Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест. Природное и общественное в человеке

Тема №2. Природное и общественное в человеке

(человек как результат биологической и социальной эволюции)

 

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Теории происхождения человека
Религиозная (теологическая) теория  
Теория палеовизита (космическая)  
Теория эволюции (Ч. Дарвин)  
Естественнонаучная теория (Ф. Энгельс)  

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек – существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

3. Выделяют также психические проявления человеческой природы – эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности, темперамент, характер и т.д.

Основные отличия человека от животного
       
       

Тема №3. Общественное и индивидуальное сознание

Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное

Сознание
свойство высокоорганизованной материи субъективный образ объективного мира идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах
Природа сознания Естественнонаучный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная

Структура сознания: 1) восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя; 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; 3) эмоциональные компоненты; 4) ценностно-смысловые компоненты.
Свойства сознания:  
Проявления активности сознания: 1) активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира; 2) конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира; 3) основа преобразовательной деятельности человека; 4) прогнозирование природных и социальных процессов.  

Основным признаком сознания является знание и направленность

 

Бессознательное – _________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест

1. Общим качеством и человека, и высших животных является

1) представления о сверхъестественных силах 2) способность обучать потомство

3) целенаправленная деятельность 4) создание нового, не имеющего аналогов в природе

2. Какое ка­че­ство свой­ствен­но как человеку, так и животному?

1) по­зна­вать мир в иде­аль­ных образах 2) ве­рить в свер­хъе­сте­ствен­ные силы

3) со­зда­вать новые ору­дия труда 4) спо­соб­ность за­бо­тить­ся о потомстве

3. К свойствам, от­ра­жа­ю­щим биологическую при­ро­ду человека, относится

1) спо­соб­ность создавать новые ору­дия труда 2) об­ще­ние при по­мо­щи членораздельной речи

3) воз­мож­ность абстрактно мыслить 4) об­ла­да­ние инстинктом самосохранения

4. Человек пред­став­ля­ет собой един­ство трёх составляющих: биологической, пси­хо­ло­ги­че­ской и социальной. Со­ци­аль­но обусловлены

1) ду­хов­ные идеалы и ценности 2) воз­раст­ные физические особенности

3) ра­со­вые отличия 4) про­яв­ле­ния наследственности и изменчивости

5. В от­ли­чие от по­ве­де­ния животного, де­я­тель­ность человека

1) обу­слов­ле­на видовой специализацией 2) по­буж­да­ет­ся инстинктами

3) свя­за­на с ра­бо­той органов чувств 4) на­прав­ля­ет­ся сознательно вы­дви­га­е­мой целью

6. Развитие человека, в от­ли­чие от эво­лю­ции животных, в частности, характеризуется

1) со­вер­шен­ством руки как про­из­во­дя­ще­го орудия 2) при­спо­соб­ле­ни­ем к окру­жа­ю­ще­му миру

3) на­ли­чи­ем условных рефлексов 4) ис­поль­зо­ва­ни­ем предметов, дан­ных природой

7. Биологическую при­ро­ду че­ло­ве­ка от­ра­жа­ет по­треб­ность в

1) общении с дру­ги­ми людьми 2) отдыхе и вос­ста­нов­ле­нии сил

3) познании окру­жа­ю­ще­го мира 4) принадлежности к определённой группе

 

8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к со­ци­аль­ным ка­че­ствам человека?

1) генетически на­сле­ду­е­мые качества 2) ориентация на определённые ценности

3) принадлежность к че­ло­ве­че­ско­му роду 4) тип темперамента

9. Биологическую при­ро­ду че­ло­ве­ка от­ра­жа­ет потребность

1) в по­зна­нии мира и са­мо­го себя 2) в об­ще­стве дру­гих людей

3) в самосовершенствовании 4) в пище и воде

 

10. Выберите верные суждения

1) В отличие от животных, человек обладает потребностями

2) Социальным качеством человека является необходимость поддержания теплового баланса.

3) Биологической потребность человека является семья.

4) Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.

5) Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе

6) Индивид – отдельный представитель человеческого рода

 

11. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах

 

12. Ниже приведен перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям. Найдите два примера, выпадающие из общего ряда, и запишите

1) в питании 2) в движении 3) самореализации 4) самосохранении 5) в общении 6) в продолжении рода

 

13. Перечислите качества, отличающие человека от животного:

1) стремление к самореализации; 2) потребность в признании; 3) способность строить жилище;

4) потребность в пище и воде; 5) способность отражать мир в идеальных образах.

 

14. Какое из понятий среди перечисленных является обобщающим для всех остальных?

Начало формы

1) креационизм 2) антропогенез 3) эволюция 4) трудовая теория 5) уфологическая теорияКонец формы

 

Тест. Природное и общественное в человеке

1.Выберите верные суждения

1) И человеку, и животному свойственны потребности в самосохранении.

2) Человек в отличие от животного способен заботиться о потомстве.

3) В отличие от животного человек способен) прогнозировать результаты действий

4) Человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, ха­рактеризует его социальную сущность

5) Человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, ха­рактеризует его психологические качества

 

2. Выберите верные суждения о социальных составляющих человека.

1)знания и умения 2)чувства и волю 3) физическое развитие 4) возрастные особенности 5) членораздельная речь

 

3. Выберите верные суждения о личности?

1) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятель­ности.

2) Новорожденный человек является личностью.

3) Личность - продукт биологической эволюции.

4) Максимальное влияние на личность оказывает общест­во.

5) Личность может сформироваться только в человече­ском обществе.

 

4. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

A) Человек, активно осваивающий и целенаправленно 1) Индивид
преобразующий природу, общество и самого себя

Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода 2) Индивидуальность

B) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств 3) Личность

 

5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека и запишите цифры

1) существо биологическое 2) сознательно выдвигает цели деятельности

3) живет среди себе подобных 4) обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда с помощью других орудий

 

6. Найдите в приведенном ниже списке свойства челове­ка, имеющие социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе 6) способность к самосохранению

 

7. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же ин­стинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследст­венности» В чем проявляется свобода человека от «деспо­тизма наследственности»? Сформулируйте три утвер­ждения.

 

8..В отличие от животных, человекНачало формы

1) имеет большую черепную коробку 2) обладает членораздельной речью 3) имеет простейшие психические реакции 4) имеет развитые мышцы

5) обладает врождёнными и унаследованными качествами 6) имеет высокоорганизованный мозг

7) обладает способностью усваивать культуру

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...