Пучок лучины. Эпиграммы. «Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог…». «Грабители кричат: «Бранит он нас!»…». Михаил Матвеевич Херасков (1733–1807)
Пучок лучины
Нельзя дивиться, что была Под игом Росская держава И долго паки не цвела, Когда ее упала слава; Ведь не было тогда Сего великого в Европе царства, И завсегда Была вражда У множества князей едина государства. Я это в притче подтвержу, Которую теперь скажу, Что россов та была падения причина: Была пучком завязана лучина; Колико руки ни томить, Нельзя пучка переломить, Как россы, так она рассыпалась подобно, И стало изломать лучину всю удобно.
Эпиграммы
«Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог…»
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтенье меньше ног.
& lt; 1759& gt;
«Грабители кричат: «Бранит он нас! »…»
Грабители кричат: «Бранит он нас! » Грабители! Не трогаю я вас, Не в злобе – в ревности к отечеству дух стонет; А вас и Ювенал сатирою не тронет. Тому, кто вор, Какой стихи укор? Ворам сатира то: веревка и топор.
Михаил Матвеевич Херасков (1733–1807)
Оды нравоучительные
Злато
Кто хочет, собирай богатства И сердце златом услаждай; Я в злате мало зрю приятства, Корысть другого повреждай.
Куплю ли славу я тобою? Спокойно ли я стану жить, Хотя назначено судьбою С тобой и без тебя тужить?
Не делает мне злато друга, Не даст ни чести, ни ума; Оно земного язва круга, В нем скрыта смерть и злость сама.
Имущий злато ввек робеет, Боится ближних и всего; Но тот, кто злата не имеет, Еще несчастнее того.
Во злате ищем мы спокойства; Имев его, страдаем ввек; Коль чудного на свете свойства, Коль странных мыслей человек!
& lt; 1769& gt;
Честь
Что тебя на свете краше, Что дороже в жизни есть? Ты венец, ты счастье наше, О неоцененна честь!
Ты утеху приключаешь Утесненным от врагов; Ты и нищего венчаешь, Ты прямая дщерь богов.
Пусть богатый возгордится, Дом обильный видя свой; Если с бедным не делится, Он и враг и недруг твой.
Пусть вельможа прославляет Важные свои дела: Память злую оставляет, Коль ему ты не мила.
И народом, и царями Ты должна повелевать, И тебя пред алтарями Нам не стыдно воспевать.
Не тебя весь свет взирает, Красоты твои любя; За тебя тот жизнь теряет, Кто душевно чтит тебя.
Каждый хочет украшаться Сладким именем твоим, И тобою утешаться Непрестанно мы хотим.
Алтарей тебе не ставят, О возлюбленная честь! Но тебя и тамо славят, Где не знают, что ты есть.
& lt; 1769& gt;
Ничтожность
Я некогда в зеленом поле Под тению древес лежал И мира суетность по воле Во смутных мыслях вображал; О жизни я помыслил тленной И что мы значим во вселенной.
Представил всю огромность света, Миров представил в мыслях тьмы, Мне точкой здешняя планета, Мне прахом показались мы; Что мне в уме ни вображалось, Мгновенно все уничтожалось. Как капля в океане вечном, Как бренный лист в густых лесах, Такою в мире бесконечном Являлась мне земля в очах; В кругах непостижима века Терял совсем я человека. Когда сей шар, где мы родимся, Пылинкой зрится в мире сем, Так чем же мы на нем гордимся, Не будучи почти ничем? О чем себя мы беспокоим, Когда мы ничего не стоим? Колико сам себя ни славит И как ни пышен человек, Когда он то себе представит, Что миг один его весь век, Что в мире сем его не видно, — Ему гордиться будет стыдно. На что же все мы сотворенны, Когда не значим ничего?
Такие тайны сокровенны От рассужденья моего; Но то я знаю, что Содетель Велит любити добродетель.
& lt; 1769& gt;
Нравоучительные басни
Фонтанна и речка
В средине цветника Фонтанна кверху била И громко о своих достоинствах трубила, А близ ее текла Река по камышкам, прозрачнее стекла. Фонтанна гордая, шумя под облаками, Сказала так Реке: «Куда придвинулась ты, лужица, боками? Не лучше ли б ползла, бедняжка, вдалеке И поле дикое в своем теченьи мыла? Пожалуй-ка, построй себе подале дом, Ты видишь, какова моя велика сила: Я там всходя реву, где молния и гром; А ты, в моем соседстве, О подлости своей не мыслишь, ни о бедстве». Такою гордостью Река огорчена, Фонтанне говорит: «Я ввек не уповала, Чтобы, в железные трубы заключена, Бедняжкой ты меня и подлой называла. Причина храбрости твоей и высоты, Что вся по самые уста в неволе ты; А я, последуя в течении природе, Не знаю пышности, но я теку в свободе».
На подлинник я сей пример оборочу: Представя тихие с шумящими водами, Сравнять хочу граждан с большими господами, И ясно докажу… однако не хочу.
& lt; 1764& gt;
Человек и хомяк
Наспавшися в норе, Хомяк окончил сон, А только полгода изволил выспать он. «Не стыдно ль засыпаться, — Увидев Хомяка, вещает Человек, — И, сокращая век, В норе своей валяться? » Хомяк ответствовал насмешке таковой: «О бедный Человек! Живот скучнее твой. Я лучше проводить хочу во сне полвека, Чем, следуя тебе, Полвека проводить в безделках и гульбе И в свете представлять скота, не человека».
& lt; 1764& gt;
Разные стихотворения
К сатирической музе
Оставь и не лишай меня, о муза! лиры, Не принуждай меня писать еще сатиры. Не столько быстр мой дух, не столько остр мой слог, Чтоб я пороки гнать иль им смеяться мог. Привыкнув воспевать хвалы делам преславным, Боюсь сатириком стать низким и несправным. Слог портится стихов от частых перемен; К тому ж я не Депро, не Плавт, не Диоген: Противу первого я слабым признаваюсь, С вторым не сходен дух, быть третьим опасаюсь. И так уж думают, что я, как Тимон, дик,
Что для веселостей не покидаю книг. А сверх всего, хотя б за сатиры я взялся, Чему ты хочешь, чтоб в сатире я смеялся? Изображением страстей она жива, Одушевляется чрез острые слова; Взводить мне на людей пороки – их обижу. Я слабости ни в ком ни маленькой не вижу. Здесь защищают все достоинства свои: Что кривды нет в судах, божатся в том судьи. Что будто грабят всех – так, может быть, то ложно. Не лицемерствуют они, живут набожно. Отцы своих детей умеют воспитать, И люди взрослые не знают, что мотать. Законники у нас ни в чем не лицемерны; Как Еве был Адам, женам мужья так верны. Надень ты рубищи, о муза! и суму, Проси ты помощи нищетству своему; Увидишь, что богач дверь к щедрости отворит И наградить тебя полушкой не поспорит. Не щедрый ли то дух – взяв тысячный мешок, Полушкою ссудить? ведь это не песок. Размечешься совсем, когда не жить потуже, А нищий богача, ты знаешь, сколько хуже. Так вздумаешь теперь, что много здесь скупых, — Никак! и с фонарем ты в день не найдешь их; То скупость ли, скажи, чтоб денежки беречь, Не глупость скупо жить, давнишняя то речь. Что кто-нибудь живет воздержно, ест несладко — Так пищу сладкую ему, знать, кушать гадко; Хотя он редьку ест, но ест, как ананас, Ничем он через то не обижает нас; Что видим у него на платье дыр немало — Знать, думает, что так ходить к нему пристало; Ты скажешь, если он так любит быть одет, На что ж он с росту рост бессовестно берет? Изрядный то вопрос! Он должников тем учит; Когда их не сосать, так что ж он с них получит? Не философ ли он, что так умно живет? В заплате нам долгов он исправляет свет. Все добрым нахожу, о чем ни начинаю, — Чему ж смеяться мне? я истинно не знаю. Ты хочешь, чтоб бранил отважных я людей, Но где ж бы взяли мы без них богатырей? Герой из драчуна быть может и буяна И может превзойти впоследок Тамерлана. На что осмеивать великий столько дух? Когда б не смелым быть, бояться б должно мух. Картежники тебе, как кажется, не нравны, Не все ли чрез войну мы быть родимся славны?
Не надобно ли нам и для себя пожить? Когда не картами, так чем дух веселить? «Стихами», – скажешь ты, – какое наставленье! «Чтоб, благородное оставя упражненье, Я стал читать стихи! » – картежник говорит. Но что ж ты думаешь, он это худо мнит? Поверь, чтоб, слыша то, я ввек не рассердился. Конем родился конь, осел ослом родился, И тяжко бы ослу богатыря возить, А лошади в ярме пристало ль бы ходить? Всяк в оном и удал, кто дух к чему имеет, И каждый в том хитер, о чем кто разумеет. Не слушает твоей картежник чепухи, Масть к масти прибирать – и это ведь стихи; И игры, как стихи, различного суть роду, И льзя из них сложить элегию иль оду; Сорвавши карта банк прославит игреца, А, тысячный теряв рест, трогает сердца. Итак, мы некое имеем с ними свойство; За что ж нам приходить чрез ссоры в беспокойство? Оставим их в игре, они оставят нас; Не страшен нашему картежничий Парнас; Итак, не нахожу в них, кроме постоянства. Что ж, муза! ты еще терпеть не можешь пьянства. Весьма бы хорошо исправить в этом свет, Чтоб пьянство истребить, да средства в оном нет. Притом подвержены тому вы, музы, сами; Поите вы творцов Кастальскими струями, И что восторгом звал ликующий Парнас, Так то-то самое есть пьянство здесь у нас. Чему же мне велишь, о муза! ты смеяться? Коль пьянству? Так за вас мне прежде всех приняться; Не лучше ли велишь молчанье мне блюсти? У нас пороков нет, ищи в других; прости!
& lt; 1760& gt;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|