Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования социального интеллекта отечественными психологами.




В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности. Социальный интеллект рассматривается в системе связи социализации и индивидуализации.

Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности – повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» (Емельянов, 1985). В его концепции рассматривается связь социального интеллекта с коммуникативной компетенцией и ситуативной адаптацией. На основе анализа литературы можно выделить следующие источники развития социального интеллекта:

Жизненный опыт, – ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие. (1) он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; (2) он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.

Искусство, – эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.

Общая эрудиция – это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

Научные методы – открывают возможность объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.

А.Л. Южанинова (1984) выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных.

Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

Социально-перцептивные способности – это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств исследуемого, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).

Социальное воображение – это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.

Социальная техника общения – это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужно для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих.

По мнению Южаниновой - умение взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью – компонент социального интеллекта.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому (Михайлова, 1991).

Как показали исследования Ж. Пиаже (Пиаже, 1981), формирование способности к децентрации связано с преодолением эгоцентризма. Примером перехода от «познавательного эгоцентризма» к децентрации в сфере общения может служить правило, взятое из искусства спора. Которое принципиально состоит в знании того, как встать на точку зрения партнёра, чтобы доказать ему что-то с его собственных позиций. Без этой способности спор бесполезен. Функции социального интеллекта.

Выделяют следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную.

Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий.

Однако, эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.

Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Кроме того, рассматривается коммуникация, с одной стороны, как способ установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны – как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Соответственно, мы выделяем следующие два основных проявления коммуникативно-ценностной функции (2 вида коммуникативно-ценностной функции):

1) мыслекоммуникация - человек не просто контактирует и воспринимает информацию, но и преобразует ее, выдвигая задачи, проблемы, касающиеся социальных отношений;

2) экзистенциональная комуникация- акт обнаружения себя в другом человеке. Реализуется в способности понимать, воспринимать личностные и социально-психологические позиции людей, в анализе особенностей поведения, представить другого человека на своем месте.

Рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.

Социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей:
-континуальным характером;
-использованием невербальной репрезентации;
-потерей точности социального оценивания при вербализации;
-формированием в процессе имплицитного научения;

- использованием "внутреннего" опыта.
! Лишь последнее полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.
Мы вряд ли могли бы понять поведение столь сложных существ, какими являются люди, если бы сами не были людьми. Наличие внутреннего опыта, опыта наших желаний, потребностей, фантазий, которые, может быть, никогда не проявились в поведении, является огромным ресурсом, увеличивающим кругозор социального интеллекта. Однако мы не просто пользуемся прошлым опытом внутренней жизни. Мы можем мысленно поставить себя на место другого человека и непосредственно испытать его переживания, представить, что он будет желать, от чего ему страдать и к чему стремиться.
На вопрос можно ли развивать социальный интеллект, можно дать однозначный ответ - да, можно. Обучение социальному интеллекту происходит в нашей жизни имплицитно, через опыт общения. Социальный интеллект нужен любому - политику, ученому или домохозяйке. Социального интеллекта не может быть слишком много.

Отметим ряд исследований, которые проводились в сфере социального интеллекта и обозначим связь между другими сферами.

Интересные факты выявлены в области изучения связи лидерства и с социальным интеллектом. Так, С. Заккаро с соавторами полагают, что наличие такой личностной характеристики, как социальный интеллект, является необходимым условием возникновения лидерства в открытых, динамических системах. При этом подчеркивается двухкомпонентный характер социального интеллекта, включающего в себя:

1) социальную перцепцию - способность к более быстрому и тонкому пониманию других людей и социальных групп;

2) поведенческую гибкость - способность изменять поведение, учитывая требования, проистекающие от новых задач и ситуаций.
По мнению ученых, лидеры с высоким уровнем социального интеллекта обладают более тщательно разработанными перцептивными и поведенческими схемами (т.е. прототипами и моделями). Они лучше других членов группы "прочитывают" складывающиеся ситуации, более современно принимают адекватные решения и гораздо эффективнее остальных претворяют их в жизнь.
Согласно С. Заккаро руководители с высоким уровнем социального интеллекта способны к более точному восприятию требований организационных ситуаций и более адекватно реагируют на них. Эти руководители, полагает ученый, обладают более высокой социальной компетентностью, вследствие чего меньше вовлекаются в ситуацию с высоким межличностным стрессом (в лице, например, непосредственного начальника) легче противостоят его воздействиям. По мнению Б.Баса. социальный интеллект играет важную роль в способности лидера воодушевлять последователей и строить взаимоотношения.

Есть еще одно очень интересное исследование проведенное О. Б. Чесноковым, Ю. В. Мартиросовым, Е. В. Субботским, направленное на изучение влияния уровня развития социального интеллекта в младшем школьном и младшем подростковом возрасте на характер взаимодействия детей в ситуации конфликта интересов.Они определяют социальный интеллект (СИ) как способность ориентироваться на существенные характеристики коммуникативной ситуации, недоступные непосредственному наблюдению (мысли, чувства и намерения партнеров по общению, социальные позиции в системе отношений), способность прогнозировать на основе этой ориентировки взаимозависимые действия себя и партнера и намечать возможные способы опосредствованного достижения своих или общих

целей в проблемных условиях, когда прямые способы достижения этих целей невозможны или цели партнеров не совпадают (Чеснокова, 2005). Они отмечают, что не в каждой ситуации общения нужен СИ. Необходимость в нем возникает только тогда, когда цели партнеров не совпадают и требуется нахождение компромисса или обходного пути достижения цели. Иными словами, когда на пути достижения цели возникают определенные препятствия и действия по известному алгоритму не приводят к успеху. Именно в таких ситуациях и востребован СИ. Во-вторых, реализация социально-интеллектуальной деятельности перед ребенком возникает задача выбора стиля взаимодействия с партнером (учитывать интересы партнера и кооперироваться или не учитывать интересы партнера и конкурировать). Это требует от ребенка использования СИ: 1) понимания намерений и ожиданий партнера;

2) прогнозирования его действий на последующих этапах и планирования своих ответных действий; 3) учета кратковременныхи долговременных последствий выбранного им стиля взаимодействия
Ученый Сатаров Г.А. в своей книге "Социальный интеллект и динамика диспозиций" подвергает критике все вышеперечисленные определения "социального интеллекта" и предлагает рассматривать их как "коммуникативный интеллект", а под социальным интеллектом рассматривает - способность ориентироваться в социальном пространстве. Число случаев выбора респондентом ответа "Затрудняюсь ответить" при анкетировании рассматривается как возможный индикатор социального интеллекта. В данном случае мы не рассматриваем тесты, сформулированы учеными на научном языке и которые доступны пониманию лишь узкого круга людей, а именно, специалистов в этой области. Речь здесь идет о реальном отказе отвечать на вопрос, сформулированный нормальным человеческим языком в отношении самого респондента или окружающего его привычного мира. Изучается вопрос, под влиянием каких же факторов выбирается данный вариант ответа "затрудняюсь ответить, описывается группа респондентов с разным уровнем социального интеллекта Социальный интеллект рассматривается здесь как свойство.

Методики измерения социального интеллекта можно разделить на две основные группы: 1)методики, связанные с оценкой реальных людей (задаются вопросы типа: "Какое мнение Ваш собеседник о Вас?", "Что Вы думаете о собеседнике?" Затем сопоставляется мнение каждого собеседника о другом и то, что этот другой думает об этом мнении) и

2) тесты "карандаш-бумага".
В истории изучения социального интеллекта были разработаны такие тесты как:
1) тест, разработанный Т.Хантом в 1928г.-это первый тест социального интеллекта.
2) методика Дж.Гилфорда, которой измеряют два разных аспекта социального интеллекта: познавательного (способности понимать поведение других людей) и поведенческого (способности "справляться" с поведение других людей).
3) тест на интеллект Дж. Гилфорда и М. О' Салливена.
4)из отечественных самая распространенная методика исследования социального интеллекта- это методика Е.С. Михайловой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...