию), с тем, чтобы передать ее другому человеку. Наша цель при этом – добиться понимания и совпадения интерпретаций, т.е., чтобы он впоследствии использовал этот знак в том же смысле, что и мы.
Это можно представить в виде схемы для знаковой ситуации:
Знак (репрезентамент) Объект Интерпретанта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|