Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая структура деятельности

Введение

 

Деятельностью называется особенная форма социальной активности человека, возникшая у него в исторический период существования и обеспечивающая его нормальное существование и развитие как современного, культурного, цивилизованного человека. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.

По определению А.Н. Леонтьева: «Деятельность — это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире». По природе деятельность социальна. Социальность ее состоит, прежде всего, в исторической преемственности: поколения передают потомкам орудия и средства деятельности, способы их использования, что позволяет новым поколениям осваивать более сложные уровни деятельности. Вне социальной преемственности деятельности невозможен прогресс человечества. Кроме того, социальность состоит и в совместном производстве. Чем сложнее деятельность, тем большего взаимодействия людей с разделенными функциями она требует.

Человеческий опыт материализован не в виде генного кода или усложняющихся инстинктов, а в создаваемых поколениями людей предметах, вещах, орудиях и социальной среде. Человек не может существовать вне деятельности и социальных взаимоотношений. В деятельности человек использует орудия труда и создает продукт, удовлетворяющий (непосредственно или опосредованно) его потребности. Данный продукт — предмет деятельности.

Предметность — является основной (конституирующей) характеристикой деятельности. Отдельные конкретные виды деятельности различаются по форме, повременной и пространственной характеристике, по их эмоциональной напряженности и т. п., однако главное их различие — в предмете, ибо именно предмет деятельности придает ей направленность, являясь ее действительным мотивом (А.Н. Леонтьев). Предмет деятельности может быть как материальным, так и данным в восприятии, в воображении, в мысли. Главное, что он всегда отвечает какой-либо потребности. Деятельность всегда мотивирована, кажущаяся не мотивированность деятельности означает лишь, что мотив скрыт.

Говоря о деятельности человека необходимо отметить, что стиль деятельности любого человека зависит от его индивидуальных качеств.

Индивидуальный стиль деятельности человека - это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения некоей деятельности. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью. Возможность разных стилей деятельности индивидуальных заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при выполнении деятельности разными способами, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха, процессом, но не его результативностью. В то же время он может быть неоптимальным с позиции эффективности деятельности. Например, при надобности работать в повышенном темпе человек с подвижным типом системы нервной может решать задачи на основе своей способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому; а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Прежде чем характеризовать деятельность с точки зрения индивидуальности во всех её проявлениях, необходимо раскрыть шире саму психологию деятельности человека, её структуру, типологию и освоение человеком самой деятельности.

 


Психологическая структура деятельности

 

Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая определенную структуру, свои внутренние переходы и превращения. Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов, человеческих поступков, практической деятельности и других.

Причиной, побуждающей человека к деятельности, является прежде всего потребность. Применительно к человеку — потребность есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования. Органические потребности (в пище, воде, тепле, кислороде и пр.) являются врожденными, наряду с ними врожденными являются потребности в контактах с себе подобными: у ребенка они проявляются очень рано, неудовлетворенность подобной потребности ведет к устойчивой задержке психического развития. В онтогенезе эта потребность меняет свои формы и круг лиц, которым она адресована. И еще одна врожденная потребность — познавательная. Сразу после рождения она проявляется как реагирование на звуки, зрительные раздражители, выделение фигуры из фона (это подтверждают опыты по фиксации зрительных движений младенцев).

Познавательная потребность нормативно развивается в течение жизни, у человека появляются интеллектуальные формы познания. На первых порах эти две потребности очень тесно переплетены. Обе связаны с близким взрослым, обе составляют условие формирования человека на всех ступенях его развития.

Потребность побуждает человека к поиску предмета ее удовлетворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом. Мотив — это форма проявления потребности, или опредмеченная потребность. Важно понимать, что одна и та же деятельность у разных людей может иметь разные мотивы, а на основе одинаковых потребностей могут образовываться мотивы к разным деятельностям. Сложные виды деятельности всегда полимотивированы, т. е. побуждаются несколькими мотивами. Например, учебная деятельность студента может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами (гораздо реже — только одним из них). Именно множественность действий — типичный признак мотива. Не все мотивы, сходящиеся на одной деятельности, равнозначны: главный мотив — ведущий, второстепенные — мотивы-стимулы. Мотивы могут быть осознанными (большие жизненные цели) или неосознанными.

Формой проявления осознанного мотива является личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему, имеющую у разных людей свою конфигурацию. Мотивационная система человека определяет масштаб его личности. С точки зрения самовоспитания личности, развитие мотивов играет определяющую роль. В известном комедийном фильме «новый русский», желая помочь только что пришедшему из армии парню, сокрушался, что у того «нет мечты», другими словами, — нет четкой осознаваемой мотивации. Вывод не был озвучен, но дальнейшее развитие сюжета фильма показало малую содержательность дальнейшей жизни этого молодого человека. Воздействие на предмет всегда целенаправленно. Цель — заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. На отдельных этапах деятельности достигается не общая цель, а лишь какая-то конкретная задача. По сути задача — это цель отдельного этапа, шага на пути к получению общего результата. По мере изменения условий, получения отдельных результатов, усложнения деятельности цели могут трансформироваться в задачи. Например, для абитуриента поступающего в вуз актуальная цель само поступление. Первая сессия ставит новую цель — ее успешную сдачу, а факт поступления в вуз рассматривается уже как решенная задача.

В ходе освоения новых видов деятельности, ее элементы, выступавшие как цели, могут выступать в качестве мотивов. Данный механизм получил название «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). К примеру, девушка, начавшая заниматься спортивными танцами ради развития пластики движений, достигнув своей цели, не прекратила занятия — двигательная активность стала ей необходима для хорошего самочувствия.

Реализация деятельности всегда соотносится с определенными условиями — более или менее благоприятными: условиями могут быть интеллектуальные и материальные ресурсы, количество времени, информация и т. п. Анализ условий деятельности, их соотнесение и распределение называется планированием. Планирование предполагает видение как конечной цели, так и промежуточных, которые являются задачами разных этапов деятельности.

Осуществление деятельности происходит через действия. Действие — это процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели. Следовательно, действия есть основные составляющие деятельности. Действия, объектом которых является некий предмет, вещь, называются предметными. Они, как правило, складываются из моторных движений — взять, переместить. Помимо предметных действий выделяют умственные, речевые, соматические, выразительные и другие. Умственные действия выполняются во внутреннем плане и регулируются сознанием, делятся на несколько видов.

Речевые действия — это действия по оформлению и выражению мысли. Речевые действия всегда осуществляются с помощью моторики артикуляционного аппарата и гортани, их качество зависит от деятельности этого аппарата.

Соматические — внешние телесные действия, а также непроизвольные физиологические реакции организма — покраснение кожных покровов, сужение (расширение) кровеносных сосудов и т. п.

Выразительные — мимические, кинестетические, визуальные действия, демонстрирующие состояние человека, его отношение к происходящему.

Перечисленные действия, как правило, сопровождают предметные действия и поступки, т. о. действия, направленные на другого человека. Комплекс поступков составляет поведение человека.

Способы осуществления действий — операции. Термины «действия» и «операции» различаются не всегда. Однако в контексте психологического анализа деятельности такое различие необходимо. Действия соотносятся с целью. Операции — с условиями. Если сохраняется цель какой-либо деятельности, но меняются условия ее достижения, то изменится и операционный состав действий. Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Первоначально операция формируется как действие, позднее, по мере ее усвоения, включается в другое действие как составляющая его операция. Такая динамика лежит в основе освоения деятельности. Для ученика начальной школы чтение — действие, для студента — операция, включенная в процесс подготовка к экзамену. Для начинающего водителя переключение передач — действие, требующее внимания и осмысления. Для опытного водителя — оно уже как бы и не существует, даже может стать функцией автомобиля. Наиболее яркий отличительный признак действий и операций — осознаваемость —неосознаваемость, и то он включается далеко не всегда. Уровень операций заполнен автоматизированными неосознаваемыми действиями.

Существуют парные зависимости: понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели — с понятием действия.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление между функциями, слитыми в мотиве. При этом деятельность не является аддитивным процессом, значит действия — это не некие «отдельности», это звенья одной цепи, заданные единой целью. Итак, в общем потоке деятельности, которая образует человеческую жизнь, с разной степенью отчетливости, но всегда выделяется следующая цепочка составляющих: Потребность — Мотив — Цель — Задача — Условия — Действие — Операция. Эти компоненты и образуют макроструктуру человеческой деятельности. Они связаны внутренними отношениями, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении. Представленные компоненты можно объединить в некие уровни. Первый уровень — содержательный — составляют потребности, мотивы, цели, задачи. Второй — собственно структурный — составляют действия и операции. Третий — динамический — составляют взаимно переходы компонентов деятельности: мотивов — в цели, целей — в задачи, действий — в операции. В отдельных случаях деятельность «вызревает» не сразу на всех ее уровнях. Может быть осознано ее содержательное наполнение, а структурное — смутно представляемо. В таких случаях человек знает, что он хочет, но не знает, как он этого достигнет. Или же он приступает к выполнению действий, не осознавая четко конечного желаемого результата. Качественное выполнение деятельности предполагает высокий уровень осмысления всех ее компонентов.

Н.А. Бернштейном определил четвертый уровень — психофизиологических функций (физиологическое обеспечение психических процессов и действий — сенсорное, мнемическое, моторное). Психофизиологические функции одновременно выступают и как предпосылки, и как средства деятельности. Н.А. Бернштейном открыт принцип активности, который заключается в утверждении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он противопоставляется принципу реактивности, согласно которому действия определяются внешними стимулами. Данный принцип обосновывает доминирование сознательной, целеположенной активности человека, реализуемой в регулируемых действиях. Между тем человеком осуществляются и реактивные, нерегулируемые сознанием действия, называемые импульсивными. Импульсивные действия обнаруживают тип нервно-психической деятельности человека, степень сознательного управления своим поведением. Как правило, по мере взросления, представленность импульсивных действий уменьшается.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...