Методическое обеспечение образовательной программы
Структура, порядок разработки и утверждения Программы дополнительного образования детей (методические рекомендации)
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения, отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы детского объединения.
Нормативно-правовые документы: - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе". - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России». - Письмо управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей: Программа дополнительного образования должна содержать следующие структурные элементы: · титульный лист; · информационная карта; · пояснительная записка; · учебно-тематический план;
· содержание изучаемого курса; · методическое обеспечение дополнительной образовательной программы; · список литературы; · приложения (календарно-тематическое планирование).
Титульный лист На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы (Рабочая программа дополнительного образования детей «Техническое творчество»); - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы (внесены изменения в 2013 г.).
Информационная карта (пример) 1. Учреждение 2. Полное название программы 3. Ф.И.О., должность автора 4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база: Закон РФ «Об образовании» Положение об учреждениях дополнительного образования Устав (название учреждения) 4.2. Область применения: дополнительное образование детей 4.3. Направленность 4.4. Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская. 4.5. Вид программы: образовательная 4.6. Возраст обучающихся: 7-10 лет 4.7. Продолжительность обучения: 2 года 5. Рецензенты и авторы отзывов: 6. Заключение методического совета: Протокол заседания № 7 от 04.09.2007 г.
Пояснительная записка. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: - Направленность дополнительной образовательной программы Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:
1. Художественно-эстетическая - направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16). 2. Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». 3. Научно-техническая - направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»). 4. Физкультурно-спортивная - направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. 5. Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
6. Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции. 7. Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков. 8. Культурологическая - направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское. 9. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования. 10. Туристско-краеведческая - направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края.
- Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: — новое решение проблем дополнительного образования;
— новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается лишь в том случае, если она действительно имеется!
- Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы – ориентация на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач: - обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.); - воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.); - развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии). Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
- Возрастная категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Составителям необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная образовательная программа: Пол; Возраст; Степень предварительной подготовки; Предполагаемый состав групп — одновозрастные или разновозрастные; Уровень образования; Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;
Наличие способностей; Физическое здоровье детей и т.д., то есть характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.
- Сроки реализациии режим занятий (продолжительность образовательного процесса, этапы). Указывается на какое количество учебных часов рассчитана программа, сколько занятий в неделю проводится и сколько по времени длится одно занятие. - Формы занятий: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, ансамблевая и др. (акция, диспут, турнир, конкурс, ярмарка, экскурсия, творческий отчёт, лекция, и др.). - Ожидаемые результаты и способы определения их результативности необходимо описать на 3 уровнях: личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий: · действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности; · действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»); · действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Общеучебные: -формулирование познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические: моделирование-преобразование объекта из чувтственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические: -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё Подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Предметным результатом обучающихся является освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной образовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.
Результативность изучения дополнительной образовательной программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ (не более 4 за учебный год).
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) (Не менее 4 мероприятий на уровне образовательного учреждения)
- Педагогические технологии: · Технология развивающего обучения · Технология «ТРИЗ» · Технология исследовательского обучения · Технология совместного научного исследования · Коммуникативные образовательные технологии (диспут, дискуссии, дебаты и т. д.) · Технология коллективной творческой деятельности (трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, экологические и т. д.) · Технология коллективного совместного обучения (опосредованное общение через письменную речь, общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава) · Технология мастерских · Технология программированного обучения · Технология блочно-модульного обучения · Технология проектного обучения · Игровые технологии · Имитационное моделирование · Здоровьесберегающие технологии · Технологии сохранения и стимулирования здоровья · Технологии обучения здоровому образу жизни · Технология раскрепощённого развития детей · Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии (технологии деятельности направленные на ребёнка) · Технология социальной практики · Комплексные технологии · Технология индивидуального образовательного маршрута · Информационно-коммуникационные технологии · Кейс-технологии · Технология портфолио
- Виды и формы контроля освоения программы.
- Критерии выполнения программы (знания, умения, навыки).
- Материально-техническое обеспечение образовательной программы. В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы: • сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.); • сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); • перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); • перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.); • перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.); • перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; • перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.; • учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); • требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
- Кадровое обеспечение программы. Данный подраздел составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации образовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации
- Организационные условия реализации программы (общее количество часов, периодичность проведения занятий, продолжительность занятия, нормы наполнения групп).
- Санитарно-гигиенические требования.
- Работа с родителями.
4. Учебно-тематический план (разделы и подразделы). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель. Иной расчет часов в учебно-тематическом плане необходимо обосновать. Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо предусмотреть часы: - на комплектование группы первого года обучения; - на вводное занятие (введение в программу); - концертную, выставочную или соревновательную деятельность; - мероприятия воспитывающего и познавательного характера; - итоговое занятие. В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование. Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения). Родительские собрания, как это встречается в школьных учебных программах, в учебно-тематический план не включаются. В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7-8 лет - на 72 часа, а для 10-11 лет - на 144 часа. Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету. Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения.
Содержание программы. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов. В содержании программы необходимо указать: - название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана); - через терминологию, понятную детям, перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики); - указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии; - при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов: · единства содержания обучения на разных его уровнях; · отражения в содержании обучения задач развития личности; · научности и практической значимости содержания обучения; · доступности обучения; · соблюдения преемственности.
Методическое обеспечение образовательной программы В данном разделе указывается: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. В раздел методического обеспечения включается описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий. Методическое сопровождение учебной работы педагога: • методика контроля усвоения учащимися учебного материала; • методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся; • авторские методики проведения занятия по конкретной теме; • методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога: • методика формирования детского коллектива; • методика выявления неформального лидера в детском коллективе; • методика организации воспитательной работы; работы педагога по организации учебного процесса: • методика комплектования учебной группы; • методика анализа результатов деятельности; Методическое сопровождение массовой работы: • методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы); • план и методика проведения родительского собрания; • сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п. Виды методической продукции: • методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция; • аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др. Виды дидактических материалов: Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов: • естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.); • объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий и т.д.); • схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.); • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.); • звуковой (аудиозаписи, радиопередачи); • смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.); • дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.). • обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты); • учебники, учебные пособия, журналы, книги; • тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной составителем литературы, сайтов, аудио-видеоматериалов. Необходимо составлять список литературы, состоящий из двух разделов: · списка литературы, использованной педагогом в своей работе; · списка литературы для обучающихся и родителей. При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий: · фамилия, имя, отчество автора (авторов); · наименование авторского коллектива; · название; · сведения о месте издания; · издательстве; · годе издания; · сведения об объёме документа (количество страниц). Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. На сегодняшний день указывается только та литература, у которой год издания не ранее 2005 года!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|