Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

лесохозяйственными , производящими лесопосадки, санитарные рубки,




           заготовку побочных продуктов лесопользования: орехов, ягод, грибов,

      лекарственных растений, мяса и пушнины промысловых животных;

  2. лесозаготовительными, которые ведут заготовку древесины, ее вывоз с

      лесосек на склады. Около 200 подобных предприятий вырубают в год 

      примерно 3 млн. куб. метров деловой древесины;

   3. деревообрабатывающими предприятиями, которые производят

      пиломатериалы, деревянные строительные детали, фанеру-клееную,

      древесностружечные плиты, различную мебель. Наиболее ценные породы -  

      кедр, ясень, лиственница – на лесосеках часто заготавливаются выше

      рациональной нормы. В то же время мало используются в хозяйстве осина, 

      береза, дуб. Практически не развита глубокая переработка древесины, в

      том числе – отходов лесопиления.

Добыча и обогащение свинцово-цинковых и оловянных руд осуществляется в крае с начала ХХ века в АО «Дальполиметалл» (Дальнегорский район) и в Хрустальненской оловодобывающей компании (Кавалеровский район).

Добыча и обогащение вольфрамовых руд ведется на Приморском горно-обогатительном комбинате в Красноармейском районе и Лермонтовском рудоуправлении в Пожарском районе. В северных районах страны на ряде россыпных месторождений старательские артели добывают золото и серебро.

Ценное химическое сырье – бор и борсодержащие продукты (борную кислоту и изделия из нее) производит крупнейшее в стране предприятие – АО «Бор» в Дальнегорске.

На Ярославском горно-обогатительном комбинате (Хорольский район) добывается и обогащается ценнейшее металлургическое сырье – плавиковый шпат или флюорит. В основном продукция этих предприятий вывозится за рубеж на рынки АТР.

 Промышленность Калининградской области глубоко специализирована, большая часть предприятий имеет не региональное, а общероссийское значение.

<SPAN class=text>На сегодняшний день в Калининградской области наиболее развиты: рыбная промышленность (ее добыча и переработка); машиностроение и металлообработка; целлюлозно-бумажное производство; производство кокса, а также добыча полезных ископаемых (нефть, янтарь, уголь, торф)</SPAN>

<SPAN class=text>Более тридцати процентов внутреннего валового продукта области приходится на промышленность. На территории области работают около трех тысяч промышленных предприятий. Основными промышленными центрами региона являются города: Калининград, Гусев, Балтийск, Советск, Черняховск и Неман. В них сосредоточено более 2/3 производства промышленной продукции всего региона. </SPAN>

<SPAN class=text><SPAN class=kor>Целлюлозно-бумажная промышленность</SPAN> в Калининградской области представлена пятью предприятиями, из них четыре целлюлозно-бумажных комбината и одна бумажная фабрика. Сырье для них поступает главным образом из северных частей России. Имеющиеся мощности предприятий позволяют выпускать в год около 400 тыс. тонн целлюлозы, 150 тыс. тонн бумаги, 30 тыс. тонн картона, что составляет 11% всей выпускаемой российской целлюлозы. Качество выпускаемой продукции довольно высокое, а потому она перспективна и для внешнего рынка. Кроме того, предприятиями ЦБЗ производится технический этиловый спирт, кормовые дрожжи, а также другие товары народного потребления. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению выпуска продукции целлюлозно-бумажной промышленности.  Мебельная продукция Калининградского региона входит в сотню лучших товаров России.

Ювелирная (янтарная) промышленность осуществляет экспорт сырья             (вымытого и отсортированного кускового янтаря) и полуфабрикатов (пластин прессованного мелкого янтаря, готового для  дальнейшей обработки и производства). Добыча осуществляется открытым способом с Приморского и Пальмникенского месторождений.

  В шельфовой зоне Балтийского моря, относящейся к территории области, выявлены месторождения нефти с запасами промышленного значения. В настоящее время действуют сухопутные нефтепромыслы с объемом добычи 0,7 – 0,8 млн. тонн в год. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности будет наиболее эффективным в случае переработки на месте и этот вопрос остро стоит в области.

 До  3 млрд. тонн составляют залежи торфа. В области насчитывается более 30 месторождений. Небольшая часть экспортируется. В разных частях области эксплуатируются десятки небольших месторождений строительных материалов – глин, песков, песчано-гравийных смесей.

Значительный объем товаров народного потребления производится местными Приморскими предприятиями легкой промышленности, на которых работает более 6 тыс. человек. Здесь выпускаются широко известные в крае и за его пределами фарфорофаянсовая продукция, трикотажные и швейные изделия, обувь, мебель, моющие средства, бытовая техника и прочее. К сожалению, в последние годы легкая промышленность, в условиях жесткой конкуренции с товаропроизводителями из Китая и Республики Корея, испытывает значительные трудности, которые постепенно преодолеваются. Предприятия начинают приспосабливаться к условиям рынка. В отрасли создаются малые предприятия, меняется ассортимент производимой продукции, повышается ее качество.

Легкая промышленность  Калининградской области ориентирована на местного потребителя. Однако имеет место опыт производства швейных полуфабрикатов и изделий для крупных западных фирм, выпускающих продукцию под своей маркой.

   Значительное место в хозяйстве Приморского края занимает машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт, авиастроение, приборостроение. Производятся в крае также инструменты для металлообрабатывающей промышленности, деревообрабатывающие станки, литье и т.п. продукция. В крае имеются машиностроительные предприятия военно-промышленного профиля, выпускающие продукцию мирового уровня. В последние годы военно-промышленные предприятия края значительно увеличили удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства и довели этот показатель до 50 – 55 %.      

 Значительную роль в экономике области играют <SPAN class=kor>машиностроительная и металлообрабатывающая промышленности</SPAN>. Машиностроение представлено тремя отраслями: электротехническая и электронная промышленность, транспортное машиностроение – судостроение и судоремонт, вагоностроение, автомобилестроение, приборостроение – производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности.

Топливно-энергетический комплекс Приморского края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские и Павловские разрезы) и на жидком привозном топливе (нефтепродукты из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих заводов). В крае в год добывается около 10 млн. тонн угля; 3-4 млн. тонн угля завозится из Южной Якутии, Иркутской и Кемеровской областей. На этих углях работают тепловые электрические станции: Приморская ГРЭС в п. Лучегорске, ТЭС в Артеме, Партизанске и Владивостоке. Свои электростанции строятся в Уссурийске и Находке. В южных районах края предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода.

Топливно-энергетический комплекс Калининградской области полностью основывается на привозном топливе (ТЭЦ – 2 в Калининграде, ГРЭС –2 в Светлом). Завоз угля и мазута является сложным и дорогостоящим: транспортные расходы сравнимы со стоимостью топлива. В гидроэнергетике наиболее перспективно энергетическое использование реки Лава, а также восстановление и строительство ГЭС мощностью от 135 до 500 кВт на реке Писса. На балтийском побережье установлены ветроэнергетические установки, каждая мощностью 600 кВт.

 

Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство. В Приморье имеется около 1,5 млн. га сельскохозяйственных угодий, работает более 600 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3,5 тыс. фермерских хозяйств. В них насчитывается около 100 тыс. голов крупного рогатого скота. Также развито овцеводство, свиноводство, производится зерно, картофель, овощи, мясо, молоко, яйца и много другой ценной сельскохозяйственной продукции. Некоторые производства: сои, риса, звероводства – имеют общегосударственное значение. По объему производства меда Приморский край занимает 1-е место в России. Значительная часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается на предприятиях пищевой промышленности края.

Калининградская область является самым освоенным в сельскохозяйственном отношении регионом Российской Федерации. Площадь сельскохозяйственных угодий Калининградского региона составляет 817 тысяч гектар, из них около 752 тысяч га мелиорированы. Климатические условия области благоприятствуют развитию сельского хозяйства в регионе. Длительный вегетационный период (160 - 180 дней), достаточная влажность и плодородные почвы создают хорошую базу для успешного развития сельского хозяйства, причем потенциал богатых сельскохозяйственных земель полностью не использован. На территории Калининградского региона существуют более четырех тысяч ферм, их угодья занимают 64,5 тысяч гектар земли. Продуктивность естественных кормовых угодий в области одна из самых высоких в Российской Федерации. Однако в последнее время отмечается устойчивая тенденция к снижению площадей, отведенных под сельскохозяйственное производство, к тому же снижается плодородие почв сельскохозяйственных угодий. Сельское хозяйство в Калининградской области издавна определяло его развитие. За последние десять лет, начиная с 1990 года, в результате экономических реформ был не только приостановлен спад в сельскохозяйственном производстве, но и отмечается небольшой подъем. Администрацией области были приняты законы для защиты местных производителей, а также повышены закупочные цены. Руководством Калининградского региона принимаются всевозможные меры для того, чтобы сделать сельское хозяйство рентабельным. На сегодняшний день доля сельского хозяйства во внутреннем валовом продукте области составляет около десяти процентов.

 <SPAN class=text>Основные сельскохозяйственные отрасли в Калининградской области представлены: мясомолочным животноводством, птицеводством, овощеводством, рыболовством и пушным звероводством. </SPAN>

<SPAN class=text>Переработку сельскохозяйственной продукции ведут многочисленные предприятия разных форм собственности.

Земледелие носит вспомогательный характер. В области существуют 3 вида производителей: коллективные хозяйства различных форм собственности (192), фермерские и домашние хозяйства. Доля фермерских хозяйств в сельхозпроизводстве невысока (4 %). Вся вырабатываемая сельскохозяйственная продукция перерабатывается на местных предприятиях пищевой промышленности.

 

Транспортный комплекс


В Приморском крае развиты почти все виды транспорта – морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный, электронный. Ведущее значение имеет морской транспорт, который является отраслью специализации. Выделяются две основные акционерные судоходные компании:                         «Дальневосточное морское пароходство», которое ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов и «Приморское морское пароходство», специализирующееся на перевозках нефтепродуктов. Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда Приморского края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары. Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов (в Пластуне, Рудной Пристани, Ольге, Преображении и др.). Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР – страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского края в другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а также во многие страны мира. Общая длина железных дорог в крае составляет 1628 км. За год через железнодорожные станции отправляется и принимается около 20 млн. тонн разнообразных грузов: уголь, лес, зерно, металл, нефтепродукты, контейнеры.

Автомобильный транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием составляет 7 тыс. км. За год автомобильным транспортом перевозится около 10 млн. тонн грузов и более 300 млн. пассажиров. За последние годы стали развиваться автодорожные сообщения с приграничными районами КНР. Большую роль для края играет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажиров. Основной аэропорт во Владивостоке связан регулярными рейсами со многими крупными городами России, а также с отдельными городами Японии, Китая, США, Республики Корея, КНДР и другими. Самолетами осуществляются и грузовые перевозки. Выполняются и внутрикраевые авиаперевозки.

Транспортный комплекс Калининградской области относится к одним из наиболее перспективных отраслей экономики области.

<SPAN class=text><SPAN class=kor>Основу транспортного хозяйственного комплекса</SPAN> области составляют незамерзающие морские порты, принимающие в течение всего года морские и речные суда. За год они обрабатывают около 5 миллионов тонн различных грузов, хотя имеющиеся мощности позволяют обрабатывать до 12 миллионов тонн грузов. Морской транспорт представлен торговым и рыбным портами, Западным пароходством. Двадцать предприятий имеют собственные причалы вдоль морского канала, на Куршском и Калининградском заливах, на реках Неман, Преголя и внутренних реках.</SPAN>

<SPAN class=text>В Калининградской области развита <SPAN class=kor>транспортная инфраструктура.</SPAN> Железнодорожные пути Калининградской железной дороги имеют выходы в Литву и Польшу, эксплуатационная длина железных путей общего пользования - 756 км. Автодорожная сеть области - одна из наиболее развитых в России, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 6,8 тысяч км, что составляет 92% от их общей протяженности.

В 1990-е годы объемы перевозок сократились по всем видам транспорта. Исключение составил воздушный транспорт, снизивший лишь перевозки пассажиров, но наращивающий объемы перевозок. Аэропорт в Храброво имеет рейсы как международные, так и внутригосударственные. По области авиаперевозки не совершаются. Внутриобластные железные дороги перевозят наибольшее количество грузов. Основной объем грузоперевозок между Калининградской областью, с одной стороны, и Литвой и Россией – с другой проходит по широтной магистрали, которая используется лишь на 30-40 %. Северная линия Калининград – Рига практически не используется для перевозки грузов. Это касается и южных линий, соединяющих с Польшей. Значительная часть перевозок автомобильным транспортом осуществляется малыми и индивидуальными предприятиями внутри области и за рубежом. Грузооборот всех ранее перечисленных видов транспорта во многом зависит от развития водного, а особенно морского.

В Приморском крае, как и на всей территории Российской Федерации, в том числе Калининградской области, действуют современные виды связи, с использованием спутниковых систем. Развивается сотовая телефонная связь, электронная почта, Интернет.

 

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Приморского края  представлена плодоовощной, хлебопекарной, кондитерской, масложировой, сахарной, мясной, маслосыродельной, молочной и другими отраслями. Наиболее крупной отраслью, несомненно, является рыбная. На долю рыбной отрасли приходится 74 % продукции от всей пищевой промышленности края.

Одной из основных отраслей в структуре производства Калининградской области является пищевая промышленность, она представлена предприятиями молочного, маслосыродельного, мясного, хлебопекарного, кондитерского, маргаринового, плодоконсервного и дрожжевого производства. Тем не менее, главенствующее положение в структуре пищевой промышленности занимает <SPAN class=kor>рыбная промышленность</SPAN>, в которую входят предприятия по вылову и переработке рыбы, а также многочисленные обслуживающие производства. </SPAN>

 На рыбную промышленность приходится 60 % производимой пищевой продукции, 15% - на ликероводочную, 10 % - на молочную и мясную. На рынке производителей появились монополисты. Это связано с налаживанием новых технологий, расширением ассортимента выпускаемой продукции.

 

Рыбопромышленный комплекс

Рыбопромышленный комплекс Приморского края. В Приморском крае сосредоточено более 2/3 российского производства. Основные базы сосредоточены во Владивостоке, Находке, Зубино и Преображении. Комплекс включает в себя вылов и переработку рыбы и морепродуктов. Промысел ведется как в прибрежных, так и в удаленных районах Тихого океана. Ежегодная добыча составляет около 1 млн. тонн.

Рыбопромышленный комплекс Калининградской области. Благоприятное географическое положение области позволило создать большой океанический рыбопромышленный комплекс общероссийского значения. Около 300 рыболовных судов ведут промысел рыбы в Балтийском море. Куршская и Вислинская бухты также богаты рыбой. Для предприятий рыбной промышленности в Калининградской области производится специализированное оборудование, существуют различные судостроительные заводы. Комплекс включает в себя добычу, транспортировку и переработку рыбы, портовое хозяйство, судоремонт, НИИ и проектные организации, учебные заведения. В общей сложности с ним связано ¼ всего населения области. В данный момент комплекс находится в кризисном состоянии – устаревший флот, снижение улова. Недостаточное финансирование наносит урон состоянию всей отрасли в целом. Несмотря на это, рыболовный комплекс имеет большие перспективы. Они связаны с более глубокой переработкой сырья и выпуском конкурентоспособной готовой продукции. На территории региона работает несколько крупных рыбоконсервных комбинатов, продукция поставляется не только на российский рынок, но и идет на экспорт за рубеж.

Непроизводственная сфера

Калининград издавна считался центром европейской культуры, таковым он продолжает оставаться и сегодня. Особую уникальность Калининградской области придают, сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники, крепостные сооружения, замки и усадьбы. Многие из них находятся в полуразрушенном состоянии.

Однако Калининград знаменит не только памятниками, здесь действует множество учреждений культуры, в том числе музеи и выставочные залы, театры и филармония. Не перестает удивлять калининградцев своими выставками Художественная галерея, открытая в 1988 году и на сегодняшний день имеющая в фонде пять тысяч экспонатов.

Театры Калининграда играют большую роль в просвещении горожан. Они приобщают зрителей к искусству, классической и современной литературе.

Калининградская область является крупным образовательным и научным центром. В области на общем фоне выделяется крупнейший в регионе Калининградский государственный университет, где обучается свыше 9 тысяч студентов, 1,5 тысячи человек ежегодно оканчивают различные курсы.

Калининградская область расположена на берегу Балтийского моря и занимает особое место среди морских курортов. На протяжении тридцати километров простирается по ее побережью курортная зона.

Число желающих отдохнуть на Калининградском взморье растет из года в год. Привлекают их сюда лечебные ресурсы курортов области, созданная на их базе широкая сеть здравниц.
Калининградское взморье относится к категории климатических курортов приморской зоны.  Стоит отметить, что самое сильное ультрафиолетовое излучение солнца на территории нашей страны отмечено в центре Калининградской курортной зоны - городе Светлогорске. Здесь число солнечных дней в году достигает 135.

Основные здравницы (санатории, профилактории, пансионаты, дома отдыха, турбазы) расположились в Светлогорской курортной зоне. Небольшой приморский городок Светлогорск стал центром крупного курорта, который завоевал огромную популярность. Ежегодно его услугами пользуется свыше миллиона отдыхающих. Особую группу составляют специализированные детские санатории. Неповторимый микроклимат встретит желающих отдохнуть на Куршской косе. Здесь разместились турбазы и кемпинги, дома отдыха и пионерские лагеря.

Сегодня курорты Калининградского взморья живут полноценной жизнью. По количеству баров и ресторанов, казино и дискотек Калининград несравним ни с одним российским городом.

Гордостью Калининграда является Ботанический сад, который находится в ведении Калининградского Государственного Университета. Здесь собраны представители флоры почти всех зон земного шара. Коллекционный фонд Ботанического сада насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований растений. Гости Калининграда имеют возможность осмотреть Калининградский зоопарк, его коллекция на сегодняшний день насчитывает порядка 370 видов животных.

 

Отдыхая на побережье Балтийского моря, Вы можете побывать в Польше и Литве. В Литву экскурсии организуются ежедневно, они предусматривают посещение Дельфинария и Морского музея, а также заповедник "Куршская коса".

По заявкам туристов организуются экскурсионные поездки в Польшу.

 

 <SPAN class=text>

      

            

</SPAN>

</SPAN>

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выгодное ЭГП Приморского края определяется тем, что территория имеет непосредственное соседство – на севере с промышленно развитым Хабаровским краем, на западе на протяжении почти 1000 км с активно развивающимися северно-восточными регионами Китая, на юге - с развивающейся северной провинцией КНДР. С о всеми край имеет устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения. На юге и востоке край почти 1500 километровым побережьем выходит к незамерзающему Японскому морю. Благодаря морскому транспорту край имеет прекрасный доступ к таким развитым странам, как Япония и Республика Корея. Расстояние через Японское море между ближайшими географическими точками побережья Приморского края и Японии составляет 300 км, Республики Корея – 500 км. Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в Российской Федерации и мире Транссибирская магистраль. Основная ее линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиб отходят ряд широтных железнодорожных ответвлений – на восток во внутренние районы края и на запад к российско-китайской границе. Таким образом, большая часть территории Приморья имеет надежную железнодорожную связь с другими районами Российской Федерации., в том числе с Москвой и Санкт-Петербургом, а также – с соседними странами КНР и КНДР. Через основные порты Приморья, к которым подходят ответвления Транссиб, осуществляются экспортно-импортные связи со странами АТР не только Приморского края, но и других регионов России. Таким образом, благодаря выгодному ЭГП Приморье выполняет связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей Российской Федерации со странами АТР. Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные регионы страны – в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин.

     Иная ситуация сложилась для ОЭЗ – Калининградской области. После распада СССР регион в географическом смысле ничего нового не приобрел, но геополитическое и геоэкономическое положение радикально изменилось. Открылись интересные возможности, но в тоже время появились скрытые угрозы. Область расположена в центре южной части Балтийского региона, обладающей большим потенциалом экономического роста Эта зона -–наиболее заселенная, урбанизированная, обладающая крупными индустриальными центрами. Близость к станам с переходными экономиками (Польша и страны Прибалтики), где есть похожие проблемы и сходное экономико-географическое положение, помогает и облегчает использование их опыта трансформации.

  В числе слабых сторон – пространственная удаленность региона от России. Во всех отраслях наблюдается спад производства. На примере транспортного комплекса рассмотрим влияние оторванности от основной территории России на экономику области. Транспорт является одним из приоритетов регионального развития, особенно морской транспорт, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности Калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. тонн. Однако, они загружены только на треть. Основная часть грузопотока ″ ушла ″ из Калининграда в страны Балтии, обладающие более современными и крупными специализированными портами, где обработка грузов обходится дешевле.

  Конкурентоспособность же портов области снижают установленные в Москве высокие портовые сборы и железнодорожные тарифы Министерства путей сообщения РФ, эксклавное положение региона, вынуждающее отправителей грузов из России в Калининград оформлять множество документов, необходимых для пересечения границы. Например, в отраслях машиностроительного комплекса, предприятия области не связаны между собой, а их поставщики, смежники и потребители находятся за пределами региона.

  Итак, ключевой проблемой для Калининградской области является обеспечение более дешевой транспортировки грузов через территорию Литвы (а также Белоруссии) и облегчение оформления необходимых формальностей. Эта проблема должна решаться на федеральном уровне, однако калининградским властям необходимо инициировать принятие таких документов и обеспечивать подготовку требующихся предложений.

 

    

     

     

         

 

 

</SPAN>

 

 

      

            

</SPAN>

</SPAN>

 

 

    

     

     

         

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Бильчак В., Самсон И., Федоров Г. Калининградский полюс интеграции. Калининград: Янтарный сказ, 2000

2. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение Калининграда, 1989

3. Ваулина В.Д. Наш край Калининград, 1988

4. Гохберг М.Я. Калининградская область «ЭКО» журнал Всерос. Экон. - №2, 2000.

5. Литвин В.М., Ельцина Г.Н., Дедков В.П. Калининградская область. Природные русурсы. Калининград: Янтарный сказ, 1999.

6. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский Лицей, 2001.

7. Смородинская Н. – Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ. – Вопросы экономики, № 11, 2001.

8. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. М.: Просвещение, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...