Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребности человека и ограниченность ресурсов.




Введение.

 

Слово «экономика» образовано от греческого «oikonomikѐ», что означает «искусство ведения домашнего хозяйства». И эта наука является частью нашей с вами повседневной жизни. Она окружает нас постоянно и везде. Соответственно, мы должны ее изучать, чтобы лучше понимать. Вопрос: зачем? Постараемся в этом разобраться.

1. Экономика тесно связана с теми проблемами, которые появляются у каждого из нас, например, квартирная плата, оплата обучения.

2. Выйдем за пределы своего дома. Мы живем в стране, а это значит, что у нее есть своя политическая и экономическая деятельность. К экономической деятельности относится выплата заработной платы, цены, установленные на рынке, цены на энергоресурсы и т.д.

3. Экономика и внедряется и в проблемы глобального характера. Они заключаются в том, что есть страны, в которых рост населения несет угрозу их благополучному существованию. Возникает вопрос: а хватит ли продукции для того, чтобы был накормлен народ, изменится ли рост населения?

На самом деле, этот список можно продолжать, множество вопросов анализировать. Поэтому, пока существует человеческое общество, экономика будет ведущей наукой. С каждым днем одни вопросы решаются, а другие возникают. Человечество стремится к лучшей жизни, а без знаний экономики этого достичь невозможно.

Изучение экономики на современном этапе – одна из актуальнейших задач.

 

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.

Потребности человека и ограниченность ресурсов.

 

Определение 1. Экономика – это наука об использовании редких и ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

Как известно, объектом любой науки является некоторая крупная система, совокупность явлений и т.п. Предмет – некоторая существенная часть объекта, некоторый аспект, на котором сосредотачивается внимание отдельной науки. Метод – система способов и приемов познания объекта.

Обычно выделяют естественные (технические) и общественные (гуманитарные) науки. Экономика традиционно относится к общественным (социальным) наукам – наукам об обществе. Таким образом, объектом изучения экономики является человеческое общество.

Предмет экономики – поведение субъектов в процессе выбора способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивида и общества.

Экономика изучает совокупность социально-распорядительных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Человека к процессу производства толкают потребности.

Потребность – объективная и осознанная нужда в чѐм-либо. Потребности выступают как некоторый внутренний побудитель активной деятельности человека.

Экономические потребности – та часть имеющихся в обществе потребностей, для которой необходимо общественное производство (экономическая деятельность), где люди вступают в производственные отношения. Выделяют потребности первичные и вторичные:

· первичные - потребность в питании и т.п.

· вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека.

Одной из удачных классификаций считается иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу:

 

Потребности характеризуются неограниченностью и тенденция потребностей – постоянное возрастание.

В природе и в экономике происходит кругооборот, т.е. человек не может остановиться в производственной деятельности. И каждый раз он все расширяет и расширяет поле своей деятельности. От одних потребностей идет к другим. Экономический кругооборот в своем развитий проходит несколько стадий (фаз):

Стадия потребности. По мере совершенствования орудий труда растут и человеческие потребности. Никакая экономика не сможет удовлетворить абсолютные потребности человека. По той причине, сколько человеку не дай ему все мало, а это значит, что экономика может удовлетворить только относительные потребности человека, т.е. те потребности, которые она сама ему дает.

Потребности человека растут, ибо экономика совершенствуется, и сам человек совершенствуется и в погоне за потребностями человек заводит экономику.

Распределение. Все производящаяся продукция в масштабе государства подлежит распределению на всей территории. Тот, кто владеет и является собственником орудий труда тому и принадлежит производственная продукция и ее надо распределить на всей территории государства. Распределяют продукцию и государство и предприниматели, и благодаря этому рынок насыщается самой разнообразной продукцией.

Обмен. Основан на общественном распределении труда, где каждый товаропроизводитель специализируется на производстве конкретного товара. Все предприятия и организации зависят друг от друга, и каждый нуждается в продукции другого, и они вынуждены обменяться своей продукцией на основе купли-продажи. Обмен охватывает производственную сферу деятельности, и чтобы процесс производства не остановился предприятия, организации нуждаются в продукции др. предприятий.

Рассматривают два вида потребления: производственное потребление, личное потребление.

Производственное потребление – это когда предприятия обменивается между собой своими видами продукциями.

Личное потребление – это такое потребление, когда население приобретает на рынке продукты питания и товары первой жизненной необходимости.

Удовлетворив одни потребности, человек выходит на новые и так будет происходить вечно пока жив хотя бы один человек. И за потребностями пойдет следующая фаза.

Все стадии кругооборота находятся в единстве, и экономика из одной стадии переходит в другую, и чем быстрее она это делает, тем эффективней развивается и наоборот.

 

 

Потребности  
Производство
Распределение  
Обмен
Потребление

 


Рис. 2. Экономический кругооборот

 

Определение 2. Экономика -это наука, которая изучает совокупность производственных отношений определенной общественно-экономической формации.

Совокупность производственных отношений состоит из ряда элементов:

1) орудия труда – то, чем человек воздействует на предмет труда (лопата, топор, экскаватор, компьютер);

2) предмет труда – то, на что направлена целесообразная деятельность человека (земля, ткань, доска, бумага);

3) средства труда = орудия труда + предмет труда;

4) средства производства = средства труда + здания (сооружения)+ ЛЭП

5) труд – умственные и физические способности человека, которые он реализует в процессе производства материальных благ. Это дееспособные граждане от 16 до 55, от 16 до 60 лет согласно законодательству РФ.

6) Производительная сила общества = труд + средства производства

7) В процессе производства люди вступают между собой в отношения по поводу производства материальных благ. Эти отношения называются производственными (экономическими, хозяйственными). Производственные отношения – это и есть совокупность производственных элементов или способ производства.

Согласно «Учению об общественно-экономических формациях» (авторы Карл Маркс и Фридрих Энгельс) выделяют 5 стадий производства:

Ä Первобытная;

Ä Рабовладельческая;

Ä Феодальная;

Ä Капиталистическая;

Ä Коммунистическая.

8) Способ производства или совокупность производственных отношений – это и есть базис – экономическая сторона развития человечества.

Кроме того, что человеку следует производить, он должен учиться тому, как лучше организовать производство, как управлять этим процессом, как преумножать результаты производственного процесса – все это и есть надстройка.

9) Общественно-экономическая формация = базис + надстройка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...