Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика анализа показателей




1. Изучаем динамику показателей за ряд лет

 

Таблица 5 – Анализ показателей эффективности использования ОФ

Показатели     Отклонение (+,-)
1. Выручка от продажи, тыс.руб.     +60
2. Среднегодовая стоимость ОФ     -10
3. Прибыль от продажи     +5
4. Фондоотдача 4,17 5,1 +0,93
5. Фондоёмкость 0,24 0,2 -0,04
6. Рентабельность ОФ 0,7 0,8 +0,1

 

 

Вывод: по отношению к предыдущему году ОФ используются более эффективно, так как фондоотдача увеличилась на 0,93 тыс. рублей, а рентабельность ОФ на 0,1 тыс.рублей. Это связано с тем, что выручка от продажи товаров и прибыль увеличились, а стоимость ОФ снизилась.

 

2. Оценивается влияние факторов на показатели эффективности использования ОФ.

Исходные модели показателей включают в себя факторы первого порядка.

a) Построение факторных систем фондоотдач

- цепные подстановки

Показывает влияние эффективности использования трудовых ресурсов и обеспеченности их фондами.

- абсолютных разниц

Данная модель показывает влияние:

§ Структуры фондов – УВа (удельный вес активной части фондов);

§ Количество единиц оборудования – КМО;

§ Времени использования оборудования – Д (количество рабочих дней);

§ Tсм. (продолжительности смены);

§ Kсм. (количество смен);

§ Производительности оборудования – СЧВед.;

§ Стоимости активной части фондов - Fа

b) Модели фондоёмкости

Используются те же модели, что и по фондоотдаче, но в кратных моделях числитель и знаменатель меняется местами, а в мультипликативных – 1 делится на мультипликативную модель.

c) Модели фондорентабельности

А – амортизация

Z – Общая величина затрат

 

Фактический анализ проводим методом цепных подстановок. В заключение оценки эффективности использования рассчитывается экономия или перерасход ОФ.

«-» ( экономия) – повышение потребности в ОС

«+» (перерасход) – снижение потребности в ОС

 

 

5. Резервы повышения объёма выпуска продукции и фондоотдачи.

 

Резервы делятся:

1) Экстенсивные:

· Увеличение количества единиц оборудования;

· Сокращение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени;

· Повышение доли активной части фондов;

· Увеличение производственных площадей;

· Сокращение времени доставки, монтажа и ввода в действие ОФ;

· Сокращение времени на перемещение грузов.

2) Интенсивные:

· Применение новых технологий;

· Использование оборудования, соответствующего мировым стандартам;

· Научная организация труда и производства;

· Повышение квалификации трудовых ресурсов;

· Использование более совершенной сырьевой базы.

 

Методы подсчёта резервов

1. Конструктивный – см. вопрос 4 темы №1

2. Методы детерминированного факторного анализа


Тема: «Анализ производства и реализации продукции»

1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции.

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.

3. Анализ ритмичности работы предприятия.

4. Анализ качества произведённой продукции.

5. Анализ ассортимента и структуры продукции.

6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции.

Задачи:

1) Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2) Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4) Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес – план предприятия, оперативные планы – графики, бухгалтерская отчётность.

 

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

 

Анализ производства и реализации продукции может проводиться в натуральных, условно – натуральных и стоимостных измерителях.

Для оценки используют понятия:

1) Валовая продукция – вся произведённая продукция, включая незавершённое производство и внутрисистемный оборот.

2) Товарная продукция – продукция отличается от валовой на величину незавершённого производства и внутрисистемного оборота.

3) Реализованная продукция – отгруженная и оплаченная покупателем продукция, отличается от товарной на величину остатков готовой продукции на складе.

В процессе анализа объёма производства и реализации необходимо учесть выполнение условия:

ГПнг,кг - остатки готовой продукции на начало, конец года

ПП – произведённая (товарная) продукция

РП – реализованная продукция

 

Методика анализа динамики производства и реализации продукции

1) Изучаются цепные и базисные темпы роста объёма производства и реализации.

Таблица 6 -

Период V произв продукции Темпы роста Объём реализации Темпы роста
базисные цепные базисные цепные
             
    - -   - -
    1,25 1,25   1,61 1,61
    1,15 0,92   1,33 0,83
    1,35 1,17   1,17 0,87

 

Анализ может проводиться в натуральных и стоимостных показателях.

Для того чтобы исключить влияние фактора инфляции, рекомендуется проводить анализ в натуральных единицах измерения, но анализ здесь проводится отдельно по видам продукции, стоимостная форма применяется для оценки всей продукции, но рекомендуется данные приводить в сопоставимый вид.

Пример сопоставления:

2005 г. в цены 2002 г.

Вывод: в целом на предприятии по сравнению с базисным периодом отмечается рост объёма производства и реализации продукции, однако, изучая цепные темпы роста, можно отметить, что более активная деятельность наблюдается с 2002 по 2003 года, объём производства увеличился на 25%, а реализация на 61%. В последующие периоды, сравнивая данные с предыдущими значениями можно отметить снижение темпов роста объёма производства и реализации. Наиболее кризисной ситуацией является период с 2003 по 2004 года, так как происходит значительное снижение объёма производства и реализации продукции.

Так как объём реализации снижается, то можно говорить о росте остатков готовой продукции на складе, что может быть связано со снижением спроса.

2) Анализируются средние темпы роста объёмов производства и реализации

 

3) Изучается динамика и структура продукции по основным направлениям

 

 

Таблица 7 -

Вид продукции     Отклонение Изменение УВ, % (+, -)
В ∑ В %
           
A              
B              
C              
Итого              
1. Канал сбыта:              
Магазин 1              
Магазин 2              
2. Рынки сбыта: Местный              
Региональный              
Федеральный              
Внешний              
Внутренний              
Продажа городскому населению              
Продажа сельскому населению                

 

 

4) Определение влияния структурного фактора на снижение производства и реализации продукции

Чтобы определить влияние структурного фактора, используем метод абсолютных разниц:

 

 

i – это может быть i-й вид продукции, i-й канал сбыта, i-й рынок сбыта

 

Пример:

Определить влияние структуры рынков сбыта на объём выпущенной продукции.

 

 

Таблица 8– Анализ рынка сбыта шин

Рынки Q тыс.штук P руб. УВ в ден. ед. ТП, млн. руб.
               
М         0,06 0,2    
Р         0,33 0,32    
Ф         0,61 0,58    
Итого:                

 

Определить влияние структурного фактора:

В данном случае изменение соотношения рынков сбыта не повлияло на объём реализации, то есть объём продаж увеличился только вследствие роста цен.

 

3. Анализ ритмичности производства.

 

Ритмичность производства – равномерность выпуска продукции в номенклатуре и ассортименте установленных планом.

Равномерность производства оказывает значительное влияние на все экономические показатели, например: при неравномерном производстве продукции увеличиваются остатки незавершённого производства и готовой продукции, что приводит к росту затрат на хранение продукции, происходит неравномерное поступление выручки, что влечёт за собой несвоевременную оплату обязательств. Также могут повыситься затраты на оплату труда, так как в случае неритмичной работы приходится оплачивать и простои и сверхурочную работу.

Для оценки ритмичности производства и продаж используются обобщающие и косвенные показатели.

Обобщающие показатели:

1) Коэффициент ритмичности;

2) Коэффициент аритмичности;

3) Удельный вес продукции в соответствующую декаду (месяц, квартал, год) в общем объёме продукции за месяц (квартал, год).

 

Косвенные показатели:

1. Наличие сверхнормативных остатков готовой продукции и незавершённого производства.

2. Штрафные санкции за несвоевременную поставку.

3. Увеличение доли кредиторской задолженности.

4. Затраты на оплату простоев и сверхурочной работы.

Анализ реализации продукции проводится по направлениям:

1) Оценивается степень выполнения плана по производству и реализации, по пятидневкам (семидневкам) нарастающим итогом за месяц.

Таблица 9 -

Период план факт %
9.01      
10.01      
11.01      
12.01      
Итого      
15.01      
И т.д.      
Итого за месяц      

 

 

Вывод: в данном случае выпуск продукции ритмичным считать нельзя, так как за два дня пятидневный план не выполняется, а за два – перевыполняется, и чем больше отклонение процента выполнения плана от 100, тем ниже ритмичность производства.

 

Данный вид анализа является оперативным и позволяет на ранних стадиях выявить негативные явления.

На следующем этапе рекомендуется определить степень ритмичности производства. Для этого проводится расчёт коэффициентов ритмичности и аритмичности.

коэффициент ритмичности рассчитывается двумя способами:

 

ТПзвпдек – ТП зачтённое выполнение плана в соответствующую декаду

ТПпл - ТП по плану

 

kv – коэффициент вариации

 

Xi – ТП в соответствующую декаду

X – среднее декадное по плану, факту

 

Критерии оценки коэффициента ритмичности:

90%< kритм< 100% - производство ритмичное

75%< kритм< 90% - средний уровень ритмичности

kритм< 75% - низкий уровень ритмичности

 

 

Коэффициент аритмичности

Все положительные и отрицательные отклонения процента выполнения плана от 100 складываются по модулю, оценка полученного результата проводится на основе утверждения, что план по выпуску продукции за каждую декаду (месяц, квартал) может быть не выполнен на 100%.

В заключении проводится подсчёт потерь вследствие неритмичной работы.

Способы:

Пример:

Провести анализ ритмичности продаж продукции

Таблици 9 -

  ТП, тыс.руб. % выполнения плана k арритм ТПЗВПдек
план факт
1 декада     93,7 -6,3  
2 декада     106,2 6,2  
3 декада     112,5 12,5  
Итого:     96,0 25,0  

 

 

a) По тем позициям, по которым план не выполнен – в зачёт принимается фактическое значение;

b) По тем позициям, по которым план выполнен и перевыполнен - в зачёт принимается плановое значение.

 

 

Вывод: предприятие перевыполняет план по выпуску продукции, его работа считается ритмичной, так как значение коэффициента ритмичности превышает 90%.

В среднем за каждую декаду фактический объём товарной продукции отличается от среднедекадного объёма на 2,8 тыс. рублей или 8,75%.

Потери – вследствие неритмичной работы.

Способы:

94-96=-2 тыс.

(36-30)*3=18 тыс.

36*3-100=8 тыс.

 

Вывод: по сравнению с планом потери вследствие неритмичной работы составляют 2 тыс. рублей, однако у предприятия есть потенциал наращивания объёма выпуска продукции на 6 тыс. рублей.

Таким образом, получается, что если бы предприятие ежедекадно производило 36 тыс. рублей продукции, оно могло бы увеличить свой потенциал на 8 тыс. рублей. Данный показатель может в дальнейшем использоваться для прогнозирования объёмов товарной продукции на следующий анализируемый период.

 

 

4. Анализ качества произведённой продукции

 

Качество продукции – технологические, параметрические и иные свойства товара.

Для анализа качества используются показатели:

1) Обобщающие:

§ Удельный вес продукции высшей категории качества;

§ Удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

§ Удельный вес новой продукции;

§ Удельный вес продукции на экспорт;

§ Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

2) Индивидуальные – характеризуют одно из свойств продукта: трудоёмкость, энергоёмкость, дизайн.

3) Косвенные:

§ Удельный вес забракованной продукции;

§ Штрафы, пени, неустойки за поставку некачественных товаров;

§ Количество рекламаций (отрицательных характеристик качества товара).

В процессе анализа качества решаются две задачи:

1. Определить степень выполнения плана по качеству.

2. Оценить влияние качества продукции на финансовые показатели.

Решение первой задачи можно осуществить путём определения процента выполнения плана по качеству продукции. Для этого используют методы:

1) Метод баллов

Используется тогда, когда продукция не обладает сортовым составом или категорией.

Определяется средневзвешенный балл по плану и факту, фактическое значение делится на плановое, полученный результат умножается на 100%.

Определить средневзвешенный балл по плану можно путём:

· Определяем характеристики продукта;

· В сравнении с мировыми аналогами в баллах;

· Исходя из количества специалистов, количества характеристик и количества баллов.

 

 

СВБ по факту определяется аналогично, используется мнение потребителей.

2) На основе расчёта коэффициента сортности

 

, где

 

Qi – объём продукции i-го сорта

Pi – цена продукции i-го сорта

Qобщ цена продукции высшей категории качества

Коэффициент рассчитывается по факту и плану

Процент выполнения плана по качеству:

 

Пример:

Таблица 10

Сорт Цена за шт. V в штуках Стоимость выпуска, тыс. руб
план факт По цене 1 сорта
план факт план факт
               
               
               
               
Итого: -            

 

Вывод: план по качеству перевыполнен на 8,4% вследствие увеличения доли продукции первого сорта и снижения доли продукции второго, третьего сорта практически в два раза.

Вторая задача решается на основе определения изменений товарной продукции, реализованной продукции за счёт качеств изделий.

Улучшение качества продукции способствует либо увеличению производства, следовательно, сбыта, либо повышение цены на выпускаемую продукцию.

Повышение качества может повлечь увеличение сбыта

a)

b)

Влияние качества на реализацию товара

a)

b)

Влияние качества на прибыль:

a)

b)

 

5. Анализ ассортимента и структуры продукции

Основная цель - выявить объём недопоставленной продукции.

Недопоставленная продукция – продукция, несоответствующая ГОСТам, указывающим цену, объём, сортам в договоре, поставленная с нарушением сроков поставки.

Недопоставленной не считается продукция:

1) Если перед каждой поставкой покупатель должен делать заявку, а он её не сделал.

2) Если договором предусмотрено, что покупатель забирает продукцию со склада самостоятельно, но он за продукцией не явился.

3) Если в договоре предусмотрено, что поставка должна совпадать по объёму, то в этом случае превышение цены по договору не будет считаться как величина недопоставки.

Договор поставки обычно заключается на квартал.

Условия договора можно менять только по соглашению сторон, тогда объём недопоставки находится поквартально за год нарастающим итогом. Чаще всего недопоставка определяется на третий месяц квартала. Если недопоставка была на начало квартала, то она учитывается ежемесячно до конца квартала.

Анализ объёма недопоставленной продукции находится с помощью аналитических таблиц.

 

Таблица 11 – Анализ выполнения договорных обязательств

Покупатель         Итого за год
По Договоруу факт % вып Д. По Д. факт % вып Д. По Д. факт % вып Д. По Д. факт % вып Д. По Д. факт % вып Д.
  - - - - - -                  
                              18,97
                              88,89
Итого:           95,45     93,75           74,14

 

Объём недопоставленной продукции вычисляется путём вычитания из объёмов, предусмотренного договором, фактических объёмов.

Следующий этап анализа договорных отношений – оценка обеспеченности договоров поставки продукцией.

 

Таблица 12– Анализ обеспеченности договорных обязательств

Потребители По итогам работы за год
Произведено, тыс. руб. Поставок по договору, тыс. руб. Фактически поставлено, тыс.руб. Обеспеченность в ∑ (п.3-п.2) Обязательств продукцией в % (п.3:п.2)
           
        -100 96,15
        -2700 68,24
        +800 104,65
Итого:       -2000  

 

 

6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

Анализ отгрузки и реализации проводится по следующим направлениям:

1) Изучается динамика и структура отгруженной и реализованной продукции:

· По видам продукции;

· По покупателям;

· По рынкам сбыта.

2) Изучается влияние факторов на объём отгруженной и реализованной продукции.

Используются модели:

a)

b)

ОП – остатки отгруженной продукции

 

Влияние факторов изучаем балансировочным методом. При подстановке абсолютных отклонений факторов в исходную модель особое внимание уделяют тем факторам, абсолютное отклонение которых меняет знак исходной модели на противоположный.

Увеличение остатков готовой и отгруженной продукции на начало года будет способствовать росту объёма реализации, а увеличение остатков на конец года свидетельствует о снижении спроса на продукцию, и будет способствовать снижению объёма реализации.

3) Изучаются товарные запасы (ТЗ) и скорость оборота

ТЗ – остатки готовой и отгруженной продукции в данном случае.

В этом случае можно проводить оценку динамики и структуры ТЗ по видам продукции.

Для оценки скорости оборотов ТЗ используются два показателя:

Продолжительность одного оборота в днях:

Показатели изучаем в динамике за ряд лет и проводим оценку влияния факторов.

4) Оценка ритмичности продаж

Используются те же методы, что и при оценке ритмичности производства

5) Изучается сезонность продаж

Находится коэффициент сезонности и строится график сезонной волны

0≤kсезонн≤1

 

Xi – объём продаж в соответствующую декаду

X – среднемесячные, среднеквартальные величины

 

 

График сезонной волны строится по абсолютной величине объёма продаж, тогда по оси OY откладывается объём продаж. Позволяет наглядно определить периоды, в которых продажи носят сезонный характер.

 

6) Определение резервов увеличения объёма реализации

Особое внимание уделяется увеличению удельного веса наиболее рентабельной продукции, удельного веса каналов сбыта с наибольшими продажами, повышению цены реализации продукции, повышению эффективности использования трудовых и основных ресурсов.

Для выявления резервов необходимо проводить маркетинговые исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...