Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение власти в современном мире

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «судебная власть», «власть мафии», «партийная власть» и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми.
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу особого положения являются центрами притяжения власти. По исследованиям политологов, динамика этих групп следующая.
ХХ век – плутократия, бюрократия, демократия, теократия, автократия,

Плутократия – власть богатства – присуща для всех этапов развития общества. Богатство дает для его обладателей дополнительные ресурсы: доступ к лучшему образованию, возможность подкупа в явном и неявном виде политических привилегий, партий, общественное положение и др. В ХХ веке власть богатства больше проявляется в форме международных организаций финансовой олигархии, которые диктуют свою волю замаскированными средствами через группы влияния.

Бюрократия – власть чиновников - характерна для всех этапов исторического развития. Власть бюрократии основана на их доступе к секретной, стратегически важной информации, знании технологии управления, групповой солидарности и организованности. В ХХ веке власть бюрократии в связи с внедрением в управление информационных технологий усилилась информационными ресурсами.

Демократия – власть народа - наиболее полно проявляется при республиканской форме правления, когда высшие государственные органы избираются населением. Развиваясь в той или иной формах с периода античности, демократия серьезно укрепила свои позиции в ХХ веке. Этому способствовали отказ от сословных привилегий, всеобщий характер выборов, расширение доступа к образованию и информации.

Теократия – власть религии – обусловлена стремлением религиозных деятелей воздействовать на органы власти, а также значительным влиянием религии на массовое сознание. Наиболее полно теократия проявляется при прямом сосредоточении власти у духовенства (Ватикан, Иран), а также в случаях религиозной экспансии представителей тех или иных конфессий (исламские фундаменталисты в Алжире).

Рассмотренное выше распределение власти в современном мире является характерным для большинства стран. Однако значимость каждого из центров притяжения власти различается в той или иной стране в зависимости от уровня социального и политического развития, от его места в геополитической системе мира, от традиций и др.

Общественные движения: причины и способы возникновения, их влияние на политику

Общественные движения — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Социальные движения иногда действуют как группы давления (например, движение в поддержку депутатской группы, президента, правительства), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, большая часть групп давления - это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достичь ценностей необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала они сознательно направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

Идеолог «нового лейборизма», английский социолог Энтони Гидденс определеяет социальные движения, как «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов»[3]. Гидденс пишет, что довольно сложно отделить социальные движения от групп интересов. Так же как и группы интересов, социальные движения часто используют в качестве одного из своих методов давление посредством официальных каналов, «хотя в то же самое время участвуют и в менее традиционных формах деятельности». Гидденс отмечает, что «теории революций и теории социальных движений с неизбежностью пересекаются».

 

Эксперимент как метод социологического исследования

Эксперимент - «+» возможность контролировать переменные, возможность повторения.

Ограничения «-»: многие аспекты социальной жизни не поддаются экспериментированию

Пример: хочу понять влияет ли аудиопоказ на студентов? Одним группам показывают, другим нет, где показывают видеопрезентацию, успеваемость лучше (очень трудно проконтролировать, может изначально группа была слабая)

 

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции:

достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и

проверка научной гипотезы.

Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную

(экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора)

проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих

исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

 

Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и

проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

1. Определение цели эксперимента;

2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

3. Выделение предмета эксперимента;

4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

6. Формулировка гипотез и определение задач;

7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

8. Определение метода фиксации результатов;

9. Проверка эффективности эксперимента.

 

.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...