Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и роль Эго. Понимание Эго как центра сознания личности. Развитие Эго и соотношение с Самостью. Столкновения с внешней средой и проявлениями коллективного бессознательного.

1. Понятие и роль Эго:

Эго является Центром поля сознания, Эго – это Комплекс Самости и имеет корни развития в самости.

• Эго является врожденным, появляется с ребенком. Эго проявляет волю и действует как центр принятия решений и свободной воли.

• Оно может принимать различный вид, развиваться, становиться сильнее, проходя через столкновения с действительностью, его ядро – это данность (внутренний ребенок).

• Эго опирается на психическое и соматическое индивида. Легко поддается влиянию как внутренних психических импульсов, так и внешних стимулов окружающей среды.

1.1.Функции Эго:

• Контакт личности с внешним миром и первичное его отражение

• Посредничество между внешним и внутренним мирами

• Реализация ведущей функции сознания

• Регулятор комплексов и их проявлений

• Мысль и самосознание, в т.ч., обучение, проявление агрессии и аффектов

• Активное участие в символообразовании.

• Восприятие времени и пространства.

• Телесные проявления.

• Субъект любой активности.

• Оценочная функция.

• Участие в формировании, структуризация объектных отношений.

1.1.Проявления существования Эго:

1. восприятие,

2. организация психических содержаний,

3. память,

4. контроль над движениями,

5. проверка реальности,

6. защитные структуры,

7. способность оставлять контролирующие и организующие функции в состояниях дезинтеграции (распад, расчленение целого на составные части; разобщение отдельных психических процессов с нарушением целостности психической деятельности) и, когда нужно, отойти в сторону для спонтанного творческого функционирования

2. Понимание Эго как Центра сознания:

Эго- топографический (топография -взаимное расположение органов тела человека, включая описание различных его частей) и энергетический центр СЗ.

• Эго – центр сознания. Оно ответственно за хранение содержания в СЗ и может «вытеснять» в БСЗ неприемлемые и несовместимые с другими содержания

• Эго может восстановить содержание из БСЗ, если оно не заблокировано механизмами защиты (вытеснение и др.), удерживающими невыносимые конфликты за пределами СЗ

• Сильное Эго способно овладеть большим количеством содержаний СЗ и свободно перемещать их. Слабое Эго легче уступает импульсам и эмоциональным реакциям. Оно легко отвлекается, т.к. сознанию недостает концентрации и мотивации.

 

3. Развитие Эго и соотношение с Самостью:

Как уже упоминалось – Эго является врожденным и появляется вместе с рождением ребенка.

• Эго содержит архетипический аспект, который находится в центре эго-комплекса – персонализированной истории развития сознания и самопознания индивида.

• Эго – комплекс Самости, центр поля сознания. Выступает субъектом всех личностных актов сознания.

• Юнг описывал Самость и Эго как внутриличностные интегрирующие центры.

• Самость как бессознательное является существующей априори, из нее развивается эго. Она есть бессознательное предвосхищение эго.

• Самость требует распознавания, интеграции и уяснения, однако включить в пространство человеческого СЗ можно лишь какой-то фрагмент такой всеохватывающей целостности. Поэтому взаимоотношение Эго и Самости – никогда не прекращающийся процесс. Ось Эго – Самость – диалог

• Юнг предложил личность в целом, которая, несмотря на свою данность, не может быть познана до конца, назвать САМОСТЬЮ. Эго, по определению, подчинено Самости и относится к ней как часть к целому… «И в точности, как обстоятельства или внешние события «случаются» с нами, ограничивая нашу свободу, так и САМОСТЬ воздействует на Эго как нечто объективно происходящее и весьма слабо поддающееся изменениям со стороны свободной воли.

Т.о. Самость, хотя и действует целенаправленно, может восприниматься как жестокая и деструктивная, если эго не способствует ее выражению. Это может привести к кризису индивидуации.

3.1. Формирование Эго:

Эго ребенка представляет собой не столько центр сознания, сколько конгломерат отдельных ядер. Формулируя свой общий взгляд на развитие детского эго, Юнг сравнивал его с островками в море, постепенно сближающимися и сливающимися в единое целое. Юнг нигде не указывает точно, когда именно это происходит, но судя по всему, он полагал, что обычно это случается примерно к пятилетнему возрасту.

Юнг полагал также, что в основе эго-формирования лежит самость, представляющая своего рода матрицу для развития сознания.

«Я есть – я знаю, что я есть» (Здесь интересный момент – первые признаки проявления формирования Эго начинается в 1 годик. Именно к этому возрасту ребенок начинает осознавать свое существование «Я есть!») А вот - я знаю, что Я есть это уже к 5 годам.

4. Столкновения Эго с внешней средой и проявлениями коллективного бессознательного:

Эго, как сказал Юнг в тексте «Aion», опирается на два основания: соматическое (телесное) и психическое. Каждое из этих оснований имеет много уровней и частично существует в сознании, но большей частью в бессознательном. Говорить, что Эго опирается на них, – значит говорить, что корни Эго достигают бессознательного. В верхних слоях своей структуры Эго рационально, когнитивно и ориентировано на реальность, но в более глубоких и скрытых слоях оно подвержено потоку эмоций, фантазий и конфликтов, а также вторжениям из физического и психического слоев бессознательного. Таким образом, Эго очень уязвимо и для соматических проблем, и для психических конфликтов. Всецело психический организм, живительный центр сознания, прибежище идентичности и воли, Эго в своих нижних слоях открыто влияниям многих источников.

Согласно Юнгу, то, что заставляет Эго расти, – это «коллизии», столкновения. Другими словами, конфликт, тревога, боль, печаль, страдание. Именно они заставляют Эго развиваться. Требования, предъявляемые к личности в плане физической и психической адаптации к окружающей среде, формируют потенциальный центр в сознании и усиливают его способность функционировать, с тем чтобы сфокусировать сознание и мобилизовать организм в определенном направлении. Будучи виртуальным центром сознания, Эго является врожденным, но в качестве фактического и действующего центра оно обязано своим значением тем коллизиям между психофизическим телом и окружающей средой, которые нуждаются в реагировании и приспособлении. Поэтому, согласно Юнгу, определенное количество конфликтов с окружающей средой и умеренная фрустрация являются наилучшими условиями для развития Эго.

Однако эти столкновения могут быть катастрофическими и причинять психике серьезный вред. В этом случае нарождающееся Эго не усиливается, а скорее повреждается и получает настолько глубокую травму, что дальнейшее его функционирование радикально ухудшается. Пережитое в детстве насилие и сексуальная травма являются примерами таких психических катастроф. Из-за них Эго часто повреждается в самых глубоких психических слоях. Оно может функционировать нормально в когнитивном плане, но в менее сознательных частях эмоциональный разлад и отсутствие связной структуры создают серьезные нарушения характера и тенденции к диссоциации (растворение, распад).

 

Такое Эго не просто уязвимо естественным образом, как и любое другое Эго, оно хрупко и склонно к чрезмерной защите. В состоянии стресса оно легко теряет целостность и поэтому имеет тенденцию возвращаться к примитивному (но очень мощному) способу защиты: отгородиться от мира стеной и защищать психику от вторжений и возможного ущерба. Такие люди не могут доверять другим. Как это ни парадоксально, их и в самом деле постоянно подводят и серьезно разочаровывают другие люди и жизнь вообще. Постепенно такие личности изолируют себя от окружающей среды, которая воспринимается ими как чрезвычайно угрожающая, и могут прожить всю жизнь в защитной изоляции.

Бессознательное населено комплексами.

Личность в понимании Юнга, или душа, состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость.

 

Юнг считал, что причиной большинства психических расстройств – и легких неврозов, и тяжелых психозов – является «понижение ментального уровня». Это означает ослабление контроля «эго» над импульсами бессознательного. Тогда тень и другие составляющие бессознательного начинают бесконтрольно подниматься на поверхность.

Так как «эго» – это один из комплексов, то теоретически у человека может быть несколько «я», как это часто бывает во сне или при некоторых психических заболеваниях, когда человек слышит голоса, видит, как он раздваивается или встречается сам с собой. Так как бессознательное коллективно, то идентичность «эго» укоренена в топике коллективного бессознательного, а не в какой-то другой реальности. «Эго», по Юнгу, лишь функция от коллективного бессознательного, точно так же, как социологический человек есть функция от социума. Задача человека, по Юнгу -- перевести содержание коллективного бессознательного в область сознания.Если Эго игнорирует бессознательное, оно может разрушать сознательные рациональные процессы, захватывая и извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления вырастают из отвержения бессознательных процессов.

5. Взаимодействие с основными Архетипами, оказывающими разрушительное воздействие на Эго:

Основные Архетипы по Юнгу:

Трикстер (еще)

Здесь могу добавить защитные механизмы Эго:

Защиты, которые в рамках психоаналитического подхода обозначены как примитивные или «диссоциативные»:

• расщепление

• отрицание,

• проекция

• вытеснение

• проективная идентификация,

• идеализация и обесценивание,

• переключения между множественными центрами идентичности,

• деперсонализация,

• психическое оцепенение (nambing), и др.

Защиты более высокого порядка:

• рационализация,

• Интеллектуализация, и др.

 

У нас есть докладчики по Архетипам. Даю им слово.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...