Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ партийного законодательства США и ФРГ.




Конституционные положения обычно представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий.

Однако, обращаясь к вопросу о конституционно-правовом регулировании организации и деятельности партий, мы именно здесь сталкиваемся с главным принципиальным различием в партийно-политической системе двух стран.

В Соединенных Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательство как таковое. В конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий[2].

Вместе с тем, в последние полвека, законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты. Это различного рода правовые акты, касающиеся деятельности политических партий:

закон о контроле над коммунистической деятельностью (1954 года); 

законы об избирательных правах (1965 и 1970 гг.);

закон о федеральных избирательных кампаниях (1974 года).

Одновременно следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.

К числу актов внешнего регулирования организации и деятельности политических партий США можно также отнести решения судов, обладающих правами конституционного надзора (впрочем, это типично и для США и для ФРГ).

Федеративная Республика Германия принадлежит к числу немногих демократических государств, в которых основы правового статуса партий, их организационные принципы и задачи урегулированы конституцией и специальным законом о партиях (ст. 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.).

Создатели Основного закона стремились легитимировать партии в качестве органов формирования политической воли народа. Однако это не означает, что партии превратились в «квазигосударственные учреждения». Они не возводятся в ранг конституционных органов управления. Политические партии в ФРГ – это свободные общественные объединения, преследующие политические цели. Но ввиду большого значения для государственной жизни, для образования и функционирования институтов государственной власти они подпадают под действие особой нормы конституционного права.

Пункт 1 параграфа 2 закона о партиях (последняя корректировка которого проведена 17 февраля 1999 г.) гласит: «Партиями являются объединения граждан, которые постоянно или длительное время оказывают влияние на формирование политической воли в рамках федерации или земли… желают участвовать в представительстве в немецком бундестаге… гарантируют серьезность своих намерений общим характером их фактического состояния, масштабами и постоянством организации, числом членов». 

В основном законе ФРГ (в отличие от конституции США) предусмотрена возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты. Возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократической политической системы[3].

Федеральный конституционный суд дважды запрещал политические партии, которые выступали против конституционного строя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в 1952 г. – неонацистскую Социалистическую имперскую партию (СИП), второй, в 1956 г., после четырехлетнего разбирательства, - Коммунистическую партию Германии (КПГ).

В США исключено всякое государственное финансирование партий или партийного строительства.

Ф ФРГ таковая практика существует. Законом предусмотрен подушный сбор в размере 5 марок, который взимается со всех имеющих право голоса граждан. Эти средства идут на возмещение партиям их расходов на избирательную компанию. Конституционный суд ФРГ запретил использовать эти средства на иные цели.

Закон о партиях ФРГ обязывает политические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования[4].

Внутренняя структура партий в США законодательно не регламентируется.

В ФРГ статья 21 Основного закона устанавливает, что внутренняя структура партий должна соответствовать демократическим принципам. Развитие этих положений содержится в Законе о партиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партий легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составе членов правления или функционеров этих партий.

Согласно праву США партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление.

Конституция ФРГ провозглашает аналогичную свободу. Но в законе о партиях содержатся некоторые уточняющие положения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.

Таким образом, в партийном законодательстве двух анализируемых государств (США и ФРГ) имеются сходные черты. Но значительно больше различий. В США, несмотря на признание большой роли партий в политической жизни страны, сами партии имеют высокую степень конституционной свободы. В Германии вопросы их создания и политической деятельности более регламентированы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...