Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка надежности и валидности используемых шкал

Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую ориги­нальную методику, необходимо было провести оценку их основных психо­метрических свойств.

Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.

С помощью корреляционного анали­за оценивалась воспроизводимость бал­лов по шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно высокими.

При разбиении суммарных показате­лей на терцили воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разби­ении суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.

Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3 подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67 лет.

Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.

Коэффициенты корреляции Пирсо­на для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76; -0,67. Шкала 1 состоит из 5 пози­тивных и 5 негативных формулировок, поэтому получены коэффициенты кор­реляции с положительным и отрица­тельным знаком.

Коэффициенты корреляции Пирсо­на для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по шкале 2 составили: 0.52;0.54;0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63; 0,50; 0,57; 0,66;0.46.

Коэффициенты корреляции Пирсо­на для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73; 0.57; 0.54.

Полученные коэффициенте? корре­ляции Пирсона свидетельствуют о вы­сокой надежности и внутренней согла­сованности шкал 1, 2 и 3. Особенно вы­соки данные показатели по шкале 1.

Оценка специфичности и чувстви­тельности шкал 1,2 и 3 проводилась на случайной выборке 958 мужчин и жен­щин в возрасте 18—67 лет. В качестве эталонного психодиагностического ме­тода использовался метод клинической беседы с каждым из испытуемых.

Подсчет специфичности и чувстви­тельности шкал производился на осно-

ве следующих стандартных формул:

1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)

ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.

2) Диагностическая специфичность

(ДС):

ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.

3) Прогностическая ценность поло­жительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-) результатов:

ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;

ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.

4) Распространенность (Р) (по эта­лонному методу):

Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.

5) Коэффициент отбора (КО) (по ис­пытуемому методу):

КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

6) Диагностическая эффективность

(ДЭ):

ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП — ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП — истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфич­ности и диагностической чувствитель­ности шкалы 1, а также о существенной прогностической ценности и диагности­ческой эффективности данной шкалы.

По шкале 2 были получены следую­щие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449; ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфич­ности и диагностической чувствитель­ности, а также о прогностической цен­ности и диагностической эффективно­сти шкалы 2.

По шкале 3 были получены следую­щие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446; ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%; Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфич­ности и диагностической чувствитель­ности, а также о прогностической цен­ности и диагностической эффективно­сти шкалы 3.

Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на случайной выборке 300 мужчин и жен­щин в возрасте 18—67 лет. Испытуе­мым, прошедшим психологическое об­следование и получившим низкие пока­затели по одной из трех шкал. предла­галось пройти индивидуальное психо­логическое консультирование.

В ходе консультирования 72 пациен­та (85,7%) из 84 пришедших обратились с жалобами на имеющиеся у них семей­ные, производственные, бытовые и другие проблемы, низкий уровень удов­летворенности жизнью, подавленное настроение, невозможность самоактуа­лизации, обнаруживали различные за­труднения и нарушения социально-пси­хологической адаптации.

Пациенты, прошедшие индивидуаль­ное психологическое консультирова­ние (84 человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факто­ров» Р. Кеттелла. У 95,2% из них бы­ли выявлены повышенные показатели фактора О (тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а также низкие показате­ли факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон настроения) и 03 (волевой конт­роль).

Полученные результаты свидетель­ствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о возможностиих применения с целью оценки уровня удовлетворенности жиз­нью и выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в психологической помощи.

Итак, оценка основных психометри­ческих свойств шкал 1, 2 и 3 (воспроиз­водимости, надежности, специфично­сти, чувствительности, прогностиче­ской ценности, диагностической эффе­ктивности, вадидности и др.) позволяет рекомендоватьих для массовых психо­логических обследований с целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.

Опросник «Ваше самочувствие''

Регистрационный номер.


 

 

Как заполнить опросник:

1. Внимательно, не торопясь, прочти­те вопрос. Ознакомьтесь с предложен­ным набором возможных ответов.

2. Выберите из предложенного пе­речня ответов тот, который соответст­вует Вашему мнению.

Обведите кружком номер этого от­вета.

ОПРОСНИК

1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?

1 — очень плохое

2 — плохое

3 — удовлетворительное

4 — хорошее

5 — очень хорошее

2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений:

Утверждения                                                              Согласен

Скорее согласен Скорее не согласен Не согласе
1) Пожалуй, я человек нервный 1 2 3 4
2) Я очень беспокоюсь о своей работе 1 2 3 4
3) Я часто ощущаю нервное напряжение 1 2 3 4
4) Моя повседневная деятельность                
вызывает большое напряжение 1 2 3 4
5) Общаясь с людьми, я часто ощущаю                
нервное напряжение 1 2 3 4
6) К концу дня я совершенно истощен                
физически и психически 1 2 3 4
7) В моей семье часто возникают                
напряженные отношения 1 2 3 4

 

3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?

 

Утверждения


 

    1) Я доволен тем, как прошел Согласен   Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен  
последний год моей жизни 1 2 3 4
2) Мое душевное состояние, настроение                
стало хуже 3) В целом моя жизнь складывается удачно                               4) Мое благополучие расстроилось                  5) Я чувствую себя счастливым человеком 6) В моей жизни произошли перемены к худшему 7) В моей жизни есть источник радости и поддержки 8) У меня есть проблемы, которые сильно портят мне настроение                       9) Моя жизнь стала лучше              10) Многое не удается                                 1   1 1 1   1   1   1 1 1 2   2 2 2   2   2   2 2 2   3   3 3 3   3   3   3 3 3 4   4 4 4   4   4   4 4 4

 

4

1 2 3 123 4

1234

123 4

123 4

123 4

4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие. Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень пло­хие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.

 

Условия жизни                                                                       Оценка в баллах

1) Ваши жилищные условия                      

2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и т.п.)                 

3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т.п.)                

4) Условия Вашего труда                       

5) Деньги, доход                                   

6) Возможности использования денег               

7) Медицинское обслуживание                

8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)                

9) Досуг, спорт, развлечения                    

10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)                         

11) Политическая ситуация в регионе проживания      

12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)                                           

13) Свобода вероисповедания, политической активности  

5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторона­ми своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не удовлетво­рен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 — пожалуй, удо­влетворен, 5 — полностью удовлетворен.

 

 

Стороны жизни                                                                                  Оценка в баллах

1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.

2) Отношения в семье

3) Дети:их здоровье и благополучие

4) Питание                                      

5)Отдых                                     

6) Материальное благополучие, обеспеченность       

7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам                      

8) Положение в обществе                         

9) Жизненные перспективы                        

10) Любовь, сексуальные чувства                      

11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо                                

6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.                                                                   7. Возраст: _____лет.

8. Образование:                   1 — начальное и ниже

2 —неполное среднее

3 — среднее общее

4 — среднее специальное

5 — незаконченное высшее

6 — высшее.

9. К какой общественной группе Вы относитесь?

 1-рабочий                                                   6 - домохозяйка

 2 - служащий                                              7-безработный

3 - пенсионер по возрасту                         8 - предприниматель

4 -пенсионер по инвалидности                  9 - крестмнин

5 - учащийся, студент                                10 - другое

10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),

2 — никогда не был женат (замужем),

3 — разведен(а), живу отдельно,

4 — вдовец (вдова).

11. Место проживания ___________________________

Название населенного пункта, район, область

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!

Регистрационный номер _____________________

обработка и интерпретация резуль-       При обработке данных, получаемых

татов, получаемых с помощью                   с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-

опросника. ваше самочувствие,            тывается сумма баллов по всем 7 пунк-

Пункт 1 опросника ВС измеряет само-         там, которая затем делится на 7. Далее

оценку здоровья. Низкая самооценка               полученный балл вычитается из 4.

здоровья, по нашим данным [4], связана         В результате получается показатель

с повышенным уровнем стресса, низки-          стресса по шкале психосоциального

ми показателями удовлетворенности               стресса Л. Ридера, который может

жизнью,                                                                      варьировать от 0 до 3 баллов.

Пункт 2 опросника ВС представляет       В зависимости от полученного балла

собой шкалу психосоциального стресса   психосоциального стресса каждого ис-

Л. Ридера.                                                             пытуемого можно отнести к группе с

высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...