Организационный период смены
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и итоговый. Организационный период смены Организационным периодом называют первые три дня пребывания детей в лагере. По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Задачи организационного периода: § обеспечить быстрое знакомство ребят друг с другом, с педагогами, администрацией, территорией лагеря, программой деятельности; адаптацию детей к жизни в лагере, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству; § выявить лидеров (ребят, обладающих организаторскими способностями, оказывающих положительное влияние на других), сформировать актив, органы детского самоуправления (распределить поручения между членами отряда, определить участие каждого в выполнении общей задачи); § предъявить единые педагогические и организационные требования к выполнению режима и распорядка дня, самообслуживанию, личной гигиене, организации питания, дисциплине и поведению, организации совместной деятельности; § создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, условия для раскрытия способностей, возможности для самоутверждения; создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;
§ выявить возможности и интересы детей; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой. В оргпериод важно:
Основной период смены
Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей. Задачи основного периода: § создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе; § корректировка личностных отношений; § создание условий для самореализации ребенка; § стимулирование активности, поощрение успеха; § координация взаимодействия детей внутри отряда; § обеспечение условий воспитательной эффективности деятельности временного детского коллектива; § систематический анализ результатов деятельности, корректировка воспитательных задач; § создание условий для демонстрации коллективных достижений. Вожатым необходимо устраивать побольше мероприятий, которые будут направлены на укрепление психологического климата в отряде. Можно достаточно часто проводить соревнования в различных видах деятельности. Главное обеспечить занятость ребенка, так как самое характерное для этих дней – разобщенность, которая возникает как результат разных потребностей и интересов. Обеспечивая занятость детей, нужно предложить им занятия, способствующие их развитию и росту. Важным аспектом работы вожатого является организация межотрядного сотрудничества. Необходимо вовлекать ребят в общелагерные мероприятия. Вожатому рекомендуется почаще при принятии решений уходить в сторону, не брать на себя всю долю ответственности как в организационный период, а предоставлять творческую свободу детям.
Итоговый период Итоговый период - это заключительный период смены (2- 3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, и что их порадовало. Последние несколько дней смены очень грустные - оттого, что необходимо paccтаваться с новыми друзьями, летней сказкой. Заключительный период посвящается творческому отчету. В отряде организуются выставки поделок, фотогазет, отрядных газет. В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения после кризисных дней. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. В этот период вас ждёт небольшая проблема - пик усталости, ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома, в постоянной деятельности и т.д. Именно в этот период вы должны быть особенно внимательны к каждому ребенку, заботясь о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтобы каждый yexaл с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз. Для ребенка важно в этот период: чтобы труд ребенка оценили, чтобы произошло обогащение личного багажа знаний, услышать как можно больше теплых слов. Для вожатого в этот период важно: подведение итогов смены с детьми, анализ смены с напарником, планы на будущее, оформление итогов, настрой детей на лирический, на оптимистический лад, особенный контроль над детской дисциплиной. В последние дни вожатые вплотную заняты подготовкой к вожатскому концерту. В эти дни важно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («Вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, поэтому вожатому необходимо стремиться ограничить свободное время детей и подростков, стараясь организовывать коллективные дела с привлечением каждого ребенка. Отрядные дела для итогового периода: гала-концерт, награждение детей по номинациям в отрядах, музыкальные вечера, КТД «Скоро лагерю скажем "Прощай!"», прогулки по любимым местам в лагере, итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?, прощальный вечер «Я оставляю вам на память...», итоговые огоньки (для отряда, для лагеря), беседа «Что вы будете делать после лагеря?», бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен адресами и прощальными письмами, написание вожатым писем-отзывов о его работе, анкетирование детей и вожатых, подготовка лагеря к следующей смене - уборка территории и помещений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|