Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Календарные обряды и поэзия




ФОЛЬКЛОР

(Методические указания

по фольклорной практике для студентов-бакалавров

филологического факультета)

 

Армавир-2015


 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

Основные задачи практики………………………………………………

Содержание практики…………………………………………………….

Примерный перечень тем бесед для сбора фольклорного материала..

Методика собирания………………………………………………………

Примерный тематический вопросник……………………………………

Перечень форм отчетности студентов о прохождении практики……..

Примерный вопросник для составления отчета по фольклорной практике…………………………………………………………………….

Требования к записи фольклора…………………………………………

Оформление собранных текстов………………………………………….

Образцы оформления фольклорных записей……………………………

Список часто встречающихся песен литературного происхождения…

Литература………………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная (фольклорная) практика проводится для студентов-бакалавров филологического факультета в летний период по окончании 1-го курса. Длительность ее – 1 неделя. Для успешного выполнения задания по фольклорной практике студент обязан прослушать теоретический курс «Фольклора», отработать практические занятия, посетить специальное занятие по методике собирания фольклора, назначаемые преподавателем во внеучебное время. По итогам практики студенты организованно сдают материалы – дневник практиканта по фольклорной практике, оформленный соответствующим образом. Вместе с записями каждый участник фольклорной практики сдает краткий отчет о своей работе, в котором представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов (по жанрам). Отчетная конференция по фольклорной практике подводится в начале третьего семестра (сентябрь) второго года обучения. По результатам практики студенты получают зачет.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Углубление знаний по истории и теории фольклора.

Приобретение и закрепление навыков собирательской работы.

Приобретение начальных навыков научной работы.

Подготовка студента к будущей профессиональной деятельности.

Расширение культурного кругозора студентов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Комплексное ознакомление с избранным районом (география, экономика, быт, культура).

Сплошное обследование фольклорной традиции местности, изучение особенностей бытования фольклора в наши дни.

Изучение репертуара и особенностей творческой манеры известных в своей местности исполнителей.

Собирание и первоначальная обработка бытующих фольклорных текстов различных жанров: проведение магнитофонной записи или видеозаписи и расшифровка записанного и отснятого материала.

Паспортизация и классификация собранных материалов.

Фотографирование исполнителей, хороводной игры, мизансцен театральных представлений.

 

Основной формой получения фольклорного материала является метод беседы (по заранее разработанной тематике беседы и конкретным вопросам, которые будут заданы фольклороносителю).

Студентам-практикантам предлагаются вопросы. Вопросы должны задаваться в такой форме, чтобы с одной стороны, исполнитель их понимал, с другой – чтобы они подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ БЕСЕД ДЛЯ СБОРА ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА:

1. Календарные обряды и обрядовая поэзия в разных районах Краснодарского края.

2. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в разных районах Краснодарского края.

3. Заговоры.

4. Сказки.

5. Несказочная проза: предания, легенды, былички, сказы, бывальщины и т.д.

6. Былины и исторические песни.

7. Лирическая песня и ее основные тематические группы (любовная, бытовая, тюремная, солдатская и т.д.).

8. Малые лирические жанры – частушки.

9. Народный театр.

10. Детский фольклор в его разновидностях: а) фольклор взрослых, созданный для детей (колыбельные песни, потешки, пестушки); б) собственно детский фольклор (считалки, жеребьевки, дразнилки, заманки, страшилки и т.д.).

11. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присловья, пустобайки).

 

МЕТОДИКА СОБИРАНИЯ

Первое, что способствует успеху проведения практики, – установление контакта студентов-практикантов с местными жителями. Важно, чтобы студенты просто держали себя, были доброжелательны и коммуникабельны, относились с уважением к людям, правилам и привычкам, к традициям и обрядам жителей сельской местности.

Если студент едет в местность, которая ему известна (он часто бывает или живет в этой местности или же его родственники проживают там), он, вероятно, уже слышал об интересных исполнителях, то есть имеет некоторые предварительные сведения. Тем не менее, надо заранее, например, в период зимних студенческих каникул, уточнить эти сведения и узнать об иных талантливых исполнителях песен, рассказчиках, людях, помнящих старину. Получить начальную информацию об известных исполнителях или существующих еще народных хорах, а также иные полезные для собирателя рекомендации, можно обратившись к местной интеллигенции: учителям, работникам учреждений культуры или в органы, связанные с образованием и культурой (районные отделы культуры, районные отделы образования, сельсоветы).

При работе с отдельными исполнителями надо помнить о том, что нельзя начинать опрос непосредственно с разговора о фольклоре или, тем более, о фольклорной практике. Предварительная беседа может касаться воспоминаний рассказчика о его семейной жизни, о каких-то знаменательных событиях в жизни исполнителя, о том, как «было в старину», о деревенских делах, о международных или политических событиях, о событиях, связанных с войной, перестройкой, о прошлом населенного пункта. Собиратель должен внимательно следить за реакцией информатора. В случае отказа информатора принять участие в работе, нужно постараться уговорить его, ссылаясь при этом на уже состоявшуюся запись в соседней деревне или в соседних домах. Собиратели, записывающие песни, должны не забыть о записи фольклорных паспортов у информаторов.

Запись фольклора следует начинать с просьбы исполнить самые любимые произведения. Когда, как это покажется исполнителю, его репертуар будет исчерпан, собирателю надо попробовать продолжить работу, так как обычно певец или рассказчик знает больше, чем он мог вспомнить сразу и в одной беседе. Далее при помощи вопросов надо попытаться выяснить, что еще сохранилось в памяти информатора. Однако вопросы надо задавать по памяти или, в крайнем случае, пользуясь карточками, на которые они записаны. Смотреть в карточки нужно так, чтобы не привлекать внимание исполнителя и не отвлекать его. Заглядывание в вопросник, как правило, настораживает собеседника и может привести к нежеланию разговаривать с собирателем.

Контакт с собирателем устанавливается в том случае, когда исполнитель почувствует в своем собеседнике подлинную заинтересованность и знание предмета разговора. Вопросы должны активизировать память исполнителя, их надо формулировать так, чтобы они были понятны и доступны собеседнику, подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения.

Необходимо записывать все услышанные варианты произведений, независимо от их сохранности, то есть и полные по содержанию, и плохо сохранившиеся, кроме абсолютно повторяющих друг друга.

Не следует пренебрегать записями произведений литературного происхождения, так как талантливые исполнители зачастую делают эти тексты весьма своеобразными.

Запись исполняемого произведения должна делаться только «с голоса», то есть непосредственно в момент пения или рассказывания, а не по памяти собирателя. Записи по памяти делаются в том случае, если информатор не согласился не только на магнитофонную запись, но и на ручную. Если ситуация сложилась так, что собирателю пришлось восстанавливать текст по памяти, в паспорте записи надо делать помету: «записано по памяти». Во время работы с информатором нельзя прерывать исполнение какими бы то ни было замечаниями, вопросами, просьбами повторить то или иное непонятное слово или тот фрагмент текста, который не успели записать сразу, если запись производится вручную. Все вопросы по услышанному и записанному тексту и особенностям исполнения надо задавать после.

Если собиратель в момент ручной записи не успевает фиксировать все, следует оставлять свободные места в записи текста. Вписать пропущенное можно только после окончания исполнения. Можно попросить информатора исполнить произведение еще раз, чтобы проверить правильность сделанной записи. Это относится только к тем случаям, когда запись плохо получилась. Начав запись, нельзя ее прерывать, не закончив, так как исполнитель может отказаться от дальнейшей работы. Лучше всего ручную запись вести вдвоем – один заканчивает, другой продолжает, либо одновременно. При записи нельзя опускать такие особенности исполнения, как включение в текст различных междометий, восклицаний, частил, повторов, обрывков слов или диалектных слов.

Задавая вопросы и пользуясь приводимым ниже вопросником, следует помнить о том, что беседа должна носить характер свободный.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВОПРОСНИК

 

Студентам предлагается исследовать современное состояние конкретных фольклорных жанров в соответствии с предложенными вопросниками. Вопросник содержит основной круг вопросов, на которые необходимо получить ответы.

Пользуясь вопросником, необходимо также помнить, что расположение в нем вопросов не определяет полностью порядка работы собирателя с исполнителем. Предлагаемый вопросник примерный: на одни вопросы практикант сможет получить подробные ответы, на другие – нет; в процессе собирания фольклора могут появиться новые вопросы или уточняющие уже сформулированные ниже.

 

Сведения о населенном пункте, в котором ведется запись фольклора, можно получить, предварительно обратившись в краеведческий отдел краевой библиотеки, где имеется необходимая справочная литература, в местную библиотеку, в учреждение культуры, находящееся на территории данной местности или сельский совет. Однако полученную информацию нужно пополнять и уточнять на месте записи, учитывая сведения, которыми располагают старожилы. Очень возможно, что сохранились какие-либо топонимические предания, то есть те, что связаны с названиями населенных пунктов, рек, озер, лесов. Если выяснится, что в данной местности существует или существовали промыслы, надо выявить круг людей, помнящих фольклорные жанры и произведения, исполняемые в этой профессиональной среде.

1. Что известно об основании населенного пункта?

2. В какую волость, уезд, область или район входил данный населенный пункт до революции 1917 года, до Великой Отечественной войны, после нее?

3. С какими промыслами, производством или только с крестьянским трудом связано его основание?

4. Откуда произошло название данного населенного пункта?

5. Сколько дворов и жителей было до революции 1917 года и как изменилась картина в 20-е, 30-е, послевоенные годы в годы перестройки и в настоящее время?

6. Есть ли коренные жители других национальностей и каких?

7. Есть ли переселенческое население, когда и откуда шло переселение?

8. К какому приходу относился этот населенный пункт? Где было приходское село? Какие еще станицы входили в этот приход?

9. Какие храмы были или имеются в настоящее время? Какова история этих храмов?

10. Какие христианские праздники и святые почитались в данной местности? Почему?

11. Где находились ближайшие монастыри?

12. Имеются ли в обследуемом населенном пункте или поблизости древние захоронения (курганы)?

13. Как называются ближайшие реки, озера, ручьи, леса? Что известно о происхождении их названий?

14. Были ли заповедные места в лесах?

15. Есть ли в данной местности лица, занимавшиеся в молодости или в настоящее время народными промыслами? Живы ли их потомки?

16. Существовала ли до революции школа? Когда и кем была основана?

17. Какова дальнейшая судьба школы?

По результатам беседы должны быть составлены описания посещенных населенных пунктов, прилагаемые к дневнику практиканта.

 

Календарные обряды и поэзия

1. Какие обряды совершались на святки; ходили ли колядовать. Кто колядовал (дети, взрослые; девушки, парни), в какой день святок; в какое время суток; ходили ли колядовать ряженые; как одевались и почему; как происходило колядование, получали ли за него вознаграждение, какое; пели ли при колядовании особые песни, как они назывались; не было ли обычая представлять Коляду в виде девушек; существовали ли рассказы о Коляде? Записать колядки.

2. Какие блюда традиционно подавались на новогодний и рождественский столы? Была ли какая-нибудь особая (ритуальная) пища? Если была, то как она готовилась?

3. Устраивались ли на святки игрища; как они проходили; кто принимал в них участие. Какие обряды и игры совершались. Какие песни исполнялись?

4. Принимали ли участие в игрищах ряженые; кем они рядились, какие сценки разыгрывались, какие при этом происходили диалоги?

5. Гадали ли в святки. Записать виды гадания и подробно в деталях сам процесс гадания. Были ли гадания с подблюдными песнями? Как они проходили, кто в них участвовал, что предсказывали гадающим подблюдные песни? Записать песни.

6. Какие зимне-весенние приметы о будущем урожае и погоде распространены в данной местности (по инею, капели, звездам и другим)?

7. Как праздновали масленицу: ее встречу. Проводы; как назывались дни масленицы; кем наряжали масленицу; какие обрядовые действия совершались в ней; какие песни пелись при встречи масленицы; во время самого праздника и на ее проводах; пелись ли масленице только масленичные песни; что еще исполнялось; какие обряды и игры устраивались на масленицу; как гадали на масленицу. Какие существовали приметы; существовал ли обычай поздравлять на масленицу молодоженов особыми песнями? Был ли обычай печь блины? Из какой муки и как пекли блины? Были ли особые приметы, связанные с выпечкой блинов? Узнать рецепты приготовления блинов и записать их. Отмечается ли масленица в настоящее время и как?

8. Какие обряды совершались при встрече весны и в какие дни; как назывались эти дни; был ли обычай печь печенье или булочки в форме птиц, как это печенье называют, в какие дни пекли такое печенье; какие песни исполнялись при заклинании весны; кто заклинал весну и как это происходило; какие песни пелись при встрече весны; кто их пели какими обрядовыми действиями они сопровождались; какие приговорки и песенки исполнялись во время первого весеннего грома, дождя?

9. Какие действия связаны с расцветшей вербой; как объясняют информаторы особое отношение к вербе; где и как долго хранили веточки вербы; был ли обычай хранить веточки вербы в хлеву или подсыпать вербу в корм скоту; произносила ли хозяйка какие-то слова в момент своих действий с вербой?

10. Как отмечалась Пасха; как готовили дом к Пасхе; когда должна была быть завершена подготовка к празднованию; были ли какие-либо особые действия хозяйки, связанные с выпечкой кулича, с крашением яиц; почему нужно было, чтобы кулич вышел красивый; приготовление каких блюд было обязательным на Пасху; существовал ли обычай обрядового обхода дворов после Пасхи; был ли обычай водить хороводы, петь и играть в какие-либо игры на Пасху; был ли обычай поминать усопших, ходить на кладбище?

11. Какие обряды совершались перед началом пахоты и сева, Егорьев день (23 апреля); при первом выгоне скота на пастбище и т.д.; какие фольклорные произведения исполнялись при этом?

12. Когда начинали водить весной хороводы; как они назывались; была ли определенная последовательность в исполнении хороводных песен; существовали ли специальные хороводные песни; кто принимал участие в хороводах; как водили хороводы; разыгрывалось ли содержание песни, кем и как; исполнялись ли хороводные песни вне хороводов. В каких обстоятельствах и почему?

13. Какие обряды совершались на Троицу; какие песни исполнялись при разжигании костров, завивании березок, кумлении и пр.; какие поминальные обряды справлялись во время троицы; причитали ли на могилах; не было ли обычая «хоронить кукушку», Кострому и т.д.?

14. Какие обрядовые действия были характерны для дня Ивана Купалы; не было ли обычая зажигания костров, прыганья через огонь, купания и обливания водой; какие поверья были связаны с этим праздником; исполнялись ли особые песни при совершении обрядов в день Ивана Купалы, игры, пляски?

15. Праздновали ли Петров день, Ильин день; какие обряды и предания связаны с этими днями?

16. Существовали ли обряды, выполнения которых было обязательно перед жатвой, во время ее и после; перед покосом, во время его и после; какие приговорки и песни исполнялись при этом?

17. Какие календарные обряды и произведения обрядовой поэзии бытовали в среде рабочих?

18. Какие календарные обряды и произведения обрядовой поэзии активно исполняются до сих пор?

19. Пелись ли специальные песенки при совершении какой-либо тяжелой работы, требующей коллективных усилий?

Записывая календарные обряды и фольклорные тексты, сопровождающие их, надо расспрашивать информаторов и о народных приметах, связанных с прогнозом на погоду, урожай, здоровье человека и подробно записывать эту информацию. Кроме того, надо записывать рецепты традиционной народной кухни и особых блюд, которые подавались на стол во время праздничной трапезы.

 

Семейные обряды и поэзия

1. Какие обрядовые действия сопровождали рождение человека; какие заклинания и песни пелись при этом; какие приметы предвещали счастливую жизнь младенца, какие – несчастливую; какие обряды и заклинания исполнялись при первом купании ребенка, его кормлении, пеленании, одевании, положении в колыбель, пострижении, выпадении зуба и т.д.

2. Каков был ритуал традиционной свадьбы в данной местности?

3. Как назывались участники свадьбы со стороны жениха и невесты, их обрядовые функции?

4. Принимали ли участие в свадьбе ряженые, когда; какие сцены ими разыгрывались и как?

5. Пелись ли на свадьбе заклинательные, величательные и корильные песни; причитала ли на свадьбе невеста; всегда ли соответствовало содержание причитаний переживаниям невесты; как сама она относилась к необходимости причитать; как к этому относились окружающие, причитали ли на свадьбе вместо невесты вопленицы, подруги; кто еще причитал на свадьбе?

6. Какие лирические свадебные песни пелись на свадьбе, кем; исполнялись ли на свадьбе приговоры дружки; кто еще кроме дружки, приговаривал?

7. Как и от кого учились участники свадьбы петь, причитать и приговаривать?

8. Какие жанры не свадебного фольклора исполнялись на свадьбе; чем объяснить их употребление при совершении обрядов?

9. Каковы взаимосвязи свадебного фольклора с обрядами; существовала ли строгая закрепленность исполнения конкретных произведений за определенным местом в обряде, почему; все ли жанры свадебного фольклора имели такую строгую закрепленность в обряде?

10. В какое время года чаще справлялись и справляются свадьбы; чем отличается современная свадьба от традиционной; когда перестали справлять свадьбы по-старинному, каково отношение к традиционным обрядам молодежи, среднего и старшего поколения; есть ли в станицах певцы, хорошо знающие старинную свадьбу; чем объяснить такую «памятливость» исполнителей?

11. Причитали ли при проводах в армию, кто причитал, где и когда исполняли; исполнялись ли специально приуроченные к обрядам проводов в армию песни; как сейчас провожают в армию?

12. Существовали ли обряды при проводах на войну; как они совершались; какие фольклорные произведения исполнялись вовремя совершения этих обрядов?

13. Какие обрядовые действия сопровождали похороны человека и его поминки; с какой целью и в какой последовательностью они совершались?

14. Чем различались обряды при похоронах мужчины, женщины, юноши, девушки, ребенка, старого человека или молодого?

15. Была ли и есть ли в данной местности традиции причитания на похоронах; приглашали ли на похороны специально людей для причитания; получали ли и получают ли они за свои участие в обряде похорон вознаграждение?

16. Существовал ли обычай причитать в данной местности по случаю пожара, наводнения, смерти животных и т.д.?

17. Какие семейные обряды и произведения семейной обрядовой поэзии активно исполняются в настоящее время?

Общие вопросы по оформлению свадебного обряда (на любой день свадьбы)

1. Обстановка (обратить внимание на окна, передний угол – икона).

2. Место.

3. Время.

4. Функции каждого участника действия.

5. Кто как одет.

6. Что подают на стол, что подают обязательно.

7. Какие песни звучат во время того или иного этапа обряда.

 

Заговоры

1. Как назывались заговоры в данной местности и люди, их знавшие; различались ли между собой знахари и колдуны; как и от кого они перенимали заговоры; как и кому передавали свои знания?

2. Какова была обстановка и время исполнения заговоров; как произносили заговоры, зависела ли обстановка; время и манера исполнения заговоров от их видовой принадлежности?

3. Какие заговоры, по мнению исполнителей, были вредоносными, а какие лечебные; какие заговоры предохраняли человека от болезней?

4. Каковы взаимосвязи заговоров с календарными и семейными обрядами, с народной медициной?

5. Пользуются ли исполнители заговорами сейчас; каково их отношение к ним?

 

Сказки

1. Как исполнители называют сказки; как они отличают их от несказочной прозы?

2. Когда, в каких бытовых условиях и кому рассказывались сказки?

3. Когда, в каких бытовых условиях, кому и какие рассказываются сказки в настоящее время?

4. Какие сказки обязаны своим происхождением рабочим?

5. Как сказочник относится к тому, что рассказывает; как понимает смысл сказок, цель их исполнения; какие сказки ему больше нравятся?

6. Почему исполнитель стал сказочником; кто его научил рассказывать сказки?

7. Как понимает сказочник искусство исполнения; меняется ли манера исполнения сказок в зависимости от жанровой принадлежности исполняемой сказки?

8. Как относится сказочник к другим исполнителям сказок; чем можно объяснить и одобрительное, и неодобрительное отношение сказочников друг к другу?

9. Пользуется сказочник популярностью среди станичников?

10. Одинаковой ли популярностью пользуются разные жанры сказок; каковы причины популярности и непопулярности того или иного жанра сказок в данной местности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...