Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическое обеспечение образовательной программы

Структура, порядок разработки и утверждения

Программы дополнительного образования детей

(методические рекомендации)

 

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения, отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы детского объединения.

 

Нормативно-правовые документы:

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».

- Письмо управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».

 

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:

Программа дополнительного образования должна содержать следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· информационная карта;

· пояснительная записка;

· учебно-тематический план;

· содержание изучаемого курса;

· методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

· список литературы;

· приложения (календарно-тематическое планирование).

 

Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы (Рабочая программа дополнительного образования детей «Техническое творчество»);

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы (внесены изменения в 2013 г.).

 

Информационная карта (пример)

1. Учреждение

2. Полное название программы

3. Ф.И.О., должность автора

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Закон РФ «Об образовании»

Положение об учреждениях дополнительного образования

Устав (название учреждения)

4.2. Область применения: дополнительное образование детей

4.3. Направленность

4.4. Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская.

4.5. Вид программы: образовательная

4.6. Возраст обучающихся: 7-10 лет

4.7. Продолжительность обучения: 2 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:

6. Заключение методического совета: Протокол заседания № 7 от 04.09.2007 г.

 

Пояснительная записка.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

- Направленность дополнительной образовательной программы

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:

1. Художественно-эстетическая - направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

2. Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера,

подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

3. Научно-техническая - направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).

4. Физкультурно-спортивная - направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

5. Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).

6. Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

7. Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности

(сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

8. Культурологическая - направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.

9. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.

10. Туристско-краеведческая - направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края.

 

- Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Новизна указывается лишь в том случае, если она действительно имеется!

 

- Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы – ориентация на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

 

- Цель и задачи дополнительной образовательной программы

При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

- обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

- воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

- развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

 

- Возрастная категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Составителям необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная образовательная программа:

Пол;

Возраст;

Степень предварительной подготовки;

Предполагаемый состав групп — одновозрастные или разновозрастные;

Уровень образования;

Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;

Наличие способностей;

Физическое здоровье детей и т.д., то есть характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.

 

- Сроки реализациии режим занятий (продолжительность образовательного процесса, этапы). Указывается на какое количество учебных часов рассчитана программа, сколько занятий в неделю проводится и сколько по времени длится одно занятие.

- Формы занятий: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, ансамблевая и др. (акция, диспут, турнир, конкурс, ярмарка, экскурсия, творческий отчёт, лекция, и др.).

- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности необходимо описать на 3 уровнях: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий:

· действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

· действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

· действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Общеучебные:

-формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические:

моделирование-преобразование объекта из чувтственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические:

-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё Подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Предметным результатом обучающихся является освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной образовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.

 

Результативность изучения дополнительной образовательной программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ (не более 4 за учебный год).

 

- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) (Не менее 4 мероприятий на уровне образовательного учреждения)

 

- Педагогические технологии:

· Технология развивающего обучения

· Технология «ТРИЗ»

· Технология исследовательского обучения

· Технология совместного научного исследования

· Коммуникативные образовательные технологии (диспут, дискуссии, дебаты и т. д.)

· Технология коллективной творческой деятельности (трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, экологические и т. д.)

· Технология коллективного совместного обучения (опосредованное общение через письменную речь, общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава)

· Технология мастерских

· Технология программированного обучения

· Технология блочно-модульного обучения

· Технология проектного обучения

· Игровые технологии

· Имитационное моделирование

· Здоровьесберегающие технологии

· Технологии сохранения и стимулирования здоровья

· Технологии обучения здоровому образу жизни

· Технология раскрепощённого развития детей

· Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии

(технологии деятельности направленные на ребёнка)

· Технология социальной практики

· Комплексные технологии

· Технология индивидуального образовательного маршрута

· Информационно-коммуникационные технологии

· Кейс-технологии

· Технология портфолио

 

- Виды и формы контроля освоения программы.

 

- Критерии выполнения программы (знания, умения, навыки).

 

- Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);

• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

 

- Кадровое обеспечение программы.

Данный подраздел составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации образовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации

 

- Организационные условия реализации программы (общее количество часов, периодичность проведения занятий, продолжительность занятия, нормы наполнения групп).

 

- Санитарно-гигиенические требования.

 

- Работа с родителями.

 

4. Учебно-тематический план (разделы и подразделы).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель. Иной расчет часов в учебно-тематическом плане необходимо обосновать.

Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70 % на 30 %).

Также в учебно-тематическом плане необходимо предусмотреть часы:

- на комплектование группы первого года обучения;

- на вводное занятие (введение в программу);

- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

- итоговое занятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.

Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Родительские собрания, как это встречается в школьных учебных программах, в учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7-8 лет - на 72 часа, а для 10-11 лет - на 144 часа.

Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету. Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения.

 

Содержание программы.

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

- через терминологию, понятную детям, перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

- при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

· единства содержания обучения на разных его уровнях;

· отражения в содержании обучения задач развития личности;

· научности и практической значимости содержания обучения;

· доступности обучения;

· соблюдения преемственности.

 

Методическое обеспечение образовательной программы

В данном разделе указывается:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения включается описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

• методика контроля усвоения учащимися учебного материала;

• методика диагностики (стимулирования) творческой активности

учащихся;

• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

• методы обновления содержания образовательного процесса;

воспитательной работы педагога:

• методика формирования детского коллектива;

• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;

• методика организации воспитательной работы;

работы педагога по организации учебного процесса:

• методика комплектования учебной группы;

• методика анализа результатов деятельности;

Методическое сопровождение массовой работы:

• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

• план и методика проведения родительского собрания;

• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.

Виды методической продукции:

• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий и т.д.);

• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.).

• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);

• учебники, учебные пособия, журналы, книги;

• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

 

7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной составителем литературы, сайтов, аудио-видеоматериалов.

Необходимо составлять список литературы, состоящий из двух разделов:

· списка литературы, использованной педагогом в своей работе;

· списка литературы для обучающихся и родителей.

При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий:

· фамилия, имя, отчество автора (авторов);

· наименование авторского коллектива;

· название;

· сведения о месте издания;

· издательстве;

· годе издания;

· сведения об объёме документа (количество страниц).

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется.

На сегодняшний день указывается только та литература, у которой год издания не ранее 2005 года!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...