Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь-справочник по обществознанию

Философия (от греч. phileo — люблю, sophfia — мудрость, буквально — любовь к мудрости) — область человеческого знания, направленного на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой обобщенного взгляда на мир и место в нем человека. Понятие было впервые использовано древнегреческим ма-тематиком и мыслителем Пифагором в V в. до н.э. Философия как специфическая форма духовной деятельности человека берет свое начало в Древней Греции, где в VIII-V вв. до н.э. возникло свободное и критическое, основанное на принципах автономии человеческого разума, осмысление мира и жизни человека. Этим философия отличает-'ся от более древних форм мировоззренческого со-знания — мифологии и религии, основанных на традиции, догматической вере в сверхъестественные силы. Интересен многовековой опыГ осмысления места человека в природном и социальном мире. Основное внимание философов было направлено «а постижение бытия человека как бытия особого рода, обладающего духовной жизнью, способного в сознании и на практике проявлять активное отношение к миру. Основой философских размышлений являются проблемы отношений субъекта и объекта, духовного и материального, свободы и необходимости и др. Диалог противоположных суждений определяет диалектику философского сознания. Акцентирование той или иной стороны проблемы является основой противопоставления материализма и идеализма, религиозной или светской философии и других проблем, которые составляют объект философского познания. Мно-говековое развитие философского знания привело к формированию теории познания, философии природы, философии человека, социальной философии, этики, эстетики, религиоведения, философской антропологии и др. Философия сформулировала систему духовных ценностей, теоретически обосновав программы действий человека в зависимости от конкретных условий бытия. Стремление к истине как к общечеловеческой ценности реализуется в философии через опыт мироощущений, находящий воплощение в оригинальных философских концепциях. Существуют разные типы философского сознания. Наряду с последовательной ориентацией на рациональное познание, а с развитием науки — на научное познание в философии существовали и существуют направления, опирающиеся на интуицию, личностно-эмоциональный опыт. Основное достоинство философии заключается в многообразии позиций. Используя опыт различных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира, философия интегрирует существующие знания и идеи, выступая в качестве инструмента, характеризующего конкретную эпоху. В современном мире значение философии состоит в формировании сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем. Отличительной чертой философского знания является устремленность к универсальному знанию. Однако эта наука не навязывает готовые рецепты и рекомендации. Философия способствует формированию самостоятельного суждения и ответственного отношения к окружающему миру. Философия, являясь формой осмысления жизни, бесконечна в своих проявлениях. Никакая теория не способна исчерпывающим образом воспроизвести глубину и многообразие жизненных проявлений. Формирование философских идей — есть открытие новой перспективы, позволяющей увидеть жизнь в ранее недоступном ракурсе.

 

Абсолют (от лат. absolutus — безусловный, неза-висимый). Понятие метафизики, обозначающее то, что не подвержено законам рождения и смерти, становления, а потому вечное, неизменное и совершенное. Абсолют — это область «запредельного» по отношению к человеческой способности чувственного восприятия. Понятие «абсолют» предполагает безусловное существование совершенной первоосновы бытия (Бог, дух, идея, разум, логос и т. д.).

 

Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию). Философская концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость Бога, объективной реальности. Агностицизм отказывается решать познавательными средствами практически все традиционные проблемы и превращает этот отказ в определенную мировоззренческую позицию. Неверно отождествлять агностицизм только с иде-ализмом. Агностицизм отражает реальные трудности процесса познания, не получив-шие полного разрешения. Например, такие проблемы, как: границы познания, субъективное преломление бытия в органах чувств и мышлении человека, и т. п. Элементы агностицизма присутствуют во многих философских учениях 1 -й половины XX в. — от прагматизма до критического реализма.

 

Аксиология (от греч, axia — ценность и logos — слово, учение) — раздел философского знания, изучающий человеческую деятельность, основанную на системе ценностей. Под ценностями понимаются процессы, явления, предметы, которые обладают положительной значимостью для человека, способствуют удовлетворению его потребностей. По содержанию ценности подразделяются на экономические, политические и социальные; по форме — на материальные и духовные; в зависимости от того, кто является субъектом ценностного отношения к действительности, — на индивидуальные и групповые. От ценности следует отличать оценку, под которой имеется в виду действие, связанное с установлением значимости предмета для человека. В качестве основания оценки выступают нормы, которые сами являются ценностями. С аксиологией тесно связана логика оценок, представляющая собой теорию рассуждений, в составе которых встречаются оценочные суждения.

 

Антропогенез* (от греч. anthrоpos — человек и genesis — происхождение) — теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития. Существуют несколько подходов к вопросу о происхождении человека — теории: религиозная, эволюционная, трудовая (социально-историческая), а также «случайная», т.е. человек — плод случая, и «инопланетная». Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для многих религий мира характерна вера в божественное происхождение жизни, в том числе и самого человека, и признание души как источника человеческого в человеке. Религиозные теории происхождения человека основаны на идее чуда, божественного вмешательства в этот процесс. Существуют теории палеовизита. По мнению их сторонников, человек является созданием пришельцев из космоса. Во 2-й половине XIX в. появляется эволюционная биология. С развитием научных знаний предпочтение отдается естественным причинам, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Ч. Дарвина.Главную причину изменчивости организмов он и его последователи видели в естественном отборе. Однако дарвинизм не дал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира? В марксистской антропологии на первый план вышла трудовая теория происхождения человека. Ф. Энгельс в качестве главной причины появления человека называл труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, мораль, творческие способности. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить скачок от человекообразной обезьяны к человеку. Обнаружить это «звено» не удалось до сих пор. Наличие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Современный тип человека — Homo sapiens (человек разумный) появился 50—40 тыс. лет назад. Большинство исследователей считают биологическую эволюцию человека законченной, а социальную эволюцию характеризуют как бесконечный процесс, не имеющий никаких ограничений. Человек как индивид — конечное, смертное существо. Однако ему как мыслящему существу доступны иные миры, прошлое и будущее. Его сознание, духовный опыт не имеют границ. Здесь проявляется главное противоречие человеческой природы: между конечной плотью и бесконечным духом. Проблема двойственной природы человека является предметом религиозного и философского осмысления.

 

Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, которые не представлены в сознании человека. Термин «бессознательное» применяется в случае описания индивидуального или группового поведения, действительные цели и последствий которого не осознаются. Сфера бессознательного значительно превосходит область сознания, в ней находятся инстинкты, подавленные желания, нереализованные влечения, интуиция и пр. Нидерландский ученый Б. Спиноза одним из первых осознал, что человек не свободен в своих сознательно мотивируемых поступках и мыслях, им движут причины, не представленные в опыте сознания, т. е. бессознательные. К. Маркс, вслед за Б. Спинозой, полагал, что человеку кажется, будто его сознание автономно. На самом деле содержание сознания определяется социально-экономическими отношениями, но сам факт этой связи сознание не улавливает, что препятствует реализации универсального и свободного человека. Понятие «бессознательное» использует 3. Фрейд для обозначения вытесненных из сознания желаний и инс-тинктов {как правило, сексуальных, если они не соответствуют нормам поведения), оказывающих решающее влияние на поведение людей. (Ърейд называет это психическим бессознательным. Для избавления от гнета такого рода нет необходимости в социальных изменениях, достаточна помощь врача-психоаналитика. К. Г. Юнг выводит бессознательное за рамки индивидуального опыта в сферу коллективного бессознательного, которая основывается на архетипах — неких образах, находящихся в подсознании и имеющих свою основу в опыте человечества. Он представлен в человеческой психике и может воспроизводиться, подниматься на поверхность сознания только интуитивным путем, в сновидениях и т.п.

 

Биосфера — понятие, появившееся в науке в последней четверти XIX в. и обозначающее оболочку планеты, состав и структура которой определяются деятельностью живых организмов от простейших до человека. Целостное учение о биосфере было разработано в начале XX в. В. И. Вернадским, который создал учение о переходе в ноосферу, управляемую не только законами жизни, но и развитием человечества. Это понятие приобретает новый смысл, в связи с проблемами преодоления экологического кризиса на планете и поисками внеземных форм жизни.

 

Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность. В философии различают два истолкования понятия бытия: реальное и идеальное. Реальное бытие часто называют существованием. Оно имеет пространственно-временной характер, индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие (идея) — это сущность. Оно вне времени, лишено действительности, существует неизменно и вечно. Идеальным бытием в этом смысле обла-дают духовные ценности, идеи, математические и логические понятия. В реальном и идеальном бытии различают три вида (модуса) — возможность, действительность и необходимость. Существуют достаточно много видов бытия, количество кото-рых соответствует числу наук. Существовать — значит иметь определенность, которая выражается теоретическими концепциями, оперирующими фактами, понятиями и ценностями. Нечто признается существующим лишь в том случае, если сведения о нем удовлетворяют критериям науки. Есть множество концепций бытия, так как мир многооб-разен. Наряду с этим существуют единообразные взгляды на реальность. Согласно религиозной традиции Бог является вечным творцом бытия. В метафизике бытием объявляется нечто устойчивое, неизменное, глубинное, что противостоит вечно текущему, изменяющемуся миру вещей. Это может быть «мир идей», формы, абсолют, дух и т.п. В ма-териализме бытие трактуется как изменчивость мира и воплощается в материи. Кроме того, есть двойственное (дуалистическое) толкование бытия. В качестве двух реальностей бытия чаще всего избирают материальное и идеальное. Современная философия и наука свидетельствуют, что существует множество видов бытия, которые взаимосвязаны и образуют определенную иерархию, но не теряют присущего им своеобразия. Показательна в этом смысле природа человека, выступающего представителем многих видов бытия (физического, биологического, социального, духовного и др.), согласующихся друг с другом.

 

Вера — субъективный акт принятия чего-либо как истинного, не нуждающегося в необходимом подтверждении истинности со стороны разума. Это особое духовное состояние личности, возникающее на основе определенной информации об окружающем мире, выраженной в идеях и образах, вызывающее уверенность в их правоте и служащее мотивом деятельности. Объекты веры: факты, явления, тенденции развития природной, социальной и духовной действительности, которые не даны человеку чувственно и выступают в виде вероятностей. Субъектом веры выступает индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает объект и отношение к нему субъекта, а тем самым и бытие субъекта, его потребности и интересы. В науке вера представлена в виде гипотез, предположений, требующих доказательств. Особым случаем проявления веры является религиозная вера. Она находится в области непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) (см. Метафизика) и чаще всего опирается на мир чувств, а не на разум. Богословие (теология) признает религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души, благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера противопоставляется разуму, знанию. Основы веры предлагают разуму суждения, не подлежащие критике, но дающие возможность делать логические умозаключения («верую, чтобы понимать»). Они обосновываются в философских категориях («понимаю, чтобы веровать»). Этим провозглашается полная несовместимость веры с разумом, так как разум человека ограничен, следовательно, существует приоритет веры над разумом («верую, ибо абсурдно»). Обычно богословие исходит из первой позиции (верую, чтобы понимать), так как вторая ведет к поглощению теологии философией, а третья — к разрыву между философией и теологией. Вера как ценностный феномен связана с идеалом, существующим в моральных, эстетических, общественных и других областях человеческих отношений. Идеал — это основополагающие ценности человека и конструируемый на их основе образ желаемого будущего. В некоторых случаях идеал может превратиться в утопию и напрасно израсходовать силы человека или даже целых сообществ.

 

Вселенная — синоним понятий «космос», «мир» как выражение материального единства всего сущего, бесконечного и безграничного во времени, пространстве и формах проявления. В широком смысле слова Вселенная изучается космологией, которая пытается объединить квантовую теорию и общую теорию относительности, решить проблему открытости или замкнутости Вселенной. Понимание космологических закономерностей имеет важнейшее значение для обоснования мировоззрения.

 

Глобальные проблемы* — совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации в целом. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как естественный фактор развития общества и для своего решения требуют объединения усилий всего человечества. Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек — природа — общество». Причины этого обострения кроются в развитии материальной культуры и особенностях социального прогресса. Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между основными социальными общностями, между человеком и природой и между человеком и общест-вом. На этом основании можно выделить три основные группы глобальных проблем, каждая из которых слагается из некоторого числа типов проблем. Первая группа — общемировые глобальные проблемы Они связаны с перестройкой международных отношений в соответствии с требованиями дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, международного терроризма, преодоление разрыва в социально-экономическом развитии между бедными и богатыми странами, развитие экономической интеграции и т.п. Следующая группа глобальных проблем — ресурсные проблемы. Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относится экологическая проблема во всех ее проявлениях. Суть ее состоит в растущем давлении антропогенных (связанных с человеком) факторов на биосферу, что может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов. Возникнет возможность резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой гибель населения планеты. Демографическая проблема, заключающаяся в том, что продолжается процесс неудержимого прироста населения Земли, который составляет около 85 млн чел./год. Неконтролируемый рост населения, главным образом в развивающихся странах, подрывает ресурсную базу, стремительно увеличивает максимально допустимые нагрузки на природную среду. Решение этой проблемы настоятельно требует согласованных мер. Энерго-сырьевая проблема заключается в надежном обеспечении населения топливом и сырьем. Ее возникновение объясняется взрывным ростом потребления минерального топлива и 'сырья, возросшими масштабами их извлечения из земных недр. Через каждые 10 лет выработка электроэнергии удваивается, нахождение альтернативных источников энергии идет медленно. Кроме того, резко обострилась проблема водных ресурсов. Нарастает загрязнение воздуха. Человечество обеспокоено состоянием возделываемых почв и значительным уменьшением их пространства для сельско-хозяйственных нужд. К третьей группе глобальных проблем относятся общечеловеческие проблемы гуманитарного плана, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы: ликвидации нищеты, эксплуатации и других видов социального неравенства, здравоохранения, гарантий прав человека и т.п. Успешное решение глобальных проблем во многом зависит от стратегического подхода к их оценке, от правильного определения их иерархии. Разные исследователи выдвигают на первое место либо экологические проблемы, либо «демографический взрыв», либо контраст между «бедными и богатыми нациями» (передовым Севером и отсталым Югом). Взаимозависимость глобальных проблем проявляется в том, что невозможно решение ни одной проблемы как самостоятельной без взаимосвязи с другими. Их преодоление требует осуществления крупномасштабных, комплексных и долгосрочных программ социально-экономического развития.

 

Гносеология — см. Теория познания.

 

Гуманизм* (от лат. humanitas — человечный) — на-правление общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения и основанное на признании человека, человеческой личности высшей ценностью. В узком смысле гуманизм Возрождения рассматривался как культурная и педагогическая программа, связанная с обращением к дисциплинам, находящимся вне рамок схоластической учености (риторике, грамматике, теории поэзии, истории и др.). В более широком смысле гуманизм эпохи Возрождения — это новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире, на границы и возможности его активности в сфере науки, искусства, морали и политической жизни. Понятие «гуманизм» используется в это время для характеристики социально-философских воззрений и направленности общественно-политических систем в целом. В этом смысле гуманизм выступает как ми-ровоззренческий принцип (см. Мировоззрение) признающий человека в качестве высшей ценности. В силу своей широты и неопределенности понятие «гуманизм» в конкретных исторических условиях либо использовалось в качестве аргумента для оправдания реального положения человека в социальной системе, либо было знаменем борьбы против существовавших порядков. Гуманизм французского Просвещения XVIII в. в форме концепции «естественных прав» человека выступил основой критики сословного общества. Гуманистическая идея автономности индивида выражена в идее И. Канта о невозможности относиться к человеку как к «средству». Представители «экологической этики» считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении человечества как органического элемента природного и космического целого. В религиозной христианской философии гуманизм подвергается критике. Он рассматривается религиозными философами (Н. Бердяев и др.) как одно из самых больших заблуждений человечества, форма идолопоклонничества, несвободы человека. Вступление ряда государств в XX в. в стадию постиндустриального, информационного общества усилило внимание к проблемам человеческого фактора, развиваются идеи общечеловеческих ценностей, человеческих качеств. Вместе с тем внимание обращается на проблемы многомерности природы человека и человечества в целом.

 

Детерминизм (от лат. determino — определяю) — философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного мира, их закономерной взаимосвязи и взаимозависимости. В этом смысле детерминизм противостоит концепции абсолютной случайности и свободы в мире. Философский детерминизм, сформулированный еще древнегреческими мыслителями, сторонниками атомистической теории, сыграл выдающуюся роль в развитии науки-Нового времени и сам, в свою очередь, прошел сложную эволюцию в развитии под влиянием достижений науки и общественной практики. Долгое время детерминизм был частью общих материалистическо-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в XVII—XVIII вв. Мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого обусловлены материальными причинами и законами механики Ньютона. Но уже с середины XIX в. стали возникать концепции, которые выходили за рамки такого представления о мире. В них при описании и объяснении природных явлений все более существенная роль стала отводиться таким понятиям, как «случайность», «возможность», «вероятность», «целесообразность», «альтернативность» и др. С другой стороны, существующий упорядоченный характер отношений в материальном мире выводит исследователей на принцип закономерности, который фиксирует такие свойства между явлениями, как необходимость, повторяемость, устойчивость. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях; случайность происходит из побочных связей — может быть, а может и не быть. Абсолютизация необходимости приводит к тому, что все развитие и существование мироздания приобретают фатальный (от лат. fatum — рок, судьба) характер. При абсолютизации случайности отрицается детерминизм, а все мироздание предстает как нечто хаотичное, бессистемное. Случайность является объектом пристального внимания синергетики — науки, раскрывающей общие закономерности самоорганизации, образования устойчивых связей. Синергетика демонстрирует многоликость хаоса. Когда и какой случайности удается прорваться и определить ход общего течения событий — эти вопросы ставит и решает синергетика. Другой принцип детерминизма — взаимосвязь возможности и действительности. Действительность есть весь объективно существующий мир, вся совокупность явлений. Она сопоставляется с возможностью, которая фиксирует объективную тенденцию развития явлений, условий их возникновения. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира. Если возможность — это потенциальное бытие, будущее, содержащееся в настоящем, то действительность — реализованная возможность. Конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития. Она сама возникла как результат реализации ранее существо-вавших возможностей. Для количественной оценки возможности используется понятие «вероятность», которая характеризует пределы существующей возможности, определяет степень близости ее осуществления. И еще один принцип детерминизма, раскрывающийся в соотношении свободы и необходимости. Свобода может быть лишь там, где есть выбор. Объективным основанием для этого служит спектр возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуются. Свобода — это и «осознанная необходимость», и деятельность людей по практическому освоению необходимости, т. е. по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Детерминизм применительно к человеку всегда означал обусловленность его поведения взаимодействием внутренних и внешних факторов, его материальной и психической природой. Долгое время это отождествлялось с полным отрицанием у человека свободы выбора и свободы воли. Однако человек является носителем автономного нравственного начала и, следовательно, свободен (И. Кант). В настоящее время в рамках философии человек рассматривается как бытие особого рода, которое, в отличие от всех других явлений во Вселенной, реализует в своем поведении единство противоположных сторон и отношений — сущности и существования, объективности и субъективности, необходимости, обусловленности (детерминированности) и свободы.

 

Детерминизм технологический — философская концепция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Некоторые ученые считают, что техника развивается по своим, не зависящим от человека законам. Ее развитие определяет; в свою очередь, развитие социальной и культурной жизни, т.е. социальное признается ими как производное от техники. В отношении человека к технике выделяются две противоположные позиции: техницизм, т.е. вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм, т.е. недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм — это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с XIX до 2-й половины XX в. и привел человечество к ситу-ации глобального технологического риска {см. Глобальные проблемы). На основе техницизма возникла идея технократии, особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков — техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в развитых странах с конца XX в., исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для чело-века опасность. Человеку остается позиция либо враждебности к технике, либо подчинения ей.

 

Деятельность* — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность включает в себя цели, методы и средства, сам процесс и его результат. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Животные приспосабливаются к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. Человек же в течение нескольких десятков тысяч лет сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни. Это произошло в результате того, что де-ятельность человека, в отличие от активности животных, представляет собой процесс приспособления к природной среде путем ее масштабной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека. Для деятельности характерны сознательно поставленные цели, связанные со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать причинно-следственные зависи-мости, предвидеть результаты, планировать, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения. Целенаправленность деятельности существенно отличается от целесообразности в поведении животных. Человек, обладая разумом, способен вырабатывать эвристические {творческие) реакции в нестандартных ситуациях. Для человеческой деятельности характерно воздействие на среду специально созданными средствами труда, отличными от органов тела, данных ему природой. Он создает искусственные объекты, которые усиливают его физические возможности. Мышление, присущее человеку, позволило ему окончательно преодолеть законы биологической адаптации, заменив перестройку организма постоянным совершенство-ванием средств труда. Важной чертой человеческой деятельности является ее коллективный характер, что предполагает наличие отношений между участвующими в ней субъектами, т.е. их общение. Уже в простейших актах совместной деятельности возникает такая реальность, как совокупность организационных отношений между взаимодействующими ин-дивидами, включая отношения разделения труда. Общение связано с необходимостью эффективной организации коллективной совместной деятельности групп людей. Постепенно возникла возможность общения ради общения, которое является необходимым условием формирования и развития личности. Деятельность и общение являются той основой, на которой происходит развитие человеческой личности, осуществляется включенность человека в социум. Именно деятельность и общение выступают способами существования человека. Деятельность не только изменяет самого человека, она создает «вторую природу» — культуру. Человек воспроизводит культуру и сам одновременно явля-ется ее продуктом. Культура возникает как важный и необходимый результат человеческой деятельности. Если поведение животного генетически программируется и проявляется в инстинктах, то человек должен самостоятельно вырабатывать программы своей деятельности и передавать опыт потомкам через культуру. Каждое новое поколение людей сохраняет в культуре сущностные силы предшествующих поколений и продолжает ее развитие. Культура — это способ существования человечества. В зависимости от того, как и что усвоено из культуры, зависит тип сформировавшегося человека. Только творчески переработав уже существующую культуру, человек способен ее развивать и в будущем. Выступая творцом культуры в полноте своих личностных качеств, человек делает ее выразительницей бесконечного многообразия личностей, существующих в обществе.

 

Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (мышления). В истории философии понятие «диалектика» неоднократно менялось по содержанию. Сложились три основные формы диалектики. В античной философии под диалектикой понималось учение об искусстве вести беседу или спорить с целью установления истины (Сократ). Этот подход был развит Платоном, считавшим диалектикой технмку связывания и расчленения понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель говорит о Зено-не Элейском как о «создателе субъективной диалектики», субъективного метода исследования проблем. В античной философии со времен Гераклита подчеркивался непрерывный процесс движения, лежащий в основе всего сущего, где всякая вещь или свойство переходят в свою противоположность. Диалектика стала все чаще связываться с изучением развития бытия. В этот же период формировал-ся и другой подход, утверждавший, что бытие неподвижно. Немецкая классическая философия раз-р'абатывала идеи диалектики в рамках идеализма И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга. Первую в истории философии развернутую систему диалектики создал Г. Гегель. Он раскрыл законы диалектики, создал диалектическую логику и системы логиче-ских категорий. Все эти идеи, разработанные Гегелем, заложили фундамент в становление и дальнейшее развитие диалектики как особой науки. Основы материалистической диалектики были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. В марксистской теории диалектика рассматривалась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (см. Диалектический материализм). В современной философии выделяют понятия объективной и субъективной диалектики Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это диалектическое мышление (диалектика понятий), т.е. отражение диалектического движения (развития) мира и теория диалектики как система всеобщих логических категорий. Диалектический метод представляет собой систему универсальных принципов, сформулированных на основе теории диалектики. В общем виде категориальный аппарат диалектики может быть представлен следующим образом. К числу основных элементов диалектики относятся категории, законы и принципы (объективности, всеобщей связи, развития и др.). Принципы диалектики: всеобщая взаимная связь; развитие через противоречия. Основные законы диалектики: ди-алектический синтез; переход количества в качество; диалектическая противоречивость. Категории диалектики: сущность и явление; единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Все части этой системы взаимосвязаны. Принципы реализуются в за-конах и категориях, но и законы входят в содержание категорий. Диалектика — целостная развивающаяся система, имеющая определенную структуру. К числу основных элементов диалектики относят категории, законы и принципы (объективности, всеобщей связи, развития и др.). Различия между элементами диалектики относительны, условны и под-вижны.

 

Диалектический материализм — философское направление, основными идеями которого являются: материалистическое понимание истории; попытка не только рационально объяснить, но и изменить действительность; социально-классовая ориентация на угнетенные слои общества; совпадение материализма, диалектики, логики и теории познания; постоянная связь и взаимодействие с частными науками; творческий характер. Главные идеи диалектического материализма были сформулированы в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Дальнейшее развитие диалектического материализма носило сложный, противоречивый характер: действительные достижения диалектического материализма сопровождались упрощенным пониманием, вульгаризацией его положений, стремлением непосредственно применить их к науке и общественной практике, попытками превратить это философское направ-ление в «единственно правильную философию» и «единственно научный метод». Диалектический материализм был официальной советской философией, который приобрел статус некоего символа веры коммунистического мира.

 

Догматизм (от греч. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мертвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм абсолютизирует момент устойчивости в развитии, не учитывает изменений реальной действительности и преувеличивает значение абсолютных истин. Догматизм выводит мыслительные формулы не из реальной жизни, а из других умозрительных формул, оторванных от реальной действительности, рассматривая их как универсальные способы решения всех проблем. Догматик — это тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на убедительные встречные доводы.

 

Дух — философское понятие, употребляемое в двух смыслах: 1) как некое нематериальное начало, относящееся к метафизической (см. Метафизика) сфере. Христианство понимает Дух как ипостась Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух. В философии Г. Гегеля Мировой Дух проходит в своем диалектическом развитии три ступени: Дух субъективный, Дух объективный и Дух абсолютный. Каждая ступень представлена в философии системой логических категорий {см. Диалектика); 2) как обозначение одной из составных частей человеческой природы. У одних философов определяющей стороной Духа считается мышление, сознани<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...